ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О деятельности и убеждениях
митрополита Никодима (Ротова)

 


Мемориальный уголок митрополита Никодима

 

В середине марта сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата сообщил о создании в стенах Отдела мемориального уголка митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова): «Воссоздано рабочее место митрополита Никодима, который был председателем ОВЦС в 1960–1972 годах: в частности, представлены письменный стол и стул Владыки, архивные фотографии того времени, фотокопии документов, некоторые личные вещи, в том числе лупа, пожертвованная для музейного уголка митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Частью экспозиции стал также бронзовый бюст митрополита Никодима».

В связи с публикацией данного сообщения сотрудница польского антимодернистского сайта «Защитник Православия» (http://apologet. pl) Елена Владимирова приводит новые интересные сведения о митрополите Никодиме, а именно – переводы с польского языка цитат из документов деятелей католической «церкви» по поводу поступков и убеждений этого иерарха.

 

Факт создания в Отделе внешних церковных связей мемориального уголка митрополита Никодима (Ротова) мы оцениваем как событие знаковое и в высшей степени печальное, если не трагическое. Теперь ни у кого, кто имеет глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, – не останется сомнений в отношении того, на каких пастбищах будут пастись и какой травой питаться тысячи и тысячи доверчивых словесных овец, и чем это для них может закончиться: И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут (Ис. 9, 16).

Мы исходим из того, что наши читатели имеют хотя бы некоторое представление о личности митрополита Никодима, а также о его крайне разрушительной деятельности в отношении Православной Церкви. Вся сегодняшняя демагогия на тему неодназначности поведения этого иерарха и о том, что давать ему четкую, прямолинейную оценку неправильно, остается лишь словесной акробатикой. Однако мы знаем, что Господь заповедал: Буди же слово ваше: ей, ей; ни, ни, лишше же сею от неприязни есть (Мф. 5, 37). Господь не говорил, что цели оправдывают средства, это лозунг иезуитов.

От себя к образу митрополита мы добавим лишь несколько штрихов. Во-первых, напомним читателям пророчество старца-архимандрита Павла (Груздева) – монаха-исповедника, двенадцать лет отсидевшего в лагерях за веру Православную: «Никодим, не езди к папе римскому туфлю целовать, а то умрешь». Так и случилось. Во время аудиенции у понтифика «крупнейший иерарх Русской Православной Церкви прошлого века» митрополит Никодим отдал свою душу на суд Богу (см.: Каверин Н. Зачем любил ты Рим, владыка Никодим? // Благодатный огонь, № 12).

Во-вторых, присовокупим несколько цитат из докторской диссертации ксендза Тадеуша Калюжного «Секрет Никодима. Неизвестное лицо Русской Православной Церкви», вышедшей в издательстве «Wydawnictwo ksiezy sercanow – SCJ» (Краков, 1999) на польском языке.

Отец Михаил Гаврилов, выпускник Ленинградской Духовной академии, человек, некоторое время принадлежавший к близкому кругу людей митрополита Никодима и впоследствии перешедший в униатство, в своей книге, а также в личной беседе с автором упомянутой выше публикации высказал следующее мнение о митрополите: «Я скажу, что митрополит Никодим был личностью не просто разделенной на две, в нем можно было обнаружить три человека: Никодим – православный митрополит; Никодим – патриот Советской державы; Никодим – убежденный католик. <…> Никодим как католик по убеждению и католический епископ по вере был вынужден держать свои взгляды глубоко в своем сердце и выражать их только в узком кругу людей, которым доверял» (Ксендз Тадеуш Калюжный. Секрет Никодима. С. 79. Здесь и далее – перевод Е.В.).

«Естественно, еще при жизни митрополита, а тем более после его смерти, высказывались мнения, что он был католиком или криптокатоликом (тайным католиком. – Примеч. ред.). Например, Pioerro Ostellino, корреспондент „Corriere della sera“ в Москве, так писал на страницах своего журнала сразу после смерти митрополита: „Иоанн Павел I открыл, что Никодим за минуту до смерти высказал свое исповедание веры, отражающее желание соединения двух церквей под руководством папы римского“» (Там же. С. 78. (P. Ostellino. Giovanni Paolo I secondo Breznev // Corriere della sera. 2 oсtobre 1978. S. 2; Рor. L. Prezzi, Nikodim: ritratto di un uom, rittrato di una Chipsa // Regno-Attualita, 1978, 18. S. 398–399)).

«Необходимо признать, что отношение митрополита Никодима к католическому миру действительно было необычным. Указывают на это и многочисленные примеры из его жизни, и свидетельства его друзей и сотрудников. Например, Амвросий Блинков (ученик митрополита Никодима, впоследствии перешедший в униатство. – Примеч. ред.) рассказывал, что вместе с митрополитом несколько раз служил мессу по латинскому обряду. Более того, как утверждают некоторые, Никодим во время чина приготовления Даров, т.н. Проскомидии, представляющей собой первую часть Литургии, тайно поминал имя папы римского, а также верховного настоятеля отцов-иезуитов. Симпатии митрополита в отношении отцов-иезуитов были, без сомнения, исключительными. Известны его личные, глубокие контакты с иезуитами о. Мигелем Аранцем, o. Полем Майе и даже с о. Педро Аррупе, верховным настоятелем „Общества иезуитов“» (Там же. С. 83–84).

«Однажды, – рассказывает о. А. Блинков, – во время разговора, состоявшегося по дороге из Загорска в Москву, митрополит Никодим между иными рассказами обронил следующую фразу: „Моя мечта – быть членом “Общества иезуитов”“, а затем: „Если бы сейчас мог выбирать, выбрал бы “Общество иезуитов”“» (Там же).

«Существует, например, очень интересное в этом плане предположение, что Никодим имел замысел или проект, а, может, уже и некоторые постановления, чтобы образовать в лоне Русской Православной Церкви тайный орден, исходя из модели „Общества иезуитов“ или даже в точном соотношении с отцами-иезуитами: своего рода орден русских православных иезуитов. Это предположение, несомненно, поразительное, однако весьма знаменательное. Учитывая деликатность аргументов, не будем называть здесь фамилий особ, поделившихся с нами этой информацией» (Там же).

Не станем продолжать этот, увы, долгий перечень разоблачающих цитат в нашем небольшом комментарии.

В заключение напомним нашим читателям замечательную молитву: «Спаси, Господи, и помилуй Святейшия Православныя Патриархи со всеми благочестивыми архиереи, и весь освященный чин и причет церковный, и даруй им цело, безмятежно, благоверно, право, по преданию Святых Апостол и Святых Отец, на Вселенских Соборах Духом Святым узаконенному, исправляти слово Твоея истины» (Иерейский молитвослов. Акафист Иисусу Сладчайшему, молитва ко Господу нашему Иисусу Христу). Никогда не прекращайте, дорогие братья и сестры, возносить эти прошения! Молите Господа помочь нашим отцам, стоящим в истине, в нынешнее непростое время не сбиваться с узкой тропы спасения и «Церковь добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти» (Молитва Пресвятой Богородице перед ее иконой «Владимирская»).

 

Елена ВЛАДИМИРОВА, Польша

 

По материалам сайта «Информ-религия»
(http://inform-relig.ru)

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник