ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПОЛЕМИКА ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Наши старцы – истинные богословы, просвещенные Духом Святым

 


Слева направо: архим. Кирилл (ПАВЛОВ),
схиархим. Иона Одесский (ИГНАТЕНКО),
архим. Петр (КУЧЕР)

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 3

 

Примечательно, что возвысившие свой голос против глобализационных процессов наши богомудрые старцы являются хранителями традиций православного монашества, которое всегда отличалось наибольшей ревностью в деле защиты Священного Предания и Православной веры. Укажу лишь на некоторые исторические примеры.

Основоположник отшельнического монашества преподобный Антоний Великий во время гонений на веру оставил пустыню и пришел в Александрию, чтобы укрепить мучеников и исповедников в их подвиге. Преподобный Максим Исповедник претерпел урезание языка и отсечение руки за обличение ереси монофелитов. Преподобный Иосиф Волоцкий со святителем Геннадием Новгородским отстояли Русскую Церковь в борьбе с ересью жидовствующих. Святитель Иннокентий Пензенский и архимандрит Фотий (Спасский) в XIX веке защищали нашу Церковь и страну от грозившей им масонской революции, отодвинув ее наступление почти на 100 лет. В безбожное советское время при настоятельстве архимандрита Гермогена (Голубева) Киево-Печерская лавра стала оплотом противостояния обновленчеству в Киеве и на всей Малой Руси. Тот же подвижник, уже в сане архиепископа, в 60-е годы почти в одиночку выступал против хрущевских гонений, пытаясь воспрепятствовать попранию прав Церкви. В 70-е годы XX века, проявив совершенное безстрашие, преподобный Амфилохий (Головатюк) не допустил закрытия Почаевской лавры богоборцами. А в Тбилиси, также в самый разгар строительства коммунизма, преподобный Гавриил (Ургебадзе) открыто проповедал пагубность безбожия, уничтожив на центральной площади Грузии портрет Ленина. Все они претерпели за свою стойкость в вере неисчислимые гонения и страдания, но сохранили верность Христу, Который прославил их различными чудесами.

Что же касается наших современных русских старцев – отцов Николая Гурьянова, Кирилла (Павлова), Адриана (Кирсанова), Петра (Кучера), Рафаила (Берестова) и иных, – то в свое время большинство из них сподобились духовного общения с новыми мучениками и исповедниками XX века. И почти все они сами претерпели гонения. Отец Виталий священствует с 1979 года, а иеросхимонах Рафаил, приняв священный сан гораздо ранее, примерно в 1980-м году уже ушел в пустыню. Десять лет он подвизался в отшельничестве, а затем стал проходить скитский образ монашеской жизни, и уже многие годы спасается со своими учениками на Афоне и в горах Абхазии. На Святой Горе к нему как к духоносному наставнику за советами обращается не только русская братия, но также сербы и болгары. Его духовный авторитет признают и греческие старцы (например, схимонах Гавриил). А отец Кирилл (Павлов) своими подвигами и духовными дарованиями уподобился преподобным Оптинским Старцам. Про батюшку же Николая Гурьянова еще при его жизни Пресвятая Богородица открыла одному монаху, что ныне нет ему равных на духовном пути.

И все эти подвижники предупреждали и предупреждают о духовной опасности процесса глобализации и принятия электронных документов. Неужели все они в прелести? Конечно, нет, напротив, это смиренные люди, и рядом с ними ощущаешь большую духовную радость и благодать Божию. Разве они не знакомы с текстом Апокалипсиса и не читали толкований на него? Нет, они прочли не одну, а множество святоотеческих книг с толкованиями, но кроме этого еще имеют духовное просвещение и пребывают в богообщении, на личном опыте испытав брань с духами злобы, одолев свои страсти и стяжав добродетели, а с ними и Духа Святаго, сообщающего им ведение тайн Божиих.

Да и Почаевский владыка Владимир, чье мнение нашему уважаемому оппоненту видится не заслуживающим внимания, тоже весьма духовно опытен. В его обители даже в советские годы не прерывалась традиция благодатного старчества, и он получил отличную духовную выучку. К тому же митрополит Владимир в своих взглядах не одинок. Его позицию разделяет митрополит Агафангел, старейший иерарх Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которому точно нельзя отказать в духовном авторитете. А как быть с многочисленными Обращениями Священного Синода УПЦ МП к властям, в которых указывается на «типологическое сходство» устанавливаемой сейчас системы с «ограничениями апокалиптических времен»? И можно ли игнорировать документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятый Архиерейским собором 2013 года, в котором признается обоснованность опасений верующих и недопустимость принуждения их к принятию электронных новшеств?..

Разумеется, у каждого человека есть свободная воля. И даже Сам Господь Бог не может принудить его, если тот не желает в чем-либо разбираться. Поэтому, конечно, проще назвать все приведенные доводы и факты бездоказательными и ошибочными, не вдаваясь в подробности, не будоража себя. Но лучше каждому человеку, будь то иерарх, священник или мирянин, отложить свои прежние устоявшиеся мнения и еще раз, без предубеждений, помолившись, изучить все аспекты этого непростого вопроса, имеющего прямое отношение к душевному спасению.

А по поводу трудов В.П. Филимонова нужно заметить, что они не содержат его личных толкований на Апокалипсис и ценны в первую очередь освещением технической стороны глобализационных процессов. Компетентность Валерия Павловича в данной области признает не только ученый мир, но и наше церковное священноначалие, привлекая его в качестве консультанта при рассмотрении проблем, связанных с внедрением новых технологий. Осведомленность и авторитет этого специалиста в указанных вопросах не ставят под сомнение и в Государственной Думе РФ, куда его приглашают для консультаций депутатов. Конечно, Валерий Павлович не застрахован от тех или иных неточностей и погрешностей, но до сих пор его взгляды на тему глобализации вполне соответствовали (и соответствуют!) святоотеческому учению и позиции современных богомудрых старцев.

Относительно цифровых документов в Греции можно согласиться, что на родине старца Паисия глобализационные процессы развиваются стремительнее, чем в России. Тем не менее, и подписанные нашими властями международные соглашения, и их публичные заявления, и исследования специалистов в области электронных технологий однозначно свидетельствуют, что внедряемые у нас «документы нового поколения» соответствуют всем мировым стандартам и их распространение направлено на встраивание России в глобальное наднациональное государство с единым электронным правительством.

Важно также отметить, что при формировании своей позиции в отношении электронных карт старец Паисий опирался не на личный – весьма богатый – духовный опыт, но по смирению искал вразумления от Бога через Его святых угодников. В ответ на усердные молитвы подвижнику явилась великомученица Евфимия Всехвальная и просветила его касательно вопроса электронных удостоверений и печати антихриста.

Конечно, мы не можем назвать себя глубокими богословами и полностью согласны со словами отца Виталия, что сам по себе священный сан не обязывает к тому, чтобы делать высказывания его носителя достоянием гласности. Однако что такое богословие и какой человек способен постичь его глубины? «Никто не может войти в богословие и сказать ничего достойного о Боге, как только Духом Святым», – говорит преподобный Никита Стифат. А святитель Василий Великий пишет: «Если хочешь со временем стать богословом, достойным Божества, соблюдай заповеди и не отступай от повелений Его. Ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию». Таким образом, очевидно, что наши старцы – отцы Николай, Кирилл, Иона, Рафаил и многие другие – и есть истинные православные богословы, просвещенные Духом Святым. Поэтому нам, грешным, при осмыслении того или иного вопроса, касающегося спасения, необходимо не только опираться на Священное Писание, церковное законодательство и святоотеческое наследие, но и прислушиваться к советам подлинных богословов – современных духоносных подвижников.

В заключение, если предостережений старцев и официальных церковных документов, свидетельствующих об опасности использования цифровых идентификаторов, недостаточно или они кажутся не вполне убедительными, укажем на один актуальный жизненный пример. Когда в конце прошлого года на Украине начались безпорядки, мятежники получили доступ к серверу, содержащему информацию частного характера о всех гражданах страны. В результате в адрес сдерживавших натиск бунтовщиков бойцов спецподразделения «Беркут» и их близких стали поступать многочисленные угрозы, а эти люди, как на ладони, оказались открыты своим врагам. Хочется надеяться, что хотя бы такой общеизвестный факт подвигнет сомневающихся переосмыслить свою позицию, еще раз внимательно изучив все стороны данной проблемы.

 

С уважением и пожеланием
душевного спасения,

иеромонах
Петр (СЕМЕНОВ)

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник