ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Молитва об архипастырях –
проявление любви и деятельной заботы
о сохранении единства Церкви

 

 

В №№ 8 (56) и 9 (57) нашей газеты была опубликована беседа с кавказским пустынником монахом Константином о проблеме внедрения в России универсальных электронных карт (УЭК). Сегодня мы предлагаем ознакомиться с фрагментами из книги отца Константина и его сподвижника иеромонаха Николая «Рассуждения о спасении в наше время». Книга была написана до появления информации об УЭК и посвящена главным образом вопросу присвоения людям идентификационных номеров налогоплательщика (ИНН). Однако эти рассуждения, на наш взгляд, не утратили своей актуальности, а в связи с выходом в свет проекта нового документа Церкви относительно технологий идентификации личности, а также с возникновением разделений и недоумений среди верующих, отказывающихся от этих технологий, мы сочли, что позиция отцов-пустынников будет небезынтересна нашим читателям.

 

– Некоторые считают, что громкое обсуждение проблемы присвоения людям идентификационных номеров налогоплательщика (ИНН) организовано врагами Церкви и с недоброй целью – навеять страхи, внести смущение в души верующих и таким образом отвлечь от покаяния, стяжания смирения, любви, мира и других христианских добродетелей, одним словом – от истинной христианской жизни. Так ли это?

– Здесь прежде всего нужны молитва и рассуждение. Мы должны учиться отличать пшеницу от плевел – истинную христианскую добродетель от ее мнимого подобия, маски добродетели. К сожалению, в нынешней церковной среде царит духовная неразборчивость, приводящая верующих к уклонению либо «влево», либо «вправо». Возымевших ревность о своем спасении враг благовидными способами доводит до крайностей, переходящих в различные пагубные искажения духовной жизни. А склонные к покою, боящиеся чем-либо нарушить его, тем же лукавым духом незаметно увлекаются в другую крайность – сообразование с веком сим (ср.: Рим. 12, 2). Таким образом, они постепенно и незаметно для себя становятся друзьями мира сего (ср.: Иак. 4, 4).

Сегодня идет глубокое обмирщение многих верующих. Уж больно крепко мы привязались к миру и всему мирскому и потому, имея уши, не слышим слов Святых Отцов, дающих определение христианской жизни: «Истинно евангельская жизнь есть жизнь мироотреченная среди многолюдства или в пустыне» (свт. Василий Великий).

Но несмотря на то, что это слова Вселенского учителя Православной веры – святителя Василия Великого, для души, омраченной духом миролюбия, такое определение неудобовместимо: оно не нравится ей, не принимается человеком и не исполняется на деле. Применительно к теме нашего разговора такой душе, как правило, не хочется отказываться от идентификационных номеров, посредством которых сильные мира сего дают доступ к житейским благам.

 

– Приходилось слышать мнение, что принявший ИНН погиб безвозвратно…

– Хотя мы и убеждены, что навязываемый людям идентификационный номер – это предтеча будущей печати-начертания, но не считаем, что принявший ИНН уже не спасется и не сможет покаяться. Христос пришел взыскать и спасти погибшее овча и сказал, что грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин. 6, 37). Так что кто покается в этом искренне, того Господь не отвергнет.

Мы не разделяем также и мнения, что одного отказа от ИНН достаточно для спасения. Нет, чтобы спастись, необходимо проводить богоугодное жительство (где бы то ни было – в столичном особняке или на необитаемом острове), во всех обстоятельствах поступать по совести и заповедям Христовым, со смирением, покаянием и благодарением нести свой крест. Ни в коем случае не надмеваться и не уничижать других.

 

– Некоторые ревностные священники перестали поминать Патриарха и своего правящего архиерея под предлогом, что те не возражают против присвоения людям идентификационных номеров. Правильна ли такая позиция?

– Нет, это весьма серьезная ошибка, безрассудная ревность. Всякая крайность внушается нам сатаной. Подобные ревнители сами падут жалким образом, ибо без благодати Святаго Духа, которая дается за смирение и сострадание, а за осуждение отступает, никакой человек не устоит.

Христиане должны ненавидеть грех (в данном случае – присвоение людям идентификационных номеров), но любить человека, не осознавшего всей серьезности дела цифровой идентификации. А любовь в первую очередь выражается в сострадании и молитве. Таким ревнителям подобает более обратить внимание на себя и на слова преподобного Симеона Нового Богослова: «Всякий человек немоществует и не может иметь чистой любви, не может не завидовать, не поносить, не осуждать, не презирать, не пересмеивать, не говорить лжи, не гневаться, не похотствовать благ мира сего, которые видит, не тщеславиться, не любоимствовать. <…> Почему Святые Отцы предали нам, христианам, чтобы мы всегда так молились Богу, взывая к Нему с сокрушенным сердцем: „Призри на нас, Господи, по милости Твоей, и уврачуй немощи наши Имени ради святого Твоего“». (Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 12.)

Итак, мы должны молиться, чтобы Господь дал силы и нам, и им (сторонникам присвоения людям ИНН) преодолеть в себе похотение благ мира сего. А если превознесемся и осудим, что, дескать, я презираю все это, а они пристрастились, то за это благодать отступит от нас, и мы сами впадем в подобный грех.

Молитвенное поминание есть умилостивление Бога, прошение, чтобы Он ниспослал нашим архипастырям благодать Свою, которая укрепила бы их в противостоянии всем соблазнам плоти, мира и диавола и помогла бы им право правити слово Христовой Истины. Как же об этом не молиться?

Все слуги сатаны – во плоти и безплотные – направили сегодня свою злобу на Православие и по преимуществу – на архиереев, чтобы те сказали или сделали что-то нужное для них и соблазнительное для паствы. Понимая это, как же нам отказываться молиться Богу за наших архипастырей, чтобы Он их укрепил и они устояли, а если в чем-то уже уступили врагу и были побеждены, то покаялись бы и исправились? Такая молитва – проявление любви и деятельной заботы о сохранении единства Церкви.

Еще раз повторим: чтобы нам устоять в великой борьбе против плоти, мира и диавола, необходимо стяжать благодать Святаго Духа и пребывать во Христе Иисусе, приобретая и проявляя Его свойства – кротость, смирение и любовь. Но это невозможно, если мы будем осуждать ошибающихся и согрешающих и вместо сострадания проявлять в их отношении лишь негодование, презрение и якобы праведный гнев.

И о каком, скажите, «праведном гневе» может идти речь, если вот что говорит нам святой апостол Иаков: гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1, 20); все мы много согрешаем (Там же. 3, 2); признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Там же. 5, 16); будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя (Там же. 1, 22); кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Там же. 2, 10); суд без милости не оказавшему милости (Там же, 13); мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью (Там же. 3, 13), а не презрительной ненавистью, гневными словами, произнесенными «с пеной у рта», в адрес братьев, увлекшихся миролюбием. Если мы хотим спастись и не впасть в тот же грех, то должны учиться молиться о людях искренне, со слезами, и свое негодование на беззаконие претворять в усиленную молитву обо всех нас, сознавая, что мы едино тело Христово и друг другу – уды. Ведь Святые Отцы учат нас: «Люди-христиане да взывают день и ночь: „Призри, Господи, и уврачуй немощи наши“» (преп. Симеон Новый Богослов. Указ. соч.).

Посему по-братски просим всех оппонентов: пусть каждый постарается сегодня обнаружить и осознать свои личные немощи, чтобы не оказались они нам помехой в решительный момент борьбы с плотью, миром и диаволом.

А чувство негодования на ближних за их немощи пусть каждый заменит в себе чувством сострадания. Как на великом повечерии читаем: «…яко вси есмы в бедах. Да прелести избавльшеся лукаваго, ангельскую вопием песнь: Святый, Святый, Святый, Трисвятый Господи, помилуй и спаси нас. Аминь».

 

– Значит, нужно молиться за тех священников и епископов, которые сами приняли номера и пасомых призывают к тому же, проповедуя о безгрешности такого поступка?

– Номера сегодня люди приняли в основном либо по недооценке серьезности дела, либо по недоразумению, либо по духовной безпечности или немощи. А нам дана заповедь: Молитесь друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5, 16).

Если кто и сильно уклонился, то молиться за такового из сострадания все равно нужно. А переставший сострадать и молиться может впасть в осуждение и самодовольство, за что отступит хранящая его благодать, и человек сам падет.

Всем нам, христианам, нужно понять и всегда помнить, что если будем иметь сострадание к немощам других, то будем приобщаться Духа Христова. А если будем иметь осуждение и ненависть, то приобщимся духа диавольского, как говорит преподобный Нил Мироточивый: «Кто осуждает – себя обезсиливает и в три раза большие грехи сотворит <…>. Тот, кто обвиняет и осуждает другого, что в нем находится малый или большой грех, <…> тот чужевер, а не христианин».

Но сострадать – это отнюдь не значит подражать или участвовать в греховных немощах человека: нужно безо всякого осуждения, с болью сердца молиться о нем.

 

Подготовил Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

Публикуется с сокращениями
и литературной правкой

 

Окончание см. в след. номере.

 

 

    

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник