ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Почему православному христианину
нельзя быть экуменистом

 

Продолжение. Начало в № 14(38)

 

 


Католические «монахини» в России

 

 

ОСНОВАНИЕ ДЕСЯТОЕ:
ЭКУМЕНИЗМ НЕ ДОПУСКАЕТ ПРАВОСЛАВНОГО
МИССИОНЕРСТВА СРЕДИ ИНОСЛАВНЫХ; ОН УТВЕРЖДАЕТ
ПРОТЕСТАНТСКИЕ ОБЩНОСТИ В КАЧЕСТВЕ «ЦЕРКВЕЙ»;
НАЧИНАЕТ ПРИТЯЗАТЬ И НА ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ И
ЗАРАЖАЕТ ЕЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО ЧУЖДЫМ ДУХОМ ОБМИРЩЕНИЯ

 

Б) ЗАПРЕТ НА ПРАВОСЛАВНОЕ
МИССИОНЕРСТВО

 

Прозелитизм есть отрицательное явление, когда он уводит людей с пути истины и вовлекает их в заблуждение. И наоборот, он есть положительное явление, когда спасает от заблуждения и приводит к истине. В таком случае он – великое дело, заповеданное и восхваляемое словом Божиим: Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 19–20).

Ныне же в экуменических кругах царят превратные понятия о прозелитизме. Негативным прозелитизмом в них считается стремление православных привлекать к Православной истине ищущих ее; а положительным – лишь миссионерство под патронажем ВСЦ (экуменической организации «Всемирный совет церквей», – примеч. ред.), который стремится объединять всех в своем новом вероисповедании, где истина соседствует с заблуждением, при громком прокламировании ошибочно понимаемой религиозной свободы.

Итак, Поместные Православные Церкви, будучи членами ВСЦ, связывают себя невозможностью заниматься по-православному миссионерской деятельностью среди непросвещенных и заблуждающихся, обязуясь действовать лишь под диктовку ВСЦ и жертвуя своими православными экклезиологическими, догматическими и каноническими нормами. В связи с этим становится понятно, почему Ленинградский митрополит Никодим (Ротов) в своем докладе «Предание и современность», произнесенном 18 сентября 1972 года в Дебрецене (Венгрия), говоря о «восстановлении христианского единства», рисует его на экуменический манер: «Восстановление разъединенных христиан в единстве веры, – говорит он, – мы не должны представлять себе исключительно как „присоединение“» (ЖМП. 1972. № 12. С. 58). Значит, вопреки установленному Святыми Отцами порядку, закрепленному в Великом Требнике Православной Церкви в Чинах о присоединении еретиков к Православию, может существовать экуменическое объединение без отречения еретиков от их лжеучений, – «объединение» на почве догматического компромисса.

Но в то время как Поместные Православные Церкви связали себя «обетом» перед ВСЦ не заниматься миссионерством среди еретиков, католики и всевозможные сектанты-протестанты без помех продолжают свой пагубный прозелитизм, отторгая, как лютые волки (Деян. 20, 29), овец от стада Православной Церкви и делая их последователями своих заблуждений. Паписты, стремясь якобы к «сближению» с Православной Церковью, не представляют его себе иначе как распространение среди православных униатства. 19 апреля 1970 года папа Павел VI открыто заявил: «Мы не можем считать, что восстановление искреннего (!) единства между Римо-католической и Православной Восточной Церковью может осуществиться в ущерб католическим церквам Востока» (см.: Архим. Харлампий (Василопулос). Экуменизм без маски. 2-е изд. Афины, 1972. С. 182). И в самом деле, в последнее время – особенно при папе-поляке Иоанне Павле II – началось поощрение униатства, которое считается «не только историческим наследством прошлого, но имеет настоящее развитие: Ватикан подталкивает бывших украинских и румынских униатов вернуться снова к униатству» (Ортодоксос Типос. № 601. Афины, 1984. С. 3) (см. протест Московского Патриарха Пимена папе Иоанну Павлу II по поводу собора украинских униатов в Риме. ЖМП. 1981. № 4. С. 6).

Группа студентов-греков из Италии написала в редакцию «Ортодоксос Типос» письмо, опубликованное под заголовком: «Уния становится жестоким гонителем нашего Православия». В нем излагаются возмутительные факты, как итальянские униаты всячески мешают православным священникам, обслуживающим греческое меньшинство, исполнять пастырские обязанности и как, подделываясь под православных, они заманивают легковерных мирян в свои сети. В конце письма поставлен вопрос: «Какой смысл вести диалоги между православными и латинянами, если униатство не только не ограничивает себя, а, наоборот, расширяется?» (Ортодоксос Типос. № 604. Афины, 1984. С. 4). Даже приверженец униатства в письме в ту же редакцию недоумевает: «С православной стороны заметно странное безразличие. Православные протестуют против участия униатов в диалоге, но это лишь на словах, ибо в конце концов с униатами разговаривают» (Там же. № 601. Афины, 1984. С. 3).

Примечательно письмо греческого православного священника отца Антония (Афансиадиса) из Монреаля (Канада), который приводит слова одного католического кардинала: «Через диалог мы, латиняне, стараемся, чтобы православные поняли необходимость объединения вокруг Фанара (т. е. Константинопольской Патриархии). Когда же мы постепенно добьемся этого, православные поймут, что им нужен Рим как центр Церкви» (Там же. № 810. Афины, 1988. С. 3).

После такого откровенного заявления об истинных целях «диалога» православным христианам следовало бы отвернуться от Фанара, играющего роль «троянского коня» в Православной Церкви, и прекратить «диалог любви», инспирируемый им в угоду инославию. Нам следует вслушаться в мудрое предупреждение Александрийского Патриарха Николая VI († 1986): «Несмотря на все слова и письменные заверения, „диалог любви“ неискренен. Мы не верим такой „любви“, которая проявляется закулисным способом. Ибо если принять во внимание закрытие православных храмов в Чехословакии, в Польше и другие действия, то увидим, что так называемый „диалог любви“ есть лишь ловушка для православных. Блудному сыну следует говорить не о любви, а о покаянии» (The Old Calendarist. № 23. London, 1972).

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)

 

Перевод с болгарского языка

Печатается с сокращениями

Публикуется по изданию:
СПб., 1992. Текст сверен
с изданием: София, 1998;
исправлен и дополнен редакцией
«Православного Креста»

 

Продолжение следует

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник