ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Славный сын России

В Культурном центре «Возрождение»
состоялся просмотр документального
фильма о Косме Минине

 


Воззвание Космы Минина к нижегородцам в 1611 году
Худ. М. ФАЮСТОВ

 

Нынешний год ознаменован 400-летием окончания периода Смутного времени на Руси и освобождения ее от польской оккупации и католического ига. По случаю юбилейной даты Культурный центр «Возрождение» проводит цикл семинаров и лекций, посвященных этому поворотному событию русской истории. На масленичной неделе в «Возрождении» состоялись просмотр и обсуждение первой части фильма «Минин и Пожарский» (режиссер Анатолий Голубкин, 1999 г.).

 

Раб Божий Косма, сын Акиндина Минина, родился в городе Балахна Нижегородской губернии. В младенческие годы Космы семья переехала в Нижний Новгород, где Акиндин владел соляными промыслами. Повзрослев, и Косма открыл свое дело – стал торговать мясом. Он был благочестив и набожен, вел чистую, образцовую семейную жизнь. За это Господь наградил его многими талантами. 1-го сентября 1611 года его избрали земским старостой Нижнего Посада.

Россия переживала тяжелое время. Когда пресеклась династия Рюрика, поляки, овладев большей частью западных русских территорий, заняли Москву. Новгород с прилегающими землями оккупировали шведы. Русский престол был предложен польскому королевичу -католику Владиславу. Ужас и скорбь охватили русских людей. Одни предались грабежам, другие – убийствам и насилию, третьи – безвременному веселию и пированиям, пытаясь заглушить ими свое отчаяние. Боярская Дума присвоила себе верховную власть, но не могла обуздать Смуту, не могла утишить народной скорби и волнений. По свидетельству современника событий келаря Троице-Сергиевой лавры Аврамия Палицина, «в общем кружении российских голов все хотели быть выше своего звания. Рабы хотели быть господами, чернь – дворянством, дворяне – вельможами. Не только простые простых, но и знатные знатных, разумные разумных обольщали изменой...» Гибли Отечество и Церковь, храмы истинного Бога разорялись, Россия становилась пустыней необитаемой.

В это время в Рязани было организовано первое народное ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым. Косма Минин примкнул к нему. В мае ополчение подошло к Москве, оккупированной ляхами, и осадило город. Но поляки подбросили казакам подложную грамоту, в которой от имени Прокопия склоняли их к измене. Те вызвали его на круг и там, не удостоверившись в правдивости грамоты, зарубили. Ополчение разошлось, Косма вернулся в Нижний Новгород.

Все русское общество охватила апатия. Никто не видел выхода из ситуации. Перед даровитым и предприимчивым Космой Мининым открывалась перспектива возвышения, получения превилегий. Достаточно было признать власть Владислава, объявить Нижний Новгород, подобно Великому Новгороду, городской республикой, возглавить ее правительство, обогатиться и жить в свое удовольствие. Но не таков был раб Божий Косма. Недаром благодарные потомки назвали его чудом среди своих современников.

За свою духовную чистоту и благочестие он удостоился истинного посещения Божия. Когда он предстоял в храме на молитве, ему явился преподобный Сергий Радонежский и призвал собирать казну для создания нового ополчения, сказав, что Господь благоволил избавить Русь. Косма не решился сразу довериться видению. Преподобный Сергий явился ему во второй раз и обнадежил предсказанием победы. Но Косма и тут не мог до конца поверить. В третий раз Святой уже строго предупредил его, сказав, что если он не исполнит повеления, то его постигнет гнев Божий.

Лишь тогда Косма пошел в дом воеводы, где не раз собирались духовные и светские власти для совета о том, как и когда начать восстание. Там Косма рассказал о своем видении и приказал прочесть в соборной церкви грамоты Патриарха Ермогена и троицких монахов.

Колокольный звон собрал людей на площадь перед храмом. Протопоп Савва сказал вдохновенную проповедь о том, что Московское государство гибнет, что польско-литовские оккупанты задумали обратить русских людей в католичество, что русским необходимо объединиться.

Косма обратился к людям с призывом жертвовать свои имения на создание ополчения. Не ограничившись словами, он отдал все свое имение, сделав первый вклад в благое дело. Русские люди, воодушевленные его примером, также начали жертвовать. Таким образом необходимая сумма вскоре была собрана, и 23-го февраля 1612 года, Великим Постом, ополчение выдвинулось из Нижнего Новгорода в направлении Москвы. По Волге оно поднялось до Ярославля, по пути пополняясь новыми отрядами. С Ярославля, пройдя через Троице-Сергиеву лавру, ополчение обрушилось на столицу. Оккупанты были не в силах противостоять его натиску. Московский Кремль был взят штурмом, а польский гарнизон капитулировал. Захватчики с позором бежали из столицы, гонимые отважными русскими воинами. Так, в 1612 году Россия была спасена.

Сам Косма смиренно считал себя орудием Промысла Божия и говорил: «Без Божией благодати спасение Отечества было невозможно». Остаток своих дней он провел, помогая вдовам убитых ополченцев и инвалидам, в подвигах молитвы, поста и милостыни. Такова история жизни Космы Акиндиновича Минина, рассказанная авторами фильма.

 

+ + +

 

Мы попросили поделиться своими впечатлениями от картины иеромонаха Петра (Семенова), который присутствовал на просмотре фильма. Батюшка отметил, что «этот документальный фильм является, без преувеличения, одним из лучших в отечественной кинодокументалистике. Он снят с великой любовью к России, ее истории, а также к ее славному сыну – Косме Минину, этому избраннику Божию, явившемуся орудием Промысла Божия в спасении нашей Родины от католической польской оккупации и исчезновения с лица земли.

Меня поразил истинно монашеский настрой благочестивой души Космы Минина. Это проявилось в смирении и большой осторожности его к видениям из духовного мира. На первый взгляд может показаться, что он был маловерным. Но на самом деле именно к такой духовной осторожности призывают нас Святые Отцы Православной Церкви. Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы пишут: „Никогда не прими, если бы ты увидел что-либо чувственно или умом внутри или вне тебя, хотя бы то был вид как бы Христа, или Ангела, или какого святого, или мечтание света; но пребывай, не веруя этому и негодуя об этом“ (Добротолюбие. Т. 5). Если видение истинное, то Господь найдет способ убедить в этом человека. Так и произошло в данном случае.

Второй момент – призыв Космы Минина к народу. Своими действиями он буквально исполнил заповедь Христову: „Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною“ (Мф. 19, 21). Отдав все свое имение на нужды ополчения, он, подобно монаху, последовал за Христом в тот путь, который Он ему предуказал. Таким образом, можно говорить о духовном совершенстве души Космы Минина, оказавшегося способным на такой подвиг. Недаром нижегородцы почитают его как местночтимого святого и обращались с ходатайством в Священный Синод о его канонизации. А в Царствии Небесном он, несомненно, ликует со всеми святыми и молится о нашем многострадальном Отечестве и его народе, которые в настоящее время переживают новую Смуту».

После просмотра фильма состоялось его обсуждение. Зрительница Ольга Березина обратила внимание на прозвучавшую в киноленте фразу о том, что, по церковному преданию, преподобный Сергий должен трижды спасти Русь. «Два раза Преподобный уже спасал наше Отечество, выходит, предстоит и третий раз? – высказала свои соображения Ольга. – Откуда известно это предание и можно ли ему верить?» – спросила она у отца Петра.

В ответ иеромонах Петр сказал, что он тоже узнал о предании из фильма, но полагает, что оно не лишено основания: «Есть пророчества святых о возрождении Самодержавия в России – преподобного Серафима Саровского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобных Лаврентия Черниговского и Серафима Вырицкого... Возможно, преподобный Сергий и в этот раз будет послан Господом к Его избраннику, когда исполнится чаша страданий русского народа и пробьет час возрождения Святой Руси. Думается, что озвученное в фильме предание пошло из Троице-Сергиевой лавры».

Вопрос пономаря Виталия Рябко касался прозвучавшего в фильме свидетельства о том, что в 1611 году русские люди начали усердно каяться, по местам был объявлен трехдневный пост, чтобы Господь явил Свою милость. «Возможно ли что-то подобное сейчас?» – спросил Виталий.

В ответ отец Петр привел случай из жизнеописания священномученика Евстафия Малаховского, память которого наша Церковь празднует 5-го мая. Отец Евстафий служил в Семиреченском округе (Семиречье – географическая и историческая область в Центральной Азии. – Примеч. ред.). В 1916 году киргизы подняли мятеж и начали резню русских стариков, женщин и детей, мужья и отцы которых воевали в это время на фронтах Первой мировой войны. Батюшка служил в селе Покровском. Однажды жителям села сообщили, что завтра в него придут киргизы. Повсюду воцарилось предчувствие беды. Все начали готовиться к худшему. Тогда священник приказал соорудить на улицах баррикады, поставить на них стариков и подростков, а всем остальным собраться в храме и исповедовать свои грехи. Перед лицом смерти люди каялись горячо, со слезами, затем батюшка причастил всех Святых Христовых Таин. После службы стали читать акафист Покрову Пресвятой Богородицы. Тем временем на холме рядом с селом появилось огромное количество киргизских всадников. В храме раздались рыдания, и горячая молитва еще усерднее понеслась к Богу и Матери Божией. И Пресвятая Богородица не оставила Своих чад без защиты. В станице по Промыслу Божию оказались три неустрашимых бывалых воина-казака. Они возглавили оборону и при помощи нескольких мальчиков и стариков отбили атаку озверелых головорезов. А ночью все население покинуло село.

«Подобное чудо может произойти и в наше время, – сказал отец Петр. – Господь ожидает нашего покаяния. „Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же“ (Евр. 13, 8). И сегодня, если мы искренно покаемся, Он силен спасти нас от нынешней Смуты. В этом смысле справедливы слова митрополита Иоанна Санкт-Петербургского, который говорил: „Главные причины всех русских бед нам надо искать в самих себе. <…> никакие злоумышленники не смогли бы раскачать русскую государственность, если бы мы сами не ослабили ее, подточив духовные основы державной мощи России“ («Творцы катаклизмов»)».

Отрок Сергий поинтересовался, когда прославят Косму Минина. Батюшка сказал, что в ближайшее время его прославление, скорее всего, не произойдет, но в грядущей России, будем верить, раба Божиего Косму причислят к лику святых покровителей и защитников нашего Отечества. А молиться ему можно уже сейчас. Издавна в Церкви существует обычай заказывать за неканонизированных подвижников благочестия панихиды и просить их о помощи. Опыт показывает, что они слышат наши молитвы и быстро откликаются на наши благочестивые просьбы и желания. «И ты можешь попросить маму заказать панихиду по рабу Божиему Косме, и когда священник будет ее служить, попроси у него помощи в учебе, даровании тебе премудрости и разума, чтобы в меру сил подражать ему в подвигах благочестия и служения Родине. Можешь попросить и об исполнении своих добрых желаний. И он обязательно поможет».

 

Дмитрий ПОКРОВСКИЙ

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник