АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА IV:
ПОСЛЕДОВАНИЕ УТРЕНИ
§ 8
«АЛЛИЛУИА»
ВМЕСТО «БОГ ГОСПОДЬ…»
Святитель Симеон Солунский (в гл. 347) говорит: «„Аллилуиа“ значит пришествие Бога, хождение и явление Его, и есть высокая похвала Его домостроительства. Посему-то она и поется часто, поется и перед Евангелием, так как „Аллилуиа“ означает присутствие Христово. Грядет Бог, как бы говорит она, Который пришел и опять имеет приити с Небес». О сем пространнее см. ниже (§ 10).
Песнь «Аллилуиа» в Великий Пост поется на всех утренях, вместо «Бог Господь…». Святитель Симеон (в гл. 337) пишет: «Во дни же постные „Аллилуиа“ полагается вместо прокимна („Бог Господь…“) и означает хвалу Божию, пришествие Божие и то, что Господь грядет; ибо она выражает как первое, так и второе пришествие Спасителя; означает Его страдание и восстание, выражая, что грядет Господь пострадать и восстать нас ради и опять придет в последнее время судить всю землю. Посему и мы, заботясь о себе, скорбя о грехах наших и ожидая Господа, должны очищать себя, стараться не торжествовать или праздновать, но в плаче взывать к Богу, восхвалять Его, призывать и ожидать Его пришествия».
§ 9
ТРОПАРЬ
Разные писатели от различных слов производят слово «тропарь». Одни – от слова «τροπος» – «нрав», «образ жизни», – потому что тропарь есть песнь, изображающая образ жизни святого или описание праздника. Иные – от «τροπαιον» – «трофей» или «знак победы», – потому что тропарь есть песнь, возглашающая победу святого или торжество праздника. Иные – от «τροπος» – «троп» (т. е. употребление известного слова не в собственном значении, а в значении другого предмета, по некоторому их между собою сходству), – потому что такое употребление очень часто усматривается в тропарях, например: святые уподобляются звезде, отрасли благочестивого корня, лучам и проч.; а иногда соединяется в нем одно действие с другим, наиболее – земное с небесным и человеческое с божественным, как видно из тропарей на праздники Преображения и Успения. Другие еще – от «τρεπομαι» – «меняюсь», – потому что тропари поются попеременно, то на одном, то на другом клиросе, и канонарх в это время переходит от одного клироса к другому. Последние же, и справедливее всего, производят сие слово от «τρεπω» – «обращаю», – поелику тропари, а особенно в стихирах и канонах, превращаются различными способами, т. е. поются на различные гласы, приспособлены бывают к ирмосам и никогда не поются на один какой-нибудь голос.
Святитель Марк Ефесский пишет: «Тропари называем так от „τρεπω“ – „обращаю“, – потому что они всегда составляются по известному образцу и поются приспособительно к другим песням и известным образом (т. е. на глас). Их же иногда называем стихирами, потому что перед ними поются стихи, взятые из псалмов Давидовых, или из другой какой-нибудь книги». Согласно с сим и Зонара слово «тропарь» производит от глагола «τρεπω»: «Тропари называются так потому, что обращаются – „τρεπομενα“ – к ирмосам и к ним относятся, или потому, что в пении обращают – „τρεπονται“ – голос поющих к пению и размеру ирмосов: ибо, если голос поющих не будет соответствовать напеву ирмосов, то никогда не будет согласного и приятного пения и нельзя уже будет назвать такое пение сладкопением, но будет неприятный, безобразный и отвратительный крик». И новейшие писатели следуют тому же мнению. Некто из них утверждает: «Тропари обращаются – „τρεπονται“ – к ирмосам, и ирмос служит им примерным и окончательным образцом».
§ 10
СТИХОСЛОВИЕ
В Уставе (лист 2) показано: «Таже стихологисуем Псалтирь на глас 8-й, первую кафизму».
Стихословить Псалтирь – значит петь ее по стихам на обоих клиросах. Это ясно доказывает Кедрин (Георгий Кедрин – византийский хронист XI в., вероятно, монах. Известен как автор произведения «Обозрение истории». – Примеч. ред.) в «Истории IV века»: «В 23-е лето царствования Константина, – пишет он, – Флавиан, епископ Антиохийский, разделив лики певцов, первый научил попеременно петь Давидово псалмопение». Стихословие упоминает также святитель Василий Великий в 204-м письме: «Потому, – говорит он, – восставши от молитвы, переходят к псалмопению. И иногда, разделившись на две половины, поют, одни отвечая другим, утверждаясь таким образом в слове Божием и умножая в себе внимание и смирение сердца. Наконец, опять один начинает петь, и за ним другие снова поют низким голосом».
«АЛЛИЛУИА»
ПРИ СТИХОСЛОВИИ
В стихословии после некоторых псалмов прилагается «Слава и ныне» и «Аллилуиа». Первыми двумя словами, т. е. «Слава и ныне», славословят вообще все три Лица Святой Троицы, а последним, «Аллилуиа», – проповедуются два пришествия Христова, первое, уже исполнившееся Его воплощение, и второе, будущее Его пришествие.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 309) говорит: «И так, по порядку Псалтири, совершается стихословие. После же трех псалмов бывает славословие с „Аллилуиа“; Троице – словами: „Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу“; а воплощению Слова – словом „Аллилуиа“, означающим: Бог грядет; и потому оно означает как первое явление Спасителя на земле, во плоти и нищете бывшее, так и последнее, ожидаемое нами со славою с Небес».
«АЛЛИЛУИА»
ГОВОРИТСЯ ТРИЖДЫ
Почему здесь «Аллилуиа», означающая первое и второе пришествие Христово, поется трижды, а не дважды? Это бывает по той же причине, по которой и «Приидите, поклонимся…», обращаемое к Единому Христу, произносится трижды, о чем сказано выше (в гл. 1, § 12). По окончании стихословия, перед каноном, 50-й псалом не стихословится на обоих ликах.
«ПОМИЛУЙ МЯ, БОЖЕ…»
НЕ СТИХОСЛОВИТСЯ
Святитель Василий Великий говорит: «Итак, проведши ночь в разных песнопениях, на рассвете все вообще, как бы одними устами и одним сердцем, воспевают Господу покаянный псалом (50-й), и всякий слова его применяет к самому себе».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ГЛАС НАРОДА | || | Соборное покаяние – условие спасения |
Напечатанное ниже Обращение к Святейшему Патриарху Кириллу от прихожан Ростовской епархии Донской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата мы получили по электронной почте. В настоящее время под документом собираются подписи. Текст публикуется с незначительной литературной правкой.
+ + +
Ваше Святейшество! Сегодняшняя война Запада на Украине – это война с Россией как с реальным мировым центром Православия. Вера Христова – единственная преграда для реализации замыслов антихристианских сил, поэтому именно на нас, русских людей, направлен сейчас основной удар человекоорудий врага рода человеческого.
Митрополит Иоанн (Снычев) писал: «Русское служение <…> заключается в том, чтобы до конца времен стоять преградой на пути зла, рвущегося к всемирной власти». А Афонский старец Силуан говорил: «Если какой-то народ или государство страдает, то надо всем покаяться».
Мы понимаем, что все происходящее попущено Богом за наши нераскаянные грехи – соборные и личные. До сих пор наш народ не покаялся в вероотступничестве и клятвопреступлении, приведших к цареубийству, а также в совершении детоубийств, пьянстве, наркомании, содомии, блуде, соучастии в процессе антихристовой глобализации принятием личных кодов, номеров, электронных карт и т. п.
Ваше Святейшество! Дорогие наши архипастыри и пастыри! Мы, недостойные, убедительно просим вас организовать и провести соборное покаяние русского народа – так, как это было в 1613 году на главной площади страны, а также на площадях городов, где расположены православные соборы. Всеобщее покаяние – главное условие нашего спасения. Да воскреснет Русь Святая и расточатся врази ея!
С любовью во Христе, прихожане храмов Ростовской епархии