ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Не поминать сейчас Патриарха – значит разрушать нашу Церковь»

 

 


Верующие на Украине встречают
Патриарха Алексия II, 2008 год

 

Протоиерей Владислав Озеров – один из наших постоянных собеседников, с которым мы уже обсуждали многие наболевшие вопросы современной церковной жизни: планы модернистов по русификации Богослужений, участие Русской Православной Церкви во Всемирном совете церквей, подготовку так называемого Всеправославного собора, опасность глобализации и цифровой идентификации людей. На этот раз мы обратились к батюшке Владиславу с просьбой высказать свое мнение о вызывающей смущения и разногласия среди верующих практике непоминовения за Богослужениями имени Патриарха, а также по поводу прещений со стороны священноначалия, которым подвергаются некоторые священники-антиэкуменисты и антиглобалисты.

 

– Отец Владислав, как Вы считаете, если церковная власть запретила священнослужителя в служении или лишила сана, имеет ли он право продолжать совершать Богослужения? Как быть, если решение о прещении несправедливо, например, священник подвергся ему за противостояние экуменизму, глобализации и т. п., т. е. терпит гонения за правду Божию? Может ли он в таком случае проигнорировать данное решение?

– Эта тема очень актуальна сегодня, и одновременно она очень сложная. Прежде всего, хочу сказать, что я не претендую на то, что мое мнение является истиной в последней инстанции. Я и сам нахожусь в процессе размышления и молитвенного обращения к Богу о вразумлении, как правильно поступать в той или иной ситуации. Поэтому мне трудно судить сразу и однозначно. Каждый случай, на мой взгляд, нужно рассматривать отдельно, обращаться к Богу, искать Его волю, потому что иногда у Господа бывают исключения из Им же Самим установленных правил. Например, в Ветхом Завете мы видим, как Царь и пророк Давид вкушал хлебы предложения, хотя не имел такого права. Но это было благословлено Богом, и он ел сам и накормил других.

Что же касается нашего времени и перечисленных в Вашем вопросе ситуаций, в отношении себя… Именно в отношении себя – я не хотел бы судить или обличать кого-то в чем-то, потому что, честно говоря, не чувствую духовной силы и права кого-то судить, сам – слабый, немощный и грешный человек. Но что касается меня, я склоняюсь к той мысли, что нужно подчиниться церковной иерархии, церковной власти. Ведь здесь вопрос заключается в том, как мы относимся к нашей Церкви, Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Верим ли мы, что наша Церковь благодатна в своих Таинствах, что через ее иерархию они совершаются, действует благодать Святаго Духа. Если мы в это верим, то в таком случае должны оказывать послушание нашей Матери-Церкви. И в церковной истории есть масса примеров на эту тему. Множество святых, святителей были несправедливо на какое-то время лишены сана, запрещены в служении, но они не игнорировали запрета, не уходили в раскол. Они смирялись, терпели, а Господь потом Сам восстанавливал их, выправлял все, ставил на свои места, и правда в конце концов торжествовала.

 

– А как Вы относитесь к принятой в настоящее время некоторыми священниками практике непоминовения, т. е. невозношения за Богослужениями имени правящего архиерея и Патриарха? Можно ли сегодня в Русской Православной Церкви применять вторую часть 15-го правила Двукратного Константинопольского Собора, где говорится о допустимости прекращения евхаристического общения с Предстоятелем, открыто проповедующим ересь, осужденную Святыми Отцами или Соборами Православной Церкви?

– Если Вы читали Правила Православной Церкви и их толкования, то знаете, что 15-е правило Двукратного Константинопольского Собора не обязывает прерывать общение, но допускает непоминовение епископов-еретиков. Поэтому его неправильно представлять обязательным, действующим автоматически указанием на необходимость не поминать Патриарха или какого-то епископа. Я много размышлял на эту тему, молился Богу и решил лично для себя, что в настоящее время применять это правило преждевременно и ошибочно. Мы должны исходить из того, угодно ли это Богу и идет ли на благо Церкви. Мне видится, что при всех существующих сегодня сложностях, немощах, противоречиях, проблемах, непонимании, к сожалению, многих вещей на самом высоком церковном уровне, не поминать сейчас Патриарха – значит разрушать нашу Церковь, образно говоря, лить воду на мельницу наших врагов.

Я обратил внимание на то, что те, кто начинает не поминать Патриарха, почему-то чаще всего в итоге скатываются до отрицания благодатности всей Церкви. Этот момент, на мой взгляд, показательный, он обнаруживает, как минимум, опасность, а, скорее, даже ошибочность данного шага. Поначалу многие говорят, что мы, мол, только Патриарха не поминаем, но на самом деле являемся частью Русской Православной Церкви Московского Патриархата, а потом, через некоторое время, уже начинают хулить и Церковь, утверждают, что она безблагодатна, в ней не совершаются Таинства. То есть от возможно допустимого действия – непоминовения, они доходят до греха хулы на Святую Церковь, нашу Мать. Да, мы, ее члены, в большинстве своем больны, немощны, грешны и духовно слепы. Но она сама, как мы ежедневно исповедуем в Символе веры, Святая и непорочная.

Есть такая очень интересная и полезная, на мой взгляд, книга – «Духовные беседы и наставления старца Антония», где приведены его рассуждения (как известно, имя старца изменено, но, раз так надо, мы и называем его Антонием) о раскольниках. У меня под рукой сейчас есть эта книга, и хотелось бы привести оттуда цитату. Отвечая на вопросы священника Александра Краснова, отец Антоний говорит: «Они [раскольники], неправедно пользуясь свободной волей, покусились на Тело Христово, пытаются внести раздор и человеческие суемудрия в Божие установление. Да, мил человек, были в церковной истории прославленные во святых Максим Исповедник, папа Мартин, Ипполит Римский, Максим Грек, да и великого Паламу туда же можно причислить, и не только его, которые едва ли не в одиночку оставались хранителями истины. Но они не покушались на единство Церкви, обличая недостойных служителей, сами были при этом истовыми ревнителями подвижничества, чистоты веры и церковного единства».

И вот еще интересные слова, касающиеся чистоты и непорочности Церкви: «Раскольники берут на себя самый страшный грех – они пытаются своими суждениями заменить суд Божий, определять, что право, а что криво. А как, скажи, слепой может говорить о красоте луговых цветов?! Может ли погрязший во грехах оценить праведность? Если человек в чистый ручей выливает грязь, вода замутится, конечно. Только будет она отравлена от того места, в котором он в нее вылил свои отходы. Но разве источник при этом не останется по-прежнему чист, также хладен и прозрачен? Весь ужас раскольничества не столько в том, что они постоянно оскверняют чистую воду, сколько в том, что посягают на сам источник, его пытаются опорочить».

Слова отца Антония весьма поучительны и полезны для нашего времени, потому что сейчас именно это и происходит. Люди, отступая от Церкви, сначала даже пользуясь какими-то церковными канонами и находя в них некое оправдание своему непоминовению, в итоге начинают поносить и сам источник и таким образом становятся на путь раскольничества и хулы на Духа Святаго. Таким людям хочется задать один вопрос: а с какого момента, по вашему мнению, наша Церковь стала безблагодатной? С того момента, как вы ее покинули? Тогда что, получается, вы считаете себя такими важными фигурами, критерием, по которому оценивается благодатность Церкви? Получается, пока Вы были в ней, она была Святой и благодатной, а когда вы ушли, она утратила благодать? А если вы считаете, что она безблагодатная уже давным-давно, тогда, извините меня, вы себя не называйте отцами – ни отцами, ни владыками, ни вообще рабами Божиими, потому что в таком случае вы даже и не крещены, если она безблагодатная. Вот этот момент для меня удивительный: как люди, бывшие в Церкви, бывшие ее служителями, но вышедшие из нее, начинают говорить о ее безблагодатности, хулить, но при этом себя считают священниками. Удивительно! Почему ты себя называешь священником, если Церковь безблагодатная? Если ты духовно рожден в безблагодатной церкви, ты тогда и не священник вовсе, и крещение можно подвергнуть сомнению: а совершилось ли оно?

Повторюсь, я никого не хочу судить, потому что я, с одной стороны, солидарен с этими людьми, многими из них, с их болью за Церковь, с любовью к России, исканием истины, ревностью о Боге, которая, может быть, их и побудила к этому шагу… Солидарен в том, что сегодня творится много беззаконий, о чем мы с Вами уже говорили, – глобализм, цифровая идентификация, экуменизм, поразивший часть нашего священства и епископата. Конечно, все это вызывает скорбь, но в то же время хочется сказать таким людям: одумайтесь, посмотрите, куда вы идете, ведь вы шагаете в бездну, в пропасть адову, отрываясь от Церкви и хуля ее, нашу Мать, многострадальную, пронесшую свою веру через годы страшных гонений, множество искушений, скорбей и препятствий. Дай Бог, конечно, этим людям вразумления!

И еще хотелось бы затронуть один момент. Сегодня говорят, что не нужно поминать Патриарха. Но одно дело, когда это касается России, а если взять Украину? Там непоминовение Патриарха однозначно будет сопряжено с расколом, с отделением от нашей Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Потому что Патриарх, кто бы им ни был – Алексий, Кирилл, еще кто-то будет, – это символ единства нашей Церкви. Для меня, когда я поминаю его на Богослужениях, важна не его личность, не «Кирилл», а «Патриарх Московский и всея Руси». И мы знаем, что многие старцы на Украине, например, Лаврентий Черниговский, и современные подвижники говорили и говорят людям: держитесь Московского Патриархата, держитесь всегда единства с Русской Церковью. А призыв не поминать Патриарха – он только на руку всевозможным украинским раскольникам и униатам, потому что единственное, что связывает Украинскую Церковь с Московским Патриархатом, с Москвой, с нами – это именно возношение за Богослужениями имени Московского Патриарха.

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

Окончание см. в след. номере.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник