ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПОЛЕМИКА «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 3
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Богословский анализ ответа профессора
А.И. Осипова на обвинения в ереси

 

 

 

В № 16 (64) нашей газеты был опубликован критический анализ книги профессора Московской Духовной академии и семинарии Алексея Ильича Осипова «Из времени в вечность: посмертная жизнь души» (М., 2007), в которой проповедуется осужденное Православной Церковью учение о конечности адских мук и всеобщем спасении. Через некоторое время в сети интернет, как реакция на нашу статью и другие обличительные материалы по этой теме, стал распространяться видеоролик под названием «Подробный ответ А.И. Осипова на обвинения в ереси», где профессор МДА пространно излагает свою точку зрения по вопросам, в которых он не согласен со Вселенскими Соборами и Святыми Отцами. В связи с этим мы предприняли труд проанализировать ответы Алексея Ильича в свете святоотеческого и канонического учения Православной Церкви.

 

В начале видеосюжета из аудитории профессору были зачитаны 9-й анафематизм (постановление церковного Собора или правило Отца Церкви с угрозой анафемы за какую-либо ересь или неправое учение. – Примеч. ред.) против последователей еретика Оригена (Ориген († 254) неправо учил о всеобщем спасении. – Примеч. ред.) святого Царя Юстиниана Великого, принятый Поместным Константинопольским Собором 543 года, и 124-е Правило Карфагенского Собора 418 года против отвергающих необходимость Крещения младенцев. Именно под эти прещения подпадает учение профессора. «Так могут ли ошибаться Соборы?» – спросила слушательница. А.И. Осипов хорошо понял суть заданного ему вопроса и стал оправдываться, демонстрируя при этом необычайную изворотливость. Он прочел целую лекцию о том, что Соборы Святых Отцов, даже Вселенские, якобы ошибались. Но прежде чем рассматривать его аргументы, выясним, как учит о Соборах Православная Церковь.

Догмат о Церкви гласит, что она свята и непогрешима. Святитель Филарет Московский следующим образом объясняет причину святости Церкви: «Церковь святая, потому что освящена Господом Иисусом Христом через Его страдания, Его учение, Его молитву и через Таинства. „Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистить банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна“ (Еф. 5, 25–27)». Далее Святитель дает обоснование непогрешимости Церкви: «Важное преимущество Кафолической Церкви состоит в том, что ей, собственно, принадлежат высокие обетования (обещания), что „врата ада не одолеют ее“, что Господь „пребудет с ней до скончания века“, что в ней пребудет „слава Божия о Христе Иисусе во все роды века“; что, следовательно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры или впасть в заблуждение. „Несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и говорить ложь вместо истины; поскольку Святый Дух, всегда действующий через верно служащих Отцов и Учителей Церкви, хранит ее от всякого заблуждения“ (Послание Восточных Патриархов о Православной вере, чл. 12)» (Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви).

Высшим органом управления святой и непогрешимой Церкви Христовой являются Вселенские Соборы, которым в высшей мере из всех церковных институтов свойственна непогрешимость. Их решения принимались при участии Духа Святаго. Они обязательны к исполнению для каждого православного христианина.

А теперь обратимся к учению о Церкви и ее высшем органе управления, которое проповедует профессор Осипов. Он учит, что не только разбойничьи, но и православные Вселенские Соборы, а также одобренные ими Поместные Соборы могли ошибаться. О прочих православных Поместных Соборах, которые были уже после Вселенских Соборов, и говорить не приходится. Все они, по мысли профессора, погрязли в ошибках и заблуждениях!

Объясняя, почему он, хотя и проповедует оригенову ересь, не подпадает под анафемы, профессор Осипов подробно разбирает Пятый и Шестой Вселенские Соборы, которые как раз анафематствовали Оригена и его ересь; Пятый Собор предал анафеме, а Шестой поместил решения Пятого Собора в своих правилах, поскольку Пятый Собор не оставил после себя канонов. В качестве доказательства мнимой ошибочности Соборов профессор указывает на то, что святители Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Василий Великий и преподобный Исаак Сирин якобы разделяли Оригенову ересь, но их Святые Отцы Пятого и Шестого Вселенских Соборов анафеме не предали. Отлучен от Церкви был лишь Ориген – по мнению Осипова, из-за ненависти к нему Императора Юстиниана Великого.

Начнем с прославленного в лике святых Императора Юстиниана. Во-первых, святости не свойственна ненависть. Святость заключается в том, что человек исполняет Заповеди Божии, одна из которых – любить даже своих врагов и обидчиков. Но в то же время православным заповедано ненавидеть врагов Отечества и гнушаться врагами Божиими: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша» (Свт. Филарет Московский).

А как угодил Богу святой Царь Юстиниан? В «Охридском прологе» святителя Николая Сербского читаем: «Многообразное величие этого Царя нераздельно связано с его глубокой Православной верой. Он веровал и жил по вере. В Великий Пост не вкушал хлеба и не пил вина, но питался овощами и пил воду – и то через день. Воздвиг брань против дунайских варваров, потому что они оскопляли рабов. Это показывает его возвышенное чувство человеколюбия. Был счастлив и успешен и в войнах, и в трудах. Построил великое множество прекрасных храмов, из которых самый красивейший – храм святой Софии в Константинополе. Собрал и издал римские законы. Сам он издал много строгих законов против безнравственности и распутства. Составил церковное песнопение „Единородный Сыне и Слове Божий…“, которое стало исполняться на Литургии с 536 года. Созвал Пятый Вселенский Собор в 553 году. Мирно почил 14 ноября 565 года на 80 году жизни и преселился в Царство Царя Небесного».

То есть отличительной чертой святого Юстиниана была крепкая истинная вера. Он стоял в ней и ревновал по вере против еретиков, которые поистине есть враги Божии, поскольку искажают Его учение и враждуют против Церкви Христовой. Вот и причина праведной ненависти святого Царя Юстиниана в отношении еретика Оригена.

А.И. Осипов же говорит о святом Юстиниане, что он «почему-то возненавидел Оригена», будто не понимая природу этого святого чувства. Однако это и не удивительно, ибо, как говорит святой Апостол Павел, душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов (1 Кор. 2, 14–16).

Но кто такой профессор Осипов? Почему же он восстает против святого Царя Юстиниана и хулит Пятый и Шестой Вселенские Соборы? Сайт «Антимодернизм.ру – православная миссионерская энциклопедия» сообщает о профессоре следующие сведения: крупнейший богослов модернистского направления, представитель «нравственного монизма» (направления богословского модернизма, отрицающего святоотеческое учение об Искуплении, воздаянии и суде), участник экуменического движения, «миролог» (мирология – направление модернистского «православного» богословия 60–80-х гг. ХХ в., идейно обосновывающее участие христиан в т.н. «борьбе за мир»). Преподавал в МДА предмет «Экуменизм». Вместе с митрополитом Никодимом (Ротовым) встречался с папой римским. Многолетний участник еретического экуменического движения. С 1991 по 1998 год был членом комиссии «Вера и Церковное устройство» «Всемирного Совета Церквей» – экуменической организации, которую преподобный Иустин Сербский назвал «еретическим, гуманистическим и человеко-поклонническим обществом, состоящим из 263 ересей, из которых каждая есть духовная смерть». То есть очевидно, что характерная черта профессора Осипова – отсутствие православного стержня, т.е. твердого стояния в Православной вере и склонность к еретическому протестантскому богословию с его неприятием традиции и предания Церкви Христовой. Вот откуда, вероятно, исходит неприязнь профессора-модерниста к святому Царю Юстиниану, утвердившему Православие на Пятом Вселенском Соборе.

Рассмотрим другие аргументы Алексея Ильича против вечности адских мук. Он, ссылаясь якобы на Слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху, утверждает, что этот святой отрицал вечность мучений, и приводит цитату: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Христос сошел в ад и ни единого во аде не осталось». Однако при сравнении этого отрывка с подлинным текстом Златоуста мы сталкиваемся с недобросовестностью профессора! Ибо святитель Иоанн говорит: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, – первенец из умерших». Разве мы не знаем, что все воскреснут?! Но только одни воскреснут для славы вечной, а другие – для вечной муки. Иными словами, эта цитата – преднамеренное искажение слов Златоустого святителя профессором Осиповым, приписавшим святому свою ересь.

 

Окончание см. на стр. 9

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник