ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ТВОРЧЕСТВО ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«НАШ ВЫБОР УЖЕ СДЕЛАН»:
ПЕСНЯ КАК СЛУЖЕНИЕ РОССИИ

 


Александр ЩЕРБАКОВ

 

 

Фолк-группа «Ярилов Зной» даже среди коллективов, избравших основой своего творчества народную музыку, стоит особняком. Если говорить о формах и стилях, ее особенность в том, что она не подходит под стандартные определения и не вписывается ни в один «чистый» стиль. Этих музыкантов, исполняющих самые разные народные произведения, часто критикуют за совершенно противоположные вещи. Кому-то их песни кажутся слишком скучными и старомодными, других, наоборот, раздражают элементы, заимствованные из современных музыкальных направлений. Но коллектив этот интересен уже тем, что не играет народную музыку «по застывшим нотам», а воспринимает ее как живую, ищет и экспериментирует, находя в хорошо известном русском песенном богатстве новые краски и тона. А, может, напротив, – показывает, что никакая так называемая «современная культура» не может обойтись без своей первоосновы – русской народной музыкальной традиции.

Сердцевину фолк-группы «ЯЗ» составляет дуэт Александра Щербакова и Алексея Петрухина. С одним из этих молодых исполнителей – Александром – удалось встретиться и побеседовать нашему корреспонденту.

 

– Расскажите, пожалуйста, о своем детстве, о родителях. Были ли у Вас в роду музыканты? Как в Вашей семье относились к вере?

– Родом я с Воронежской деревни. Насколько помню, родители в храм не ходили. У нас там когда-то была церковь Ильи Пророка, но в советское время ее разрушили и, как говорили, участие в этом, к несчастью, принимал и мой прадед. Не знаю, как все сложится дальше, но, наверное, мой долг – помочь восстановить этот храм. Дедушка по линии мамы был председателем колхоза, любил Есенина, играл на гитаре, а дед по линии отца – тракторист, играл на балалайке, на гармони. Бабушка по линии мамы – казачка, всю жизнь пела. Посты семья держала самым строгим образом. Нам, детям, не объясняли, почему, но во время поста не включали радио, телевизор, – видимо, еще помня и храня былые правила. На Пасху ездили освящать куличи, яйца.

 

– Вы отучились в музыкальном училище по классу баяна; почему не выбрали вокал как специальность?

– Однажды, во время школьных занятий в наш класс пришел дедушка-гармонист из соседнего села, поиграл нам, а потом спросил, кто из нас хочет овладеть гармошкой. Тогда, помню, гармонь сильно меня «зацепила». Вероятно поэтому баян и вокал некоторое время внутри меня конкурировали. Родители решили отдать меня в музыкальную школу по классу баяна и, надо сказать, мне очень нравился этот инструмент. После школы поступил в училище Культуры старинного города Боброва. Закончил его как дирижер оркестра русских народных инструментов. То есть я был чистым, стопроцентным инструменталистом. Однако во время учебы в училище меня взяли в хоровую капеллу – посчитали, что неплохо пою, что данные имеются. Сам я не задумывался: умею петь – не умею, потому что ощущал себя, как уже сказал, исключительно инструменталистом. Несколько лет я работал с женским народным коллективом, при этом народное вокальное творчество знал мало, больше уделяя внимания творчеству инструментальному.

 

– Расскажите, пожалуйста, о своих первых учителях, и как отнеслись к Вашему выбору родители?

– Родители не просто одобрили мой выбор, они всячески мне помогали. Первый учитель – Василий Паньков, тот самый дедушка из деревни, еще в школе «зацепивший» меня своей удивительной игрой на гармони. Я учился именно у него, этого прекрасного самобытного гармониста, который, невзирая на возраст, мог два дня подряд в одиночку играть всю свадьбу. Мои учителя по вокалу, без ложного пафоса – это весь русский народ! У кого я только не учился! Начал с прослушиваний записей Владимира Скунцева – ансамбль «Казачий круг», казачьего ансамбля «Братина», а также других известных и малоизвестных коллективов. Кроме этого, конечно же, слушал и современную музыку. Позже мы написали гимн Подмосковья, голосование по которому проводилось в интернете и на телевидении...

 

– Вы несколько лет пели в хоре им. Пятницкого. Как Вы туда попали, не имея специального вокального образования? Что дала Вам работа в этом профессиональном коллективе?

– Нужны были деньги, и я поехал на заработки. Не знаю, как сейчас, но раньше, 10 лет назад, в Воронежской области работники культуры получали очень мало – просто копейки. Приехал в Подмосковье, случайно устроился на железную дорогу. Трудился там шесть лет, начав с должности монтера пути и дойдя до машиниста рабочего поезда. Но все это время музыка не давала мне покоя. Поэтому в свободное время я создал небольшой коллектив, с которым мы ездили по железнодорожным организациям с концертами. И вот однажды мне сообщили, что русский народный хор имени Пятницкого в Москве набирает мужчин. Подумал: «Эх, была не была, рискну!» Позвонил, и мне ответили: «Приходите, мы Вас послушаем». Этот звонок перевернул всю жизнь. Меня взяли в хор Пятницкого, где я отработал еще шесть лет. А потом, с приобретением безценного опыта, у нас образовался собственный фольклорный коллектив – «Ярилов Зной».

В хоре я, наверное, впервые в такой мере, буквально с головой, окунулся в фольклор, познакомился с работавшими в этой области людьми и открыл для себя целый вокальный и певческий фольклорный мир. Я слушал различные записи, я влюбился в народную песню! И до сих пор целиком и полностью живу в этом мире, где народное пересекается с патриотическим, где все связано с Россией, с возможностью помочь нашей стране выйти на другой уровень, стать лучше и чище.

 

– А как возникла идея создать «Ярилов Зной»? Откуда такое название?

– Окончив училище, я несколько лет работал в городе Россошь, и именно в то время это название возникло. Хотелось чего-то яркого, броского, гремучего. Можно сказать, что мы взяли его без каких-то особых раздумий, не вкладывая глубокого смысла. Только потом, повзрослев, стали размышлять и искать некое обоснование. Было много моментов, когда название хотели сменить, чтобы не отпугнуть православных людей, поскольку неоднократно сталкивались с тем, что верующие еще до знакомства с нашим творчеством решали, что мы какие-то язычники или, точнее, неоязычники. Был случай, когда на православном форуме «Селигер» отец Всеволод Чаплин попросил нас заранее, перед выступлением пояснить слушателям, кто мы такие: «В целом все у вас хорошо, хорошо поете, играете, а вот название надо людям объяснять, поскольку не все знают, что вы – ребята православные».

Раз уж я коснулся этого вопроса, то хочу сказать, что у участников нашей группы отношение к вере различное, точнее – степень воцерковления у каждого своя: кто-то ходит в храм, кто-то нет, но все крещеные, все православные. Коллектив разновозрастной, от 23 лет до 35, все мужчины, всего восемь человек: балалайка, баян, духовые народные инструменты, ударные, бас гитара, клавишные. Объединяет нас прежде всего любовь к русскому народному творчеству. Мы сами пишем песни, опираясь на фольклорные традиции, делаем аранжировки народных произведений, сообщаем им новое инструментальное звучание. Стараемся не опошлить, не испортить народную песню. В этой бережности есть своя сложность, но это наш принцип. Потому что многие песни пришли к нам из глубины веков, выкристаллизовывались, отшлифовывались столетиями.

 

– Почему в качестве основы репертуара выбрана народная песня?

– Мы вместе с Алексеем Петрухиным, как солисты и руководители коллектива, своим направлением выбрали народную и авторскую песню, написанную в русском характере и стиле. Другие наши ребята параллельно работают в оркестрах русских народных инструментов, т. е. они все народники, кроме клавишника. Но ему, как и прочим, данный стиль очень близок, этот музыкант с нами с момента основания группы. Мы играем и поем вместе уже около восьми лет. Поначалу участие в «ЯЗ» воспринималось как некое хобби, но сейчас это – не только основная работа, но и определенное служение, хотя я не люблю выражаться так пафосно. Мы не стремимся к славе и почитанию, наша цель – что-то изменить вокруг себя. А для этого надо самим меняться внутри, – это я тоже понимаю.

 

– Расскажите о казачьих песнях, о Вашем отношении к казачеству.

– Казачьи песни очень интересны, они воинственны, поднимают дух. Их сущность такова, что они не позволяют унывать, закисать. Они напоминают о нашей былой русской славе. Даже в основе лирических произведений заложены русские ценности – например, в песне «Черный ворон». Потрясающая песня, с глубочайшим смыслом! И какую казачью песню ни возьми – все они рассказывают об истории, внутренне нас закаляют. Есть, конечно, и веселые, шуточные, ведь казаки – простые люди, которые попадали в различные, в том числе и комичные, жизненные ситуации. Все эти песни нужны, потому что затрагивают определенную эмоциональную часть жизни человека. Это целый мир, объемный, богатый.

 

– Вы знакомы с творчеством Сергея Матвеева?

– Да, это достойный казак, талантливый исполнитель казачьих баллад, песен, он этим буквально живет, это его стиль. Целостный человек.

 

– О себе Вы можете сказать то же?

– Пока нет. Хотя, конечно, творчество занимает значительную часть моей жизни. Нет такого, что вот – отдельно я, а это – моя работа, нет противопоставления.

 

Окончание см. на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник