ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ЛАТИНСКИХ ЛУКАВСТВИЙ ОБЛИЧИТЕЛЮ, ВЕРЫ ПРАВОСЛАВНЫЯ УТВЕРЖДЕНИЕ…»

 

 

Начало на стр. 8

 

Далее Собор приступил к слушанию инструкций, сводившимся к трем положениям:

1) Отступники должны быть наказаны лишением сана.

2) Брестский собор не имеет власти решить вопрос о соединении с Западной «церковью» без участия Восточных Патриархов.

3) Необходимо неукоснительно держаться старого календаря и не принимать нового, противоречащего церковным правилам.

В момент оглашения инструкций соборные заседания были прерваны прибытием послов от короля во главе с иезуитом Петром Скаргой, который вызвал князя Константина и его сына Александра в отдельную комнату и наедине стал убеждать их принять унию. «Протосинкел Никифор, услышав об этом, сказал, что Скарге вместо диалектических упражнений в каком-нибудь углу приличнее было бы прийти в заседание Собора и вести открытый диспут с учеными богословами, так как мы и просили всех желающих возражать против догматов и обрядов Восточной Церкви, приходить к нам и вести с нами публичные прения», – пишет митрополит Макарий.

Попытка Скарги склонить князя к унии оказалась тщетной. Затем законный Собор выслал к сторонникам унии делегацию, которую королевские послы велеречивыми словесами также пытались склонить к заключения союза с латинянами. Депутация, выслушав их, вернулась на православный Собор и вскоре доставила королевским послам ответ, составленный протосинкелом Никифором. Собор дипломатично, но твердо заявил о невозможности заключения унии. В ответе выражалась благодарность королю за его усилия по соединению Западной и Восточной Церквей, высказывалась похвала таковому его желанию, но вместе с тем указывалось на необходимость достижения соглашения между православными и католиками – усилиями достойных православных пастырей, а не «подозрительными владыками». Кроме того, выставлялось необходимейшее условие – устранение догматических и прочих разногласий. В заключении послания говорилось: «Мы объявляем, что охотно приступим к соединению с Римским Костелом, когда <…> для этого избраны будут законные пути и приняты надлежащие меры, когда соглашены будут в самом основании все разности в догматах и обрядах между Восточною и Западною Церковию и когда, таким образом, проложится дорога к прочному и неразрывному их соединению».

Получив такой ответ православных и видя, что не получится их переубедить, иезуиты 9-го октября приказали униатам «приступить к тому, зачем приехали». В церкви святителя Николая собрались вместе униатские и католические «епископы» и, отслужив совместный молебен «о соединении Церквей», торжественно зачитали грамоту, в которой признали главенство папы римского и католическое исповедание веры, объявив при этом о сохранении православного обряда. «Как только окончилось чтение грамоты, – пишет митрополит Макарий, – тотчас бискупы Западной Церкви бросились к бискупам Восточной, облобызались с ними и в живейшей радости воспели вместе хвалебную песнь триипостасному Богу; потом в тех же своих облачениях и со всем Собором пошли в латинский костел Марии и там торжественно воспели „Те, Deum, laudamus“ („Тебя, Бога, хвалим“. – Примеч. ред.)». Затем они предали анафеме православное духовенство и мирян, которые отказались им подчиниться.

В этот же день и на православном Соборе были приняты серьезные решения. Заседания начались рано утром процедурой суда над митрополитом и его сообщниками. Преосвященный Макарий повествует: «Протосинкел Никифор, излагая с подробностию вины их, говорил, что они: а) нарушили клятву, данную при рукоположении их, которою признали над собою власть Цареградского Патриарха (тут приведены были самые слова из архиерейской присяги); б) нарушили постановления древних Соборов, определивших права Цареградского Патриарха, уравнявших его кафедру с Римскою и запретивших епископам одного церковного округа относиться в другой округ вместо своего (тут приведены были самые постановления Соборов); в) самовольно <…> решили вопрос о соединении Церквей <…> (тут перечислены были самые разности между Церквами Восточною и Западною, препятствующие их соединению); г) оказали пренебрежение к троекратным позывам настоящего Собора, которыми приглашались на суд».

Выслушав доклад председателя, Собор выразил желание, чтобы изменникам тут же был вынесен приговор. Тогда архидиакон Никифор, встав на возвышении и держа в правой руке крест, а в левой Евангелие, громко возгласил: «Святая Божия Восточная Церковь повелевает нам и настоящему Собору, чтобы митрополит Михаил и поименованные с ним владыки лишены были архиерейского достоинства и служения, епископской власти и всякого духовного сана».

В итоге присутствовавшие на Соборе сделали следующее заявление: «Мы даем обет веры, совести и чести за себя и за наших потомков не слушать этих осужденных соборным приговором митрополита и владык, не повиноваться им, не допускать их власти над нами, напротив, сколько возможно, противиться их определениям, действиям и распоряжениям и стоять твердо в нашей святой вере и при истинных пастырях нашей Святой Церкви, особенно при наших Патриархах, не оставляя старого календаря, тщательно сохраняя огражденное законами общее спокойствие и сопротивляясь всем притеснениям, насилиям и новизнам, которыми бы стали препятствовать целости и свободе нашего Богослужения, совершаемого по древнему обычаю. Объявляем об этом торжественно прежде всего пред Господом Богом, потом и всему свету и в особенности всем обитателям Короны, великого княжества Литовского и областей, к Короне принадлежащих».

 

МУЧЕНИЧЕСКАЯ КОНЧИНА АРХИДИАКОНА НИКИФОРА

 

После окончания Собора в скором времени начались гонения на православных. Греческие делегаты поспешили покинуть Польшу, но Экзарх Никифор проявил мужество и остался с гонимой паствой в землях князя Константина Острожского. Он организовал сопротивление унии, рассылал грамоты, укреплял и ободрял малодушных.

Вскоре гетман Ян Замойский возвел на Никифора клеветнические обвинения в шпионаже в пользу Турции. На суде этого доказать не удалось, но архидиакон Никифор был заключен в Мальборкский замок, где через два года умер от голода. К сожалению, князь Константин Острожский не проявил достаточных усилий, чтобы освободить своего соратника. Его смерть долго скрывалась поляками, но Господь открыл его мученический подвиг. Историк Жукович обнаружил письмо униатского митрополита Ипатия (Поцея) Яну Сапеге с упоминанием «изменника Никифора, издохшего в Мальборке».

 

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

 

В ноябре 2001 года во Львове, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) была совершена местная канонизация архидиакона Никифора (Парасхис-Кантакузина). 31-го января 2002 года Белорусский Синод также причислил архидиакона Никифора к лику месточтимых святых на основании жития, трудов, подвигов и церковного служения, отмечая при этом его христианские добродетели: «праведность жизни и пламенеющую любовь к Богу, которыми он явил в себе пример покорности воле Божией и следования за Христом; ревность ко православному исповеданию веры в Господа нашего Иисуса Христа; мужественное стояние за веру Православную на Брестском соборе 1596 года, приведшее к претерпению изгнаний, неоднократных покушений на его жизнь и мученической кончине».

Память священномученика Никифора совершается в Соборе Белорусских Святых (в 3-ю Неделю по Пятидесятнице).

 

Тропарь, глас 5:

Земли Греческия отрасль преславная, священномучениче архидиаконе Никифоре, латинских лукавствий обличителю, веры Православныя утверждение, за Христа быв гладом уморен, на небеси песнь Ему поеши дивную; о нас моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 3:

На соборе Берестейстем Никифоре, премудрый Экзарх, отступивших от веры Православныя посрамил еси, ныне же во граде небеснем у Христа Царя со ангелы ликуеши.

 

Священник Михаил НОВИКОВ

Источники: Протоиерей Салтыков А., Куракин Ю.Н. Священномученик архидиакон Никифор. Доклад на III Минских епархиальных чтениях, 1995.
Деяние Священного Синода Белорусской Православной Церкви о канонизации архидиакона Никифора (Кантакузина), Экзарха Вселенского Патриарха (+1599). Минск, 2002.
Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви.

 

* Протосинкел – духовная должность в некоторых Поместных Православных Церквах. Исторически – название клириков, живших в одних кельях с епископом; должность была учреждена Халкидонским собором (451 г.). Протосинкел епархии – ближайший помощник правящего епископа, обычно в сане архимандрита. Должность сопоставима с должностью секретаря епархиального управления в современной Русской Церкви. В Константинопольской Церкви великий протосинкел – ближайший помощник Вселенского Патриарха по управлению его епархией – Константинопольской архиепископией.

 

** Повет — административно-территориальная единица в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой.

 

 

 

МУДРОСТЬ ||
Преп. Макарий Оптинский о католичестве

    

       «О преимуществе пропаганды римской церкви пред Православною и о благотворительных оной заведениях должно заметить, что [так] как причиною отпадения ее от Православия было властолюбие и другие человеческие цели и расчеты, то и доселе все ее действия растворены тем же недугом и теми же видами, и нет в них предприятий, чистых по Бозе и по совести, как в Церкви Православной. Оттого-то действия последней скромны и негромки. Загляни в историю времен Фотия, Патриарха Греческого, который обратил Болгарию в христианство, и увидишь, что тогда делали паписты и для чего. Паписты не заботятся обращать турок в христианство, а стараются совращать православных греков и болгар с истинного пути. Действия их всегда основывались и основываются большею частию на лжи и происках».
     «Если б ты потрудился прочитать сочинение Авдия Востокова „Об отношениях Римской церкви к другим Церквам“, то ясно увидишь, сколько неправды в Римской церкви – и в догматах, и в обрядах, и в управлении. Взгляни во 2-й части на 49-ю страницу – какую присягу дают избираемые в епископы папе; совсем не совместно с духом христианства. Еще на 60-й странице: что он будет всеусильно гнать и преследовать схизматиков, еретиков и всех, не состоящих под властью папы; а схизматиками он называет православных. <…> Удивительно, как умные люди, как г-н N., бывши православным христианином, не знает правды своей Церкви! Это потому, что читает то, что против нашей Церкви, а что в защиту – того и не знает. Вот так-то увлекаются люди обольстительными книгами папских иезуитов и пропаганды. Когда сличим наше учение с их учением, увидим, что учение нашей Соборной Церкви непогрешительно, а папское, уклонившееся от истины, погрешительно; кто право верует и следует учению, тот и истинный Израиль».


Преп. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. М., 2011.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник