ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Христианское учение о Царской власти
и об обязанностях верноподданных

Из проповедей святителя Филарета Московского*

 

 

Окончание. Начало см. в № 12 (60)

Посредством публикации изданной до революции брошюры «Христианское учение о Царской власти и об обязанностях верноподданных. Мысли, вкратце извлеченные из проповедей Филарета, митрополита Московского» (Сост. Порфирий Кременецкий. М.: издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 1906) мы хотим еще раз обратиться к неоднократно затрагиваемой на страницах нашей газеты теме отношения Православной Церкви к монархической форме государственного правления. Надеемся, что труд святителя Филарета, в котором, кроме этой проблемы, рассматриваются и вопросы личного отношения христианина к Помазаннику Божию – православному Государю, послужит в назидание читателям: монархистов еще более укрепит в благоговейном почитании Царей и молитвенном чаянии восстановления монархии в России, а сомневающимся, неопределившимся и не вникавшим глубоко в данную тему откроет глаза на многие вещи, имеющие непосредственное отношение к душевному спасению.

 

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ:
ГРАЖДАНСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ
ВЕРНОПОДДАННЫХ

 

Воздавать кесарево кесареви значит за благодетельные для подданных действия царской власти воздавать неуклонным исполнением соответственных оным верноподданнических обязанностей.

Царь дает тебе монету, ознаменованную его властию, как твердое и удобное орудие для определения достоинства твоей собственности, для производства хозяйственных и торговых оборотов, – воздавай и ты ему определенною долею твоей собственности и этой самой монеты, дабы он имел средства доставлять тебе как сие, так и другие удобства общественной жизни.

Царь дает тебе закон и управление, чтоб в обществе существовал порядок, чтоб права твоего звания были известны и признаны, чтоб собственность твоя была несомненна и личность твоя неприкосновенна постороннему своеволию, – воздавай ему и ты повиновением его закону и управлению и тем облегчай ему подвиг доставления сих благ как тебе, так и всем.

Царь дает тебе суд и правду против обид и неправедных лишений – воздавай ему и ты твоею благонамеренною подсудностию; являйся в суд с правдою, а не с клеветою и лукавством; не позволяй себе самоуправства; будь правдивым свидетелем по требованию суда.

Царь доставляет тебе общественную тишину и безопасность от врагов, непрестанно бодрствуя против духа тревог и браней не только в пределах и на пределах, но и за пределами своей державы, многими трудами образуя, с многотрудными соображениями употребляя воинство и даже сам со своими присными становясь в чин воинов, – воздавай ему и ты, с одной стороны, любовию к тихому и безмолвному житию (см.: 1 Тим. 2, 2), а с другой – готовностию принести на защиту общественной безопасности всякую жертву, какую Царь и Отечество потребовать могут.

 

 

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ:
СУДЬБА ЦАРЕЙ И ЦАРСТВ

 

Давид, передавая Царство сыну своему Соломону, сказал между прочим: да утвердит Господь слово Свое, еже рече о мне, глаголя: аще сохранят сынове твои пути своя, еже ходити предо Мною во истине всем сердцем своим, и всею душею своею, – не искоренится тебе муж с престола Израилева (3 Цар. 2, 4). Вот судьба Царя и царского племени, которые в слове Божием представляются образцом Царей и племен царских!

Соломон в свою чреду написал: правда возвышает язык, умаляют же племена греси (Притч. 14, 34). Вот общая судьба царств и народов!

Нельзя подумать о всеправедном Царе Небесном, чтоб Он, воздавая каждому в отдельности человеку по делам его, не воздавал целым царствам и народам – по их делам правды или греха, по господствующему в них благочестию или злочестию, по добродетелям или порокам, ознаменовывающим свойство того или другого народа, состояние того или другого Царства. Даже удобнее представить человека как отдельную личность без воздаяния в настоящей жизни, потому что для человека есть другая жизнь, в которой воздаяние по делам его совершится, – нежели представить царство и народ без воздаяния в земной судьбе их – по правде или грехам царства и народа, ибо как для земных царств и народов нет другого царственного и народного бытия, кроме земного, то не иначе, как в сем их земном бытии, должно совершиться над ними все дело правды Божией. Таким образом, по свойствам Божиим, действующим в Божественном правлении мира, необходимо, чтобы добро или зло в нравственной жизни царства и народа вело за собою добро или зло и в бытии государственном, именно: чтоб правда, или добродетель, возвышала язык, то есть доставляла благоденствие народу; и чтоб умаляли, то есть в низкое и бедственное состояние приводили, племена греси.

Что так и бывает на самом деле, это можно видеть в действительном бытии царств и народов, особенно тех и в те времена, в которых и в которые правда или грехи достигают высокой степени силы и действия.

Благословен Бог, Который доныне правдою возвышал язык наш, россияне! Сила благодати Его да умалит в нас умаляющие племена грехи!

 

 

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ:
ЧЕМ МЫ МОГЛИ БЫ И ДОЛЖНЫ
СООТВЕТСТВОВАТЬ ИЛИ СОДЕЙСТВОВАТЬ
МНОГОТРУДНОМУ ВЫСОКОМУ ЦАРСКОМУ СЛУЖЕНИЮ

 

Первое средство к сему преподает нам Святая Церковь. Это – молитва за Царя. Ибо если, по слову Писания, много может молитва одного праведного (Иак. 5, 16), то, конечно, немало может молитва благоверного народа, в котором уповательно Господь имеет не одного праведного, так как для праведных Он и хранит мир.

Но дабы поискать, нет ли еще способа, которым бы подданные, не прикасаясь к делам Самодержца, могли споспешествовать облегчению царского бремени, – вообразим, что все подданные жили бы между собою в любви и не делали ничего, кроме добрых дел, – тогда как облегчилось бы дело Царево! Не нужно было бы умножать законы, потому что любовь исполняет закон прежде, нежели он написан. Уменьшились бы заботы о порядке и благочинии общественном, потому что любы не безчинствует (1 Кор. 13, 5). Долгий праздник был бы от дел правосудия, потому что недобрые дела дают работу судам. Тогда Царь был бы в полном смысле тем, чем представляет его молящаяся Церковь, – отцем, о чадех веселящимся... Что ж? Не можем ли мы сами споспешествовать тому, чтобы в Царстве все жили в любви, чтоб все подвизались в делании добрых дел? И можем, и должны – по увещанию апостола: да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел (Евр.10, 24).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ
О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ И ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ВЕРНОПОДДАННЫХ

 

О, если бы все Цари земные довольно внимали своему небесному достоинству и к положенным на них чертам образа небесного верно присоединяли требуемые от них – богоподобную правду и благость, небесную недремленность, чистоту мысли, святость намерения и деятельности! О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство Царя и устроение земного Царства по образу небесному и постоянно ознаменовывали себя чертами того образа, как-то: благоговением и любовию к Царю, смиренным послушанием его законам и повелениям, взаимным согласием и единодушием, и удаляли бы от себя все то, чему нет образа на небесах, как-то: превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия!

Тогда все, по образу небесному благоустроенное, по образу небесному было бы блаженно. Тогда Царства земные были бы достойным преддверием Царства Небесного.

Россия! Ты имеешь участие в сем благе паче многих Царств и народов. Держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего (Откр. 3, 11). Сохраняй и продолжай украшать твой светлый венец, непрерывно подвизаясь совершеннее исполнять сии венцедательные заповеди: Бога бойтеся, Царя чтите.

 

Ч. III. С. 261–262; Ч. II. С. 141–143;
Ч. II. С. 187; Ч. III. С. 252.

 

 

* «Слова и речи Филарета, митрополита Московского» (часть II, изд. 1848 г., и часть III, изд. 1861 г.), из которых заимствовано предлагаемое учение, цитируются следующим образом: Ч. II; Ч. III и затем обозначаются страницы книги.

 

 

Календарь монархиста

со 2 / 15 по 18 / 31 января

 

7 / 20 января:

– в 1598 году почил Царь Феодор Иоаннович. Пресеклась династия Рюриковичей, царствовавшая на Руси с 862 года.

 

8 / 21 января:

– в 1654 году произошло воссоединение Малороссии с Россией. Малороссийские казаки присягнули на верность Царю Алексию Михайловичу.

 

10 / 23 января:

– в 1775 году в Москве был казнен самозванец Емельян Пугачев, выдававший себя за Императора Петра III.

 

11 / 24 января:

– в 1919 году в Петропавловской крепости были убиты мученики Великие Князья Павел Александрович, Димитрий Константинович, Георгий Михайлович, а также Великий Князь Николай Михайлович.

 

12 / 25 января:

– в 1610 году с Троице-Сергиевой лавры была снята осада польскими отрядами и войсками «тушинского вора» – Лжедмитрия II;

– день тезоименитства Великой Княжны-мученицы Татианы Николаевны Романовой, дочери Императора Николая II.

 

13 / 26 января:

– в 1510 году Псков был присоединен к Московскому Государству. По требованию Великого Князя Московского Василия III Иоанновича было отменено вече, снят вечевой колокол и во всех городах приняты наместники от Московского Великого Князя;

– в 1779 году родилась Государыня Императрица Елиcавета Алексиевна, супруга Государя Императора Александра I.

 

14 / 27 января:

– в 1918 году в Ташкенте был убит Великий Князь Николай Константинович.

 

16 / 29 января:

– в 1542 году мятежники совершили переворот, отстранив от малолетнего отрока Великого Князя Иоанна IV Васильевича князя Иоанна Бельского, свергнув митрополита Иоасафа, послав обоих в заточение на Белоозеро. Князя Иоанна Бельского вскоре убили втайне от малолетнего Государя;

– в 1547 году венчался на Царство Иоанн IV Васильевич Грозный;

– в 1565 году Царь и Великий Князь Иоанн IV Васильевич официально отказался от престола. В грамоте, присланной в Москву, Царь объяснял, что не может править в сложившейся обстановке из-за постоянных измен бояр и воевод, радеющих лишь о собственном благополучии. Народ тогда не принял его отречения и упросил Царя вернуться на трон и править Царством как ему, Государю, угодно.

 

18 / 31 января:

– в 1730 году почил Император Петр II.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник