ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Беседа на книгу святого пророка Божия Даниила

 

 

Окончание. Начало см. в № 3 (75)

 

Предлагаем вниманию читателей публикацию беседы известного священника-миссионера протоиерея Олега Стеняева на книгу святого пророка Божия Даниила. Рассматриваемые в беседе ветхозаветные события автор сопоставляет с проблемами и искушениями современной жизни. Особое внимание уделяется воспитанию детей на примере трех святых отроков Анании, Азарии и Мисаила, а также необходимости твердого стояния в истинной вере, вопреки всем окружающим нас соблазнам и притеснениям со стороны апостасийного мира.

 

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

 

И вот история уже о другом царе. (Как это удивительно: в течение всей жизни пророка Даниила сменялись правители, а он, пророк Божий, оставался!). Царствовать стал Дарий, Дарий полюбил Даниила, он боялся его, он его уважал. Сказано: Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве, а над ними трех князей, – из которых один был Даниил (Дан. 6, 1–2). Наверное, Дарий хорошо знал, что случилось с Валтасаром, и поэтому он решил ничего не менять. Но у Даниила было много завистников, у благочестивых людей всегда много завистников: для завистников невыносимо, когда Господь возвышает Своих верных.

Завистники являются и клеветниками. Никогда не испытывайте чувства печали, скорби, уныния, когда клевета будет звучать по отношению к вам, потому что верующих, истинно верующих, всегда ненавидят. Пьяницы будут говорить о вас, что вы пьяницы, развратники будут говорить о вас, что вы блудники, воры будут говорить о вас, что вы нечисты на руку; все слухи, которые станут распускать про вас, будут как бы отражением тех грехов, которые наполняют сердца людей-клеветников, ненавидящих народ Божий. Поэтому спокойно относитесь к завистникам, спокойно реагируйте на любую напраслину, тем более что в Евангелии сказано: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5, 11).

И вот завистники стали клеветать на Даниила, стали лить грязь на этого пророка; говорить Дарию о пророке лживые слова. Но царь не обращал на них внимания. Тогда они стали искать предлог, повод – как бы обвинить Даниила, и в чем. Но придраться было не к чему, потому что он управлял царством правильно, справедливо, верно, и никакой погрешности или вины не оказывалось у него. Поэтому они решили использовать против пророка Даниила его веру в Бога. Наши враги, враги народа Божия, всегда стараются использовать против нас именно то обстоятельство, что мы православные христиане. И вот как поступают эти коварные люди: Тогда эти князья и сатрапы, – сказано в Библии, – приступили к царю и так сказали ему: царь Дарий! вовеки живи! Все князья царства, наместники, сатрапы, советники и военачальники согласились между собою… (Дан. 6, 6–7). Как это все князья? Даниила они не спросили, они лгали, потому что они были лжецы. Согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление и издано повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров (Там же, 7). Вот такое постановление эти лживые люди навязали царю, чтобы в течение тридцати дней никто не молился никакому богу, чтобы никто не просил никакого человека, чтобы в течение тридцати дней «молились» только живому царю Дарию. Что ж, царю Дарию показалось, наверное, что это – знак уважения к нему. Все князья согласились? Ну, пусть помолятся, он дает согласие. Он не понимает, что это ловушка для Даниила. Верующий православный человек не может надеяться на кого-либо, кроме Бога: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения (Пс. 145, 3). Надежда православного человека всегда в Господе, и надежда пророка Даниила была в Господе, и в течение тридцати дней Даниил не мог молчать и не молиться. Все язычники подчинились этому указу, они забыли своих богов, они перестали молиться Зевсу, Астарте, они перестали молиться многим своим языческим богам и «молились» только Дарию, живому царю. Но Даниил не мог и одного дня не обращаться к Господу своему. Сказано: Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима (Дан. 6, 10), – окна его были открыты, он молился на святой город Иерусалим. И говорится: Он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу (Там же). Враги знали об этом, знали, что каждый день, и не просто каждый день, а три раза на дню Даниил преклонял колени, падал пред своим Богом, Богом Авраама, Исаака и Иакова, и молился, взирая туда, в даль (ведь он был в Вавилонском плену), в ту даль, где остался святой город Иерусалим. И вот эти люди решили подсмотреть за ним в те самые открытые окна, ведь Даниил и не закрывал их, он специально открывал их пошире, чтобы молиться на святой город. И так он молится, и вдруг в окна заглядывают эти люди – эти сатрапы, эти язычники. И вы, наверное, представляете, какая злорадная ухмылка появилась у них на лицах: поймали! Но в чем вы его поймали? В молитве?

Посмотрите, если человек действительно истинный пастырь, то начинают смотреть за ним – как у него что? Надо преступников ловить на улице, а у нас стремятся уловить в чем-то тех, кто идет истинным путем. Послушайте, что говорят о Церкви: то Патриарх кому-то не нравится, то митрополит какой-либо, то еще что-то. Пусть лучше обратятся и посмотрят на свои дела – неужели у них все в порядке?

И вот эти сатрапы языческие, они подсматривали за Даниилом, а он, наверное, не прекращал своей молитвы, он продолжал молиться – пусть смотрят, пусть клевещут, пусть выдвигают свое богохульное, безумное обвинение против него, – он молится. И когда он помолился перед Богом своим, эти клеветники пришли к царю и стали говорить ему: «Ведь ты сам повелел, чтобы тридцать дней никто не обращался ни к кому с молением, Даниила надо бросить в львиный ров». Дарий испугался – ведь он знал судьбу своего предшественника Валтасара, знал судьбу Навуходоносора – не постигнет ли и его за такое страшное преступление, как казнь пророка, что-то столь же ужасное, а может быть, и ужаснейшее? Он хотел отказать этим людям, но они настаивали, они требовали, чтобы Даниил был брошен ко львам, в ров, в яму, чтобы голодные львы съели его. Они стали говорить: «Это царский указ, ты его сам подписал, значит, ты обязан его выполнить». И Дарий дает согласие, чтобы Даниила бросили в ров. И привели пророка Божия Даниила, и бросили в ров львиный, где были голодные дикие звери, и при этом царь Дарий сказал: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя! И принесен был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим, и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле (Там же, 16–17). Потом царь пошел во дворец. Сказано, что он лег спать без ужина, он был расстроен и не велел даже вносить пищу к нему, и сон убежал от него. Царь Дарий не мог спать: ведь пророк, через которого Бог так грозно наказал двух царей, находился во рву с дикими львами, а наверху был камень, и пророк не мог выйти оттуда. Рано утром царь встает и поспешно бежит к этому львиному рву, и, подойдя к нему, жалобным голосом зовет Даниила: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов? (Там же, 20).

Как часто и мы в нашей жизни слышим подобные слова, когда нам говорят: «Ну что, твой ребенок болен, Бог твой помог ли тебе в этом?» Или над нами смеются: «Посмотри, как ты живешь, ты нищий, Бог твой не заботится о тебе!» Таких крикунов, таких болтунов, которые пытаются использовать имя Божие так, как им хочется, к сожалению, очень много.

И Дарий произносит эти слова, он еще не понимает, свидетелем какого великого чуда он сейчас окажется. Он вопрошает: «Мог ли Бог твой спасти тебя от львов?» И тогда он слышит голос, голос пророка Божия, который звучит из каменного рва: Царь! вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления (Там же, 21–22).

Господь силен рукою Своей заградить любую пасть, которая рыкает на детей Божиих, Господь Своей рукою силен затупить любые острые когти, вырвать любые острые клыки. Вот Кто Бог наш, вот почему мы восклицаем: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!

Царь приходит в чрезвычайную радость, он повелевает поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил, и львы не двигались со своих мест, потому что рука Божия останавливала их.

У каждого верующего человека есть много врагов, иногда мы даже удивляемся: кажется, они давно должны были бы уничтожить нас! Но если они этого еще не сделали, то только лишь потому что Господь заграждал разинутые пасти, которые стремились пожрать детей Божиих; Господь заботится о Своих.

И вот Даниила вынимают из этого рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего (Там же, 23). Если мы будет истинно, искренне, от всего сердца веровать в Бога нашего, то никакого повреждения не будет и нам – ни от кого. Пусть даже вся вселенная восстанет против нас, пусть все стихии придут в движение и двинутся против детей Божиих, они ничего не смогут нам сделать, если Господь будет с нами, если мы будем веровать в Него.

А ведь сейчас грозные политические стихии и перемены грядут на нашу землю; люди чувствуют это, они видят, как кольцо военных конфликтов сжимается вокруг России, как эти столкновения переходят уже на ее территорию, и кажется, вот-вот, совсем скоро и сама Москва может превратиться в арену каких-то страшных, трагических событий. Но если Господь с нами, то Он не оставит нас даже в период самой тяжелой смуты, в период самых тяжелых испытаний. А Господь всегда с теми, кто верен Ему, кто не отрекается от Него, кто так же твердо, как пророк Даниил, уповает на Бога своего.

И царь приказал привести всех клеветников, тех, которые обвиняли Даниила, и их бросили в этот львиный ров, бросили вместе с их детьми, с их женами. И сказано: они еще не достигли дна этого рва, а звери уже стали прыгать и своими когтями и клыками разрывать их тела. Так были наказаны клеветники, доносчики, посмевшие замышлять зло против пророка Божия Даниила во дни царя Дария. И мало того: после этого царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: Мир вам да умножится! Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым (Там же, 25–26)

Какое мудрое решение! Вот если бы кто-то из наших правителей написал такие слова: «Мир вам, россияне, да умножится, мною дается повеление, чтобы во всякой области земли Русской трепетали и благоговели перед Богом православных христиан»! Если бы такой указ был написан и исполнялся на нашей земле, то это означало бы, что у нас мудрые правители, которые боятся Господа и знают, в Чьих они руках. Но вместо этого у нас дается свобода всем вероисповеданиям, дается свобода язычникам, свобода богохульникам, свобода сатанистам, свобода тем, кто верит в змей, кто занимается колдовством, и даже с телеэкрана в сердца наших детей врывается астрологический обман, сатанинская музыка. Значит, другие указы подписывают современные деятели, другим богам они служат. Если не покаются они, ждет их судьба Валтасара, ждет их судьба Навуходоносора. И дай-то Бог нашим правителям хотя бы на смертном одре, перед кончиной, понять правду Божию, как понял ее Навуходоносор, – столько претерпел, но все-таки понял.

Итак, мы оканчиваем нашу беседу на Книгу пророка Даниила. И я думаю, что в сердцах ваших навсегда запечатлеется светлый образ этого истинного слуги Господня. Но вот последнее, что мне хочется сказать о нем: он изрек множество пророчеств, мы не могли остановиться подробно на каждом из них. Он, живший за много столетий до Рождества Христова, видел страдания Сына Божия на Кресте и в своих пророчествах предсказывал о них; он видел через тысячелетия, как будут жить христиане последних времен, и он говорил, что самые страшные гонения обрушатся на народ Божий перед Вторым Пришествием. Этот древний пророк видел сквозь века, как разрушатся царства последнего времени, видел, как голод будет распространяться по всей земле... Каждый из вас, кто имеет дома Священное Писание, может внимательно перечитать эту удивительную книгу – Книгу пророка Даниила, и вы получите подлинное духовное назидание, наставление, укрепление в вашей вере.

Святый пророче Божий Данииле, моли Бога о нас!

 

Протоиерей Олег СТЕНЯЕВ

Школа выживания: человек
в мире соблазнов. Беседы
на Священное Писание. М., 2012.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник