ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Русская Мелания Римляныня»

 


Архим. Фотий и графиня А. Орлова-Чесменская
Гравюра И.И. ХЕЛМИЦКОГО по рисунку неизвестного автора того времени

 

 

В прошлом номере, в статье о паломничестве в Великий Новгород, мы вкратце рассказали читателям об известных подвижниках благочестия XIX века – архимандрите Фотии (Спасском) и его духовной дочери графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской. Сегодня же мы хотим подробнее осветить праведную жизнь графини Анны Алексеевны, которую современники справедливо называли русской Меланией Римляныней – за ее великое благочестие и неутомимую благотворительность Православной Церкви.

 

Графиня Анна Орлова родилась 2 мая 1785 года в семье графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского и его супруги Евдокии Николаевны Лопухиной. Алексей Григорьевич Орлов (1737–1808) достиг высокого положения в свете в царствование Императрицы Екатерины II. Наиболее известным его подвигом стала победа в Чесменском сражении 24 июня 1770 года, когда был полностью уничтожен турецкий флот. За этот подвиг Екатерина II пожаловала графу шпагу, осыпанную бриллиантами, 60 000 рублей и 4 000 крестьян. Кроме того он получил к своей фамилии почетную приставку Чесменский – в ознаменование одержанной им победы.

В полтора года дочь знаменитого графа Анна Алексеевна осиротела. Мать ее скончалась при родах младшего брата Ивана, который последовал за ней в вечность спустя всего лишь один год. Таким образом девочка сделалась единственной наследницей огромного состояния своего отца. Для ее обучения были наняты лучшие учителя. К семи годам отроковица уже владела французским, немецким, английским и итальянским языками и была пожалована во фрейлины к Императорскому двору. В 1796 году отец привез ее в столицу, где представил Императрице.

С 1803 года к Анне начали свататься самые богатые женихи, но никому не удалось получить ее согласия на брак. 24 декабря 1808 года после непродолжительной болезни скончался граф Орлов. Анна Алексеевна настолько сильно переживала смерть отца, что лишилась чувств и четырнадцать часов не приходила в сознание. Очнувшись, она надела черное платье и в присутствии окружающих подошла к иконам, пала на колени и с рыданием сказала: «Господи! Ты взял мою мать, которой я не знала, теперь Тебе угодно взять моего отца. Будь мне вместо матери и отца, руководствуй всеми поступками моей жизни!»

Вскоре юная графиня предприняла паломничество по святым местам России. Побывала она и в Ростове, посетив его многочисленные храмы и монастыри. В Спасо-Яковлевом монастыре, у мощей святителя Димитрия Ростовского, она познакомилась с иеромонахом старцем Амфилохием, в котором обрела мудрого наставника и руководителя в духовной жизни. Из бесед с подвижником Анна Алексеевна вынесла убеждение в суетности всех земных удовольствий и благ, которые не способны сообщить истинного покоя и счастья душе, и решила посвятить свою жизнь Богу. Наследовав огромное состояние, она положила для себя правилом употреблять его для Господа. Желая богатеть в Бога, она не жалела ничего для монастырей, храмов и всех нуждающихся в помощи.

Спасо-Яковлев монастырь стал первой обителью, которую Анна Алексеевна украсила на свои средства. Всего она пожертвовала на него 300 000 рублей. На эти деньги был построен теплый зимний собор святителя Иакова Ростовского. Над мощами святого графиня устроила новую серебряную раку.

Во время Отечественной войны 1812 года Анна Алексеевна пожертвовала на народное ополчение 100 000 рублей. За свой счет она обмундировала восемнадцать крестьян из села Михайловское и деревни Глотаево, которые были зачислены в 7-й полк народного ополчения. Все восемнадцать человек приняли участие в Бородинском сражении. Шесть из них остались лежать на легендарном поле России, отдав жизнь за Веру, Царя и Отечество. Графиня сама приезжала в село Михайловское с целью проследить, чтобы на войну не забрали единственных кормильцев крестьянских семей.

Несмотря на свою религиозность, Анна Алексеевна по благословению духовного руководителя не оставляла свет. Видевшие ее не подозревали, что большую часть времени она проводит в молитве и подвигах благочестия. В 1817 году графиня была пожалована в камер-фрейлины, а во время коронации Императора Николая I получила знаки ордена святой Екатерины меньшего креста. В 1828 году она сопровождала Императрицу Александру Феодоровну в поездке по России и за границу. Подвижница отличалась особой преданностью Царской Семье.

В последние годы жизни иеромонаха Амфилохия общение с ним было затруднено. Анна Алексеевна стала искать другого духовного руководителя. Еще ранее старец Амфилохий познакомил ее с архимандритом Иннокентием (Смирновым), ректором Санкт-Петербургской Духовной семинарии, преподавателем Духовной академии. Среди прочих вопросов Анна Алексеевна советовалась с ним, кого избрать своим духовным наставником. Преосвященный Иннокентий рекомендовал ей своего ученика по академии и духовного сына иеромонаха Фотия (Спасского), в то время служившего законоучителем 2-го кадетского корпуса в Санкт-Петербурге.

27 апреля 1820 года иеромонах Фотий произнес в Казанском соборе знаменитую проповедь против «масонов, верующих в антихриста, диавола и сатану» и был удален в Великий Новгород с назначением настоятелем разоренного Деревяницкого монастыря. Анна Алексеевна сразу же пожертвовала на обитель 3 000 рублей, воз свечей и воз хлеба. По ее ходатайству из Деревяницкого отец Фотий был переведен в Сковородовский Михайлов монастырь с возведением в сан архимандрита, а в 1822 году возвращен в Санкт-Петербург. В том же году он был представлен Императору Александру I, с которым беседовал «об опасности, угрожающей Церкви со стороны ее врагов, явных и тайных». После этой встречи Государь подписал указ «Об уничтожении масонских лож и всех тайных обществ» в России. 25 июня архимандрит Фотий был назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря.

Убедившись в искреннем благочестии Анны Алексеевны, отец Фотий принял ее под свое духовное руководство. Графиня обрела в нем истинного подвижника Христова, ревнителя Православия и мудрого духовника, способного управить ее душу в Царство Небесное. Она писала: «Он привлек мое внимание смелостью и безстрашием, с которыми он, законоучитель из Кадетского корпуса, молодой монах, начал обличать господствовавшие в то время заблуждения. Все были против него, начиная с высшего общества. Он этого не побоялся... Письма его напоминали мне послания апостолов. Узнав его лучше, я уверилась, что он абсолютно ничего не искал для себя лично».

После назначения архимандрита Фотия в Юрьев монастырь Анна Алексеевна последовала туда за ним. В деревне Витославлицы, расположенной поблизости от обители, она приобрела имение и построила дом, в который со временем переселилась окончательно. В Юрьев монастырь графиня перевезла прах своего отца и братьев, похоронив их под папертью Георгиевского собора.

Сознавая опасность предпринятой ее духовником борьбы с мистицизмом, Анна Алексеевна дала «слово до смерти Бога ради служить Фотию во всех делах Православия и благочестия, хотя бы его поносили, в заточение послали…» А отец Фотий действительно мог стать узником. Тайные общества хотя и были запрещены, но своим влиянием успели охватить практически все столичное общество, которое уже тогда готово было к революции. Особенно много пришлось поволноваться графине в 1824 году.

Весной архимандрит Фотий вновь прибыл в столицу, остановившись в ее доме. Он имел еще одну встречу с Императором Александром I, во время которой раскрыл перед ним готовящийся втайне революционный заговор. Одним из итогов встречи стал указ Императора от 15 мая 1824 года, согласно которому Министерство духовных дел, возглавляемое князем А.Н. Голицыным, было закрыто. Несколько дней спустя, в доме графини состоялась встреча архимандрита Фотия с Голицыным. Князь дерзко вступил с ревностным священнослужителем в словесную брань. Архимандрит Фотий в ответ, обращаясь в лице Голицына ко всем его последователям-мистикам, произнес: «Поразит вас Господь Бог всех и потребит вскоре! Анафема!» Ошеломленный князь выбежал из дома. А подвижник крикнул ему вслед: «Ежели ты не покаешься и все с тобою не обратятся, анафема всем; ты же яко вождь нечестия не узришь Бога, не внидешь в Царствие Небесное Христово, а снидешь во ад и все с тобою погибнут вовеки. Аминь».

Это было неслыханно. Личный друг Царя, обладавший огромной властью в России, был предан анафеме!

Голицын донес обо всем Государю. Тот вызвал архимандрита Фотия к себе, тут же приказал его арестовать и заключить под стражу. Вечером Император вновь пожелал его видеть и после объяснения, особенно же увидев вериги и язвы от них на теле подвижника, устыдился и сменил гнев на милость.

Следствием усилий архимандрита Фотия, графини Орловой и их соратников стал провал бунта декабристов в следующем, 1825, году. России были дарованы Господом еще почти сто лет сравнительно благополучной мирной жизни под управлением династии Романовых.

26 февраля 1838 года архимандрит Фотий почил на руках своей верной духовной дочери.

После его кончины Анна Алексеевна последние десять лет своей жизни провела в имении в Витославлицах. Она ежедневно бывала на вечерней службе и Литургии в храме Похвалы Пресвятой Богородицы, ее стараниями каждый день служилась лития на могиле архимандрита Фотия и родственников графини, а по субботам – панихида. В свободное время она читала Псалтирь, первый, третий, шестой и девятый часы, акафисты Спасителю, Божией Матери, святой великомученице Варваре и другим святым, канон Ангелу-Хранителю. Каждую полночь подвижница вставала и двенадцать раз произносила молитву «Богородице Дево, радуйся…» Чтобы не проспать это время, она ложилась на специальном диване в своей молельной комнате напротив Казанской иконы Божией Матери. И только после исполнения правила она отходила в опочивальню на свое скромное ложе. Великим Постом графиня ежедневно посещала общую службу в храме Всемилостивого Спаса, проводя большую часть дня в церкви. Каждую субботу и воскресение причащалась Святых Христовых Таин. В эти дни она вставала в два часа ночи и первая спешила к заутрене. Дни Причастия были для нее днями блаженства и духовного торжества. В первую и последнюю недели Великого Поста подвижница почти ничего не вкушала. Когда же не было поста, Анна Алексеевна кушала все, за исключением мяса и молочных продуктов.

С ближними графиня обращалась ровно, одинаково принимала всех – и бедных и богатых, нуждавшихся в ее помощи. Со всеми была приветлива и гостеприимна, если они не были ей чужды по духу. Она никогда не увлекалась гневом и досадой. Ее самообладание, развившееся с юности, еще более укрепилось в юрьевском уединении, где ничто не возмущало ее душу.

Кончина графини Орловой, последовавшая 5 октября 1848 года, была подлинно христианской. Погребли праведницу рядом с архимандритом Фотием в устроенном ею для себя саркофаге. После смерти открылось, что она была тайной монахиней Агнией.

Согласно своему завещанию, каждому из трехсот сорока русских монастырей Анна Алексеевна пожертвовала по 5 000 рублей. По 3 000 рублей было направлено в сорок восемь кафедральных соборов. По 6 000 она пожертвовала в каждую епархию для вдов и сирот духовных лиц. Всего же за свою жизнь графиня пожертвовала на храмы и монастыри около 25 000 000 рублей. Это только учтенные вклады. Десятки миллионов рублей милостыни, розданные ею бедным и нищим, остались втайне.

Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская сослужила Отечеству не меньшую службу, чем ее прославленный отец, способствовав разгрому «духовного Наполеона» – сети тайных обществ, угрожавших не только Церкви Христовой, но и всему государству Российскому. Для Церкви же Православной она сделала столько, что имя ее навсегда сохранится в церковной истории. Нет никакого сомнения в том, что она угодила Богу и сейчас предстоит у Его Престола на Небе, ходатайствуя за свое земное Отечество, Церковь Русскую и за нас, недостойных потомков.

 

Александр МАЛИНИН

 

Библиографический список:
1. Архимандрит Фотий (Спасский). Борьба за веру. М., 2010.
2. Интернет-энциклопедия «Википедия» (http://ru.wikipedia.org).
3. Русский биографический словарь / Сост. А.А. Половцев. В 25 т. М., 1896–1913.
4. Тайная монахиня Агния // Благословенная душа. М., 2008.
5. Чулков Н. Анна Алексеевна Орлова-Чесменская // История края в лицах.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник