ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

С чего должно начинаться возрождение Руси?

 


Памятник преп. Сергию в Белгороде
Скульптор А. ЛОХТАЧЕВ

 

Преподобный Сергий Радонежский – один из величайших образцов русской святости. Он стал не только духовным учителем и наставником многих, но и великим созидателем русского национального единства. Молитвы его поспешествовали нашим предкам в избавлении от татарского ига и позже, при нашествиях врагов и прочих всенародных бедствиях, многократно помогали защищать идеалы Святой Руси.

Жизненный подвиг преподобного пришелся на XIV век – время раздробленности и иноземной зависимости нашего государства. «Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение. Люди безпомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища никакого выхода», – писал В.О. Ключевский. Однако, по слову историка, отличительным признаком «великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу» (Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства // Богословский вестник. 1892. Ноябрь).

Делу нравственного воспитания народа и посвятил свою жизнь преподобный Сергий. На нем Господь показал, с чего должно начинаться возрождение Руси: с личной праведности и святости, с поставления главной жизненной целью дела спасения души через самоотвержение и богоугождение. Умерщвляя «ветхого человека» ради Царствия Небесного, святой и его ученики пустынножительствовали, неустанно трудились и молились. Преизобилующая в подвижниках божественная благодать соделала их истинными учителями народной совести, богомудрыми наставниками на пути в жизнь вечную.

«Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч» (Там же). Вдохновленные преподобным, русские люди, отринув всякий страх, с радостью умирали за веру. Так совершился переворот национального сознания, ставшего не племенным, но религиозным.

При преподобном Сергии наметился также перелом в монашеской жизни, в людях резко возросло стремление к иночеству. Известно, что до эпохи преподобного на Руси было около 70-ти обителей, в основном городских и пригородных, основанных, как правило, князьями и боярами. В период же 1340–1440 годов, когда Русь немного уже воспряла от внешних бедствий, из куликовского поколения и его ближайших потомков вышли основатели до 150-ти новых монастырей. Преподобный Сергий и его ученики явились главными вдохновителями этого дивного оживления, потому святого и именуют «Игуменом Земли Русской».

Историк свидетельствует: «„Много было тогда некрещеных людей за Волгой“, т. е. мало крещеных, говорит старая летопись одного заволжского монастыря о временах до Сергия. Монах-пустынник и пошел туда смелым разведчиком. <...> Вокруг монастырей оседало бродячее население, как корнями деревьев сцепляется зыбучая песчаная почва. Ради спасения души монах бежал из мира в заволжский лес, а мирянин цеплялся за него и с его помощью заводил в этом лесу новый русский мир. Так создавалась верхневолжская Великороссия дружными усилиями монаха и крестьянина, воспитанных духом, какой вдохнул в русское общество преподобный Сергий. Напутствуемые благословением старца, шли борцы: одни – на юг за Оку, на татар; другие – на север за Волгу, на борьбу с лесом и болотом <...>

Духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа» (Там же).

 

Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

 

 

 

18 сентября / 1 октября. Среда.

Преп. Евмения, еп. Гортинского (VII). Преп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (прославление в 1698 г.). Преп. Илариона Оптинского (1873). Сщмчч. Алексия и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Амфилохия, еп. Красноярского, Иоанна, Бориса, Михаила, Владимира, Вениамина, Константина пресвитеров и мч. Сергия (1937). Мц. Ариадны (II). Мцц. Софии и Ирины (III). Мчч. Бидзина, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1660) (Груз.). Мч. Кастора. Молченской (1405), именуемой «Целительница» (XVIII), и Старорусской (возвращение ее в Старую Руссу в 1888 г.) икон Божией Матери.

 

19 сентября / 2 октября. Четверг.

Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Блгвв. князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев. Преп. Алексия Зосимовского (1928). Сщмч. Константина и с ним двух мучеников (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1919). Сщмч. Нила пресвитера, прмц. Марии (1938). Мч. Зосимы пустынника (IV). Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1147).

 

20 сентября / 3 октября. Пятница.

Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад его Агапия и Феописта (ок. 118). Мчч. и испп. Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Сщмчч. Феоктиста и Александра пресвитеров (1937). Преп. и блгв. кн. Олега Брянского (ок. 1285). Собор Брянских святых.

 

21 сентября / 4 октября. Суббота по Воздвижении.

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Ап. от 70-ти Кодрата (ок. 130). Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752). Сщмчч. Александра, Алексия, Константина, Иоанна пресвитеров (1918). Прмч. Маврикия и с ним мчч. Василия и Владимира (1937). Сщмчч. Валентина, Александра, Иоанна, Андрея, Петра, Иоанна пресвитеров (1937). Сщмч. Иоанна пресвитера (1938). Сщмч. Василия пресвитера (1942). Сщмчч. Ипатия епископа и Андрея пресвитера (ок. 730–735). Преп. Даниила Шужгорского (XVI). Преп. Иосифа Заоникиевского (1612). Свтт. Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мчч. Евсевия и Приска.

 

22 сентября / 5 октября. Неделя 17-я по Пятидесятнице.

Прор. Ионы (VIII в. до Р.Х.). Сщмч. Фоки, еп. Синопийского (117). Преп. Ионы пресвитера (IX), отца свв. Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных. Блж. Параскевы Дивеевской (1915). Сщмч. Вениамина, еп. Романовского (1930). Мч. Фоки вертоградаря (ок. 320). Прав. Петра, бывшего мытаря (VI). Сщмч. Феодосия Бразского (1694) (Рум.). Преп. Ионы Яшезерского (1589–1592). Преп. Макария Жабынского, Белевского чудотв. (1623). Собор Тульских святых.

 

23 сентября / 6 октября. Понедельник. Седмица 18-я по Пятидесятнице.

Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сщмч. Иоанна пресвитера (1937). Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977). Препп. жен Ксанфиппы и Поликсении (109). Мц. Ираиды девы (ок. 308). Мчч. Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина (IX). Словенской иконы Божией Матери (1635).

 

24 сентября / 7 октября. Вторник.

Первомц. равноап. Феклы (I). Сщмч. Василия диакона (1918). Сщмчч. Андрея и Павла пресвитеров, прмч. Виталия и мчч. Василия, Сергия и Спиридона (1937). Сщмч. Никандра пресвитера (1939). Преп. Коприя (530). Св. Владислава Сербского (1239). Преп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612). Мирожской иконы Божией Матери (1198).

 

25 сентября / 8 октября. Среда.

Преп. Евфросинии Александрийской (V). Преставление преп. Сергия, игумена Радонежского, всея Руси чудотворца (1392). Св. Николая исп., пресвитера (1941). Обретение мощей сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров (1985). Преп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1595). Преп. Досифеи, затворницы Киевской (1776). Прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III).

 

26 сентября / 9 октября. Четверг.

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (нач. II в.). Свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (прославление в 1989 г.). Сщмч. Афанасия, Александра и Димитрия пресвитеров, мчч. Иоанна и Николая (1937). Сщмч. Владимира пресвитера (1939). Преп. Ефрема Перекомского, Новгородского (1492). Прав. Геодона, судии Израильского (XII в. до Р. Х.).

 

27 сентября / 10 октября. Пятница.

Мч. Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных (304). Преп. Савватия Соловецкого (1435). Сщмч. Петра, митрополита Крутицкого (1937). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918); сщмчч. Германа, еп. Вольского, и Михаила пресвитера (1919); сщмч. Феодора пресвитера (1937). Aпп. от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I). Мц. Епихарии (284–305). Преп. Игнатия (963–975).

 

28 сентября / 11 октября. Суббота.

Преп. Харитона Исповедника (ок. 350). Препп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преп. Сергия Радонежского (ок. 1337). Мц. Анны (1925). Прмч. Илариона, прмц. Михаилы (1937); прмц. Татианы (1942). Прор. Варуха (VI в. до Р.Х.). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преп. Антония) почивающих. Мчч. Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодора и прочих (IV). Блгв. кн. Вячеслава Чешского (935). Преп. Харитона Сянжемского (1509). Преп. Иродиона Илоезерского (1541).

 

29 сентября / 12 октября. Неделя 18-я по Пятидесятнице.

Преп. Кириака отшельника (556). Сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского (1934). Мчч. Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Преп. Феофана Милостивого.

 

30 сентября / 13 октября. Понедельник. Седмица 19-я по Пятидесятнице.

Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении (ок. 335). Преп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992). Сщмч. Прокопия, пресв. (1918). Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия, Александра пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии (1937). Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти св. дев (нач. IV в.).

 

1 / 14 октября. Вторник.

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.

Ап. от 70-ти Анании (I). Преп. Романа Сладкопевца (VI). Преп. Саввы Вишерского, Новгородского (1461). Сщмч. Алексия пресв. (1918); сщмч. Михаила пресв. (1920). Сщмчч. Александра, Георгия, Николая пресвитеров, мч. Иоанна (1937); прмч. Феодора (1940). Мч. Домнина Солунского (IV). Прмч. Михаила, иг. Зовийского, и с ним 36-ти прмчч. (780–790). Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.). Люблинской, Псково-Покровской, Касперовской, Браиловской, Гербовецкой, Барской икон Божией Матери.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник