ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Беседа на книгу святого пророка Божия Даниила

 


 

 

Продолжение. Начало см. в № 3 (75)

 

Предлагаем вниманию читателей публикацию беседы известного священника-миссионера протоиерея Олега Стеняева на книгу святого пророка Божия Даниила. Рассматриваемые в беседе ветхозаветные события автор сопоставляет с проблемами и искушениями современной жизни. Особое внимание уделяется воспитанию детей на примере трех святых отроков Анании, Азарии и Мисаила, а также необходимости твердого стояния в истинной вере, вопреки всем окружающим нас соблазнам и притеснениям со стороны апостасийного мира.

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

 

К царю приходит Даниил, и царь рассказывает свое видение, рассказывает свой сон. Навуходоносор видел большое дерево, крепкое – сказано, что оно достигало до небес. И, видимо, оно было по всей земле. Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть (Дан. 4, 9). Навуходоносор увидел дерево – этим деревом был он сам, правитель огромной империи. Он заботился о своих подданных, вокруг него кормилось множество людей, и даже «птицы небесные» – пророки Божии – находили возможность пользоваться теми благами, которые Навуходоносор предоставлял им. Вы помните, как он возвышал пророков Божиих, как он возвысил Даниила. Но затем видение становится очень страшным, очень запутанным и непостижимым. И видел я, – рассказывает далее Навуходоносор, – в видениях головы моей на ложе моем, и вот, нисшел с небес Бодрствующий и Святый. Воскликнув громко, Он сказал: «срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его; но главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной» (Там же, 10–12). Такое тяжелое пророчество – все дерево должно быть разорено, и только корни, только жизнь его пусть еще сохраняется какое-то время. Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен (Там же, 13).

Представьте себе такое сновидение, такие грозные слова, и Кто их произносит – их произносит Тот, о Котором сказано: Бодрствующий и Святый. Бодрствующий и Святый – это Господь наш, потому что Он «Един свят, Един Господь». И очень важное слово встречаем мы в этом тексте: Бодрствующий. Господь всегда бодрствует. Если человек в своих грехах, в своем унынии, в каких-то своих падениях может впасть в безсилие, в сонливость, прийти к полному презрению заповедей Господних, то Бог бодрствует над каждым человеком и в любой момент готов отсечь все ветви, снести все листья, вырвать даже корень жизни нашей. Господь может Своей десницей истребить наше здоровье, может изменить нашу судьбу, все в Его руке, Он есть Бодрствующий, Он есть Тот, Который всегда может произвести великие перемены в жизни нашей. И Он – Святый, это означает, что все, что Господь делает, – это правда, все, что Господь делает, – это справедливо. Господь имеет право поступать так, как Он поступает.

Выслушав Навуходоносора, Даниил начинает истолковывать ему его сон, этот удивительный и такой страшный сон. И мало было успокоительного в его истолковании. Царь слушает слова Пророка Божия, который говорит ему: Царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную (Там же, 23). То есть когда эти суды тебя постигнут, корень твой будет еще держаться, жизнь твоя будет сохраняться, и царство останется. Но казни обязательно придут на тебя, ибо от Божия гнева человека не может спасти никакое, даже самое высокое его положение в обществе. От Божия гнева нельзя спрятаться ни в какое бомбоубежище, от Божия гнева нельзя куда-то уехать, убежать. Можно скрыться от земных преследователей, можно спрятаться от бандитов, злодеев. Есть люди, которые прячутся от милиции, есть люди, которые прячутся от близких, от родных, кто-то скрывается, чтобы не платить алименты. Но от Бога скрыться невозможно, потому что Он вездесущ, Он всегда Бодрствующий, Он всегда Святый, и Он всегда может настигнуть человека – именно тогда, когда ты спокоен, когда у тебя все хорошо, когда ты благоденствуешь, Бог внезапно посещает тебя Своими судами. Суды эти могут быть очень грозными, если мы не склонимся под десницу Божию. И открывается в тексте Книги причина, почему Бог наказывает царя: Навуходоносор был очень гордый человек, его грех – это гордость. И поэтому Даниил говорит ему: Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой (Там же, 24).

Да, мир каждого человека содержится в руке Божией. Иногда человек создает семью, хорошо работает, у него появляется мебель, у него есть машина, загородный дом, куда можно поехать отдохнуть, много хороших друзей, приятных людей, с которыми он общается; этот человек посещает, может быть, церковь, может быть даже, он очень часто исповедуется, молится. И так он благодушествует, такой порядок царит во всех его делах! Но однажды Бог может вторгнуться в жизнь любого человека – рано или поздно, но это всегда происходит. Неожиданно Господь вторгается в тот мир, который мы создаем вокруг себя. Он сжимает его десницей Своей. Никто не избежал еще болезней и смерти, и никому не скрыться от тех бедствий, которые Господь может наслать в мгновение ока на всю вселенную. Каждый может быть застигнут ими: и ребенок, и взрослый. Тебя не спасут твои деньги, тебя не спасет национальность, тебя не спасет политическая ориентация в этой жизни. Ибо Бог – Он есть Тот, Кто мешает тебе сохранить твой мир таким, каким ты его создал, Тот, Кто разрушает этот мир. Тогда друзья отворачиваются от тебя, тогда ты теряешь дом, и у тебя нет определенного места жительства, тогда тебя покидает твоя семья, тогда здоровья уже нет, и наступает уныние.

Но почему, за что посылает все эти скорби и бедствия человеку Господь, Который безмерно любит людей, Который Сам есть Любовь (см.: 1 Ин. 4, 8)? Потому что человек забывает о Нем – Боге и Творце Своем, строит свой мир, свою жизнь без Него, сердце его жестоко, и болен он страшной болезнью – гордостью. И чтобы исцелить, спасти человека, вторгается Господь в его жизнь и напоминает ему: «Я есть Бог твой!» И это – величайшее благодеяние. Ибо много «радостей» может испытать в своей жизни человек, великую славу стяжать, великим богатством обогатиться, но придет, непременно придет время умирать – и что тогда, если он так и не познал Бога, а жил, словно Его и нет? Горе тогда бедному человеку!

 

 

Протоиерей Олег СТЕНЯЕВ

 

Школа выживания: человек
в мире соблазнов. Беседы
на Священное Писание. М., 2012.

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник