ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Молитва – матерь всех добродетелей

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 3.

 

– Что такое молитва Иисусова? В чем ее особенности? Почему она особенно похваляется Святыми Отцами?

– Отвечу Вам словами святителя Симеона Солунского: молитва Иисусова есть «и обет, и исповедание Веры, подательница Духа Святаго, божественных даров, сердца очищение, бесов изгнание, Иисуса Христа вселение, духовных разумений и божественных помыслов источник, грехов отпущение, душ и телес врачевание; и еще божественного просвещения подательница, милости Божией источник, смиренным даровательница откровений тайн Божественных, единственная спасительница, яко имя Спасителя нашего Бога в себе носящая, имя Иисуса Христа, Сына Божия. И несть иного имени под небом, имже подобает спастися нам».

Особенность Иисусовой молитвы заключается во многократном, а со временем и непрестанном ее повторении. Сама же она является принадлежностью исключительно православных христиан. Творение ее еретиками или иноверцами приводит, как правило, к плачевным последствиям.

 

– Обязательно ли монахам творить Иисусову молитву?

– Для монаха молитва Иисусова – обет. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Монах, не имеющий Иисусовой молитвы, – обожженная головешка».

 

– Могут ли молиться этой молитвой миряне?

– Не только могут, но и обязаны. Однако не надо стремиться сразу к высоким молитвенным состояниям и созерцаниям. Устная молитва, внимательно творимая в покаянном духе, – превосходное занятие для каждого православного христианина, особенно тогда, когда под рукой нет молитвослова или нет возможности по нему молиться. Современный делатель Иисусовой молитвы иеросхимонах Рафаил (Берестов) советует всем православным читать Иисусову молитву.

 

– Нужно ли брать благословение на молитву именем Господним?

– Конечно! Вообще, на всякое делание духовное православный христианин обязан благословляться у своего духовника или хотя бы у приходского священника.

 

– Расскажите о степенях Иисусовой молитвы. Как происходит возрастание молящегося в ней?

– Преподобный Варсонофий Оптинский разделяет возрастание в Иисусовой молитве на четыре ступени. «Первая ступень – молитва устная, когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большие усилия, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение. Вторая ступень – молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувство заодно. Тогда молитва совершается безпрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал – молитва все совершается. Третья ступень – это уже молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Такую молитву имел, например, преподобный Марк Фраческий. Наконец, четвертая ступень – это такая высокая молитва, которую имеют Ангелы и которая дается, может быть, одному из всего человечества».

Возрастание в молитве происходит постепенно и незаметно. Святые Отцы предостерегают молитвенника от измерения той ступени, на которой он находится. «Измерять свое состояние, – говорит преподобный Варсонофий, – было бы фарисейской гордостью». Необходимо стараться лишь о возгревании в душе покаянных чувств и о внимательном, неспешном произношении слов молитвы. А Господь Сам, в известное Ему время, возводит молящегося на более высокую ступень молитвенного подвига.

 

– Нужны ли какие-то особенные условия для упражнения в молитве Иисусовой, например, уединение, ограниченное общение с ближними и т.п.?

– Святые Отцы советуют, в первую очередь, стараться поддерживать мир с ближними своими. Преждевременное уединение новоначальным они запрещают, чтобы они не возмечтали о себе, как о безстрастных. Конечно, лучше творить молитвенное правило в уединенной комнате. Затворничать же не следует. Это не наша мера.

 

– Многие Святые Отцы пишут о вещественных пособиях при занятиях Иисусовой молитвой: творя ее, садиться на низком стуле, стеснять дыхание, закрывать глаза и т.д. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Святитель Игнатий признавал такие способы исключением из правил и советовал следовать общему порядку, усердствуя лишь о том, чтобы заключать ум в слова молитвы.

 

– Многие не приступают к Иисусовой молитве, опасаясь впасть в прелесть. Действительно ли существует такая опасность и является ли она уважительной причиной, чтобы не заниматься этой молитвой? Как уберечься от сетей вражиих?

– Сейчас многие и без молитвы Иисусовой пребывают в прелести. «Зараженные прелестию „мнения“ встречаются очень часто, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате или предании произвольно, по своему усмотрению или по учению инославному, находится в этой прелести. Степению уклонения и упорства в уклонении определяется степень прелести». Разумеется, таким людям ни в коем случае не следует браться за молитву Иисусову, прежде покаяния в заблуждениях.

Впадение же в прелесть при занятиях Иисусовой молитвой бывает при неправильном ее прохождении. Преподобный Варсонофий Оптинский говорит: «Да, действительно, бывали случаи, когда люди впадали в прелесть, но отчего? Оттого, что брались за эту молитву самочинно и, взявшись, сразу пытались, как говорится, влезть на небо. Ну, и срывались».

А преподобный Амвросий Оптинский учил, что при занятии устной Иисусовой молитвой случаи впадения в прелесть бывают нечасто, в то время как при упражнениях в умной и умно-сердечной молитве, особенно без опытного духовного руководства, они – не редкость.

Если же человек берется за молитву с благословения своего духовника, если старается сохранять ему послушание и все открывать, если не стремится к возвышенным духовным состояниям, а смиренно творит устную молитву и ищет в ней покаяния и прощения грехов, тогда такому молитвеннику его делание послужит только во спасение.

Кстати, духоносные старцы, сами стяжавшие высокие степени молитвы, иногда запрещали своим ученикам заниматься умной и умно-сердечной молитвой. Например, преподобный Паисий Величковский дал заповедь своему ученику иеросхимонаху Афанасию, старцу преподобного Макария Оптинского, всю жизнь творить устную молитву, и тот смиренно исполнял наставление своего учителя.

 

– Творения каких Святых Отцов о молитве вообще и Иисусовой в частности Вы бы посоветовали почитать новоначальным?

– В первую очередь творения наших русских Святых Отцов: святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобных Оптинских Старцев, святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника. Особенно подробно и доступно освещает молитвенное делание святитель Игнатий. Можно также посоветовать «Умное делание» игумена Харитона Валаамского и сборник о молитве игумена Тихона Вышенского, сподвижника святителя Феофана Затворника. В писаниях этих Святых Отцов можно почерпнуть все необходимые знания о молитве.

 

Беседовал Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

 

 

СТАТИСТИКА ||
Во зло или во благо?

    


     Пристрастное отношение человека к современным средствам связи подтверждают данные недавнего соцопроса, проведенного в Великобритании, согласно которому более 66% респондентов боятся длительное время оставаться без своего мобильного телефона.
     Неологизм «номофобия», образованный от английских слов «no mobile phobia», означает чувство сильного безпокойства и страха у человека, остающегося на продолжительное время без своего мобильного устройства. Из тысяч людей, опрошенных компанией «SecurEnvoy», более 2/3 респондентов признались в том, что испытывают подобный страх. Кроме того, 41% опрошенных заявили, что имеют не менее двух телефонов, чтобы всегда оставаться на связи. Потерять мобильный телефон чаще боятся женщины (70%), чем мужчины (61%). В то же время, как показали результаты опроса, мужчины, по сравнению с женщинами, чаще используют два телефона (47 и 36% соответственно).
     Чем моложе люди, тем в большем количестве случаев они страдают номофобией. Из возрастной группы от 18 до 24 лет в этой болезни признались 77%. Второй высокий показатель – 68% – был зафиксирован в группе от 25 до 34 лет. Отмечается также, что количество людей, испытывающих дискомфорт от разлуки с мобильным телефоном, растет с каждым годом: такой же опрос, проведенный в 2008 году, выявил 53% людей, страдающих номофобией.
     Если же говорить о православных верующих, то привыкание к мобильной связи зачастую приводит их к потере необходимого в духовной жизни трезвения. Сегодня все чаще можно видеть неприятные сцены, когда, например, во время Евхаристического канона из храма выбегают люди со звонящими телефонами или, наоборот, демонстративно разговаривают, не выходя на улицу, никого и ничего не стесняясь, как будто забыв о том, где они находятся. При вдумчивом анализе, при соотнесении таких ситуаций с учением богоносных Отцов Церкви о молитве как форме общения с Богом, предстояния перед Ним, такое поведение, без преувеличения, можно назвать кощунственным. Когда человек становится зависимым от средств связи, от современных технологий, они превращаются для него из помощников в повседневной жизни в причины душевной погибели.


Ольга ВЕТРОВА

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник