ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Пост – это постепенное преображение души

Беседа преп. Иустина (Поповича) во вторую Неделю Великого Поста

 

 


Вот путь, которым и ты, и я идем в Воскресение. В Воскресение тела и души. Идем и ты, и я... Потому-то пост настолько чуден, что от начала до конца ведет – куда? В Воскресение! Ибо, что означает Воскресение? Воскресение – победа над смертью, Воскресение – победа над грехом, Воскресение – победа над диаволом! Вот что такое Пост!

В одной дивной молебной стихире тех дней мы пели: последуем за Спасителем душ наших, подавшим нам пример победы над диаволом - постом1 . Пост – это победа над диаволом. Это благая весть, которую Господь нам открыл, и Сам подал пример. Хочешь победить грех, хочешь победить творца греха - диавола самого? Вот тебе пост - говорит Спаситель! Да, постом ты становишься наибольшим победителем в этом мире. Кто победил диавола? Кто, кроме Господа нашего Иисуса Христа?! Никто другой, никогда. Потому Он - Спаситель мира, ибо только Бог сильнее диавола. Все прочее уступает ему. И если мы следуем за Христом - мы, воистину, следуем за Победителем, дающим нам окончательную победу над диаволом, над всяким диаволом, нападающим на нас и стремящимся во что бы то ни стало сокрушить нас и ввести в грех, то есть в смерть.

Человек - безсмертное существо! И Господь сошел в наш земной мир, [чтобы взять на Себя грех мира (Ин. 1, 29), взять грехи наши (1Ин.3, 5), чтобы избавить людей от греха и смерти (ср.: Ин. 4, 34; 6, 40; 17, 4), чтобы победить грех, смерть и тьму (ср.: Ин. 8, 12; 12, 35, 46; 11, 25)]2 , дать нам спасительные силы и средства, дабы и мы сделали то же самое, дабы мы всегда делали то же самое, вместе с Ним, водимые Им, следуя за Ним.

Что все победы человеческие?! Ничто! Все человеческие победы - это поражения, ибо они не побеждают смерть! Что все победы, которые многочисленные цари, тираны, диктаторы и всевозможные «сильные» мира сего одерживали и одерживают?! Что все эти европейские войны: первые, вторые, третьи, десятые и пятидесятые – что?! Жалкие поражения! Поражения на поражениях, а не победы! Погибающие люди придумали войны и убийства как средство, чтобы победить зло в этом мире!..

А зло в этом мире может победить только Бог и Божия сила. Только Бог и Божия сила может победить творца всякого зла и греха – диавола. И Бог каждому из нас даровал эти Божественные силы, чтобы мы, как разумные человеческие существа, как разумные Божии существа, побеждали зло, побеждали диавола Божественной силой.

Святой пост, святые молитвы. Что это? Это и есть те Божественные силы, которые Господь оставил нам и даровал Церкви Своей Святой, чтобы все мы, каждый из нас, побеждал диавола, побеждал ради самого же себя. Чтобы каждый из нас побеждал свой грех, побеждал не ради других, а ради самого же себя. Ибо знай, всякий твой грех - это воин диавола. Всякий грех, который ты пригрел и носишь в себе, явно или тайно, - это лазутчик3 диавола, оружие его страшное, всепобедное. Всепобедное до тех пор, пока ты не спохватишься и не поймешь, что совершаемый тобою грех в действительности убивает тебя же самого, и тот, кто совершает какой-либо грех, - совершает самоубийство. Ты совершаешь самоубийство ненавистью, гневом, тщеславием, сребролюбием, все это - страшные орудия диавола, которые он дает тебе в руки, и ты убиваешь сам себя.

Не может диавол навязать грех никому из нас, он может только предложить. Он может только предложить тебе меч, чтобы ты убил сам себя. Убить он тебя не может, Бог не дает ему такой власти. Но ты, если примешь меч от него, если примешь, например, сребролюбие, или примешь гнев, или примешь зависть, или злость, или осуждение, или воровство, смотри, ты взял в свои руки меч и собственноручно вонзаешь его в сердце свое. Нет власти у диавола, не может он человека принудить на грех, он имеет власть только грех человеку предложить. И он предлагает грех и тебе, и мне. А мы - я и ты? Я и ты или принимаем грех, или отвергаем. А это значит или убиваем себя - душу свою отлучаем от Бога, или, отказавшись от греха, спешим к Воскресению Господа нашего Иисуса Христа, к спасительной победе - к окончательной победе - над грехом, над смертью, над диаволом. Для того, братие, Господь сошел в этот мир. Для того нам и оставил все: для того оставил святой пост, для того оставил святую молитву, - чтобы мы победили дьявола, творца греха и смерти. Ибо, что всякий грех делает с тобою и со мной? Помрачает нас. Грех – это тьма, он изливает из себя тьму, и тьма заполоняет душу твою и мою, заполоняет наш рассудок, заполоняет нашу совесть, и мы, - словно в бреду, в кошмаре, во мраке, в кромешной тьме, в помрачении. Не ведаем, что творим - вот что такое грех. Всякий грех – это пьянство души.

Но Господь сошел в этот мир, чтобы дать нам спасительный свет - дать нам факелы, дать нам светильники, дать маяки, чтобы мы эту диавольскую тьму разогнали. И сей Святой Пост – это огромный маяк, стоящий на нашем жизненном пути. Пост изливает с Неба в душу твою Небесный свет. Но только если это истинный пост. Ведь истинный пост - это воздержание от всякого зла. Воздержание от скоромной еды и пития, но, при этом, воздержание от всякого зла и греха. А молитва, что же молитва производит с тобой? Она возносится на Небо, и изливает с Неба в душу твою Небесный Божественный Свет.

Кто мы, что мы, куда идем? Куда нас ведут наши дни и ночи? Куда мы так спешим? Как бы я ни захотел, как бы ты ни захотел задержать, остановить этот день, он не остановится. Несет он тебя, несет. Куда?

И вот пост – спасительный свет перед нами прорезает густой мрак, и мы знаем, что этот святой путь ведет в Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, Который воистину - Свет Светов! Ибо Воскресением Своим Господь всю вселенную озарил Божественными блистаньми4 , освятил, просветил Своим Божественным Светом - просветил всю тварь, все существа, людей, души наши, звезды, небеса, птиц, растения, животных, все во всем мире просветил, освятил и этим явил - что? Этим Господь явил главную и завершающую тайну нашего бытия, явил то самое главное, что каждый из нас должен знать и исполнять. И это единственное, что всегда будет оставаться с нами. Все остальное смерть похитит и отнимет у нас, все похитит! А это останется с каждым из нас навсегда!5

Всякий грех – это помрачение души, а всякая добродетель – это преображение души. Гордость – насколько это страшно! Высокомерие, если заведется в моей душе или в твоей, ух! Похоже на тьму кромешную, о которой Спаситель говорил в Своем Святом Евангелии (ср.Мф. 25,30). Ад, пекло! Высокомерие, тщеславие, самолюбие, знай -все это твой малый ад. И ты, брат, сестра, носишь в себе ад! Но Господь нам даровал лекарства. Лекарство от гордости – смирение. Смири себя пред Господом, смири себя пред братом, пред людьми, и тотчас Божественная сила смирения исполнит душу твою Божественным Светом и рассеет, и изгонит весь мрак гордости, высокомерия, тщеславия из твоей души.

Человек сребролюбивый не видит ничего, кроме стяжания денег. Но сребролюбец - это не только тот, кто любит деньги и имение. Сребролюбец – это, например, и ученый, который корпит над книгами всю жизнь, - нашел себе такое развлечение и забыл о Боге. Сребролюбие – это ложный идол, ложное божество. Все, что человек вместо Истинного Бога провозглашает смыслом своей жизни, своим божеством в этом мире, - все это и есть сребролюбие: вместо Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, объявить целью своей жизни невесть что. Более того, посмотри, сребролюбец, ты же сбился со своего жизненного пути. Мрачная ночь легла на совесть твою, легла на очи души твоей, и ты уже не видишь верного пути, не видишь истинного смысла своей земной жизни. Ты даже не видишь, что у тебя есть лекарство, единственное лекарство от твоей смерти, от твоего ада – покаяние. Да, для помраченных сребролюбием, покаяние – единственное лекарство пред Господом.

Грех – это помрачение души и совести нашей, а добродетель – это преображение души. Пост – это постепенное преображение души. Постом душа очищается от всякой нечистоты, от всякого греха, от всякой страсти. Пост - это время неизбежного искоренения из души, молитвой и другими подвигами, всех наших скверных качеств, всех наших скверных навыков. И если до поста ты допускал, чтобы язык твой нес всякую чепуху или ложь, пост тебе дан для того, чтобы преобразить язык твой - да обуздаешь и образумишь свой язык! То же самое сделай с глазами, с ушами и со всем существом твоим. Оставь грех! Вот это будет пост. Это - настоящий пост. Если ты осуждал и клеветал – впредь не осуждай и не клевещи, если крал – впредь не кради, если находишься с кем-то в ссоре - мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним (Мф. 5, 25), чтобы смерть тебя ночью внезапно не настигла, а ты в ссоре со своими ближними. Тяжко будет тебе! Ведь эта ссора – твоя петля. Петля, которая прямиком затащит тебя в царство ссор, греха и диавола – в ад! Господи Благий, пошли мне все возможные спасительные средства, да искореню всякий грех, все грехи из души моей!

Что такое зависть? Зависть - это страсть настолько страшная, что Самого Бога Христа предает. Евреи из зависти предали Господа Иисуса Христа, из зависти! (ср.: Мф. 27, 18) И не говорите, что зависть - небольшой грех! Из зависти диавол обманул Адама и Еву, позавидовал Божиим существам, боголиким созданиям Божиим - первому человеку и первой жене, из зависти предложил им грех, низверг их в страшнейший грех. Вот ты думаешь: «я сегодня позавидую, завтра позавидую – сохраню все в тайне, оставлю это в себе». Но знай, в тебе остался твой убийца, в тебе остался твой ад, в тебе остался твой диавол – через зависть. Ибо грех никогда не приходит один. Господь говорит, что за каждым грехом идет диавол. И ты, когда совершаешь какой-нибудь грех, когда впускаешь в душу твою какой-нибудь грех, знай, с этим грехом входит в твою душу диавол. И уже не ты сам, а он тебя ведет. Куда? В смерть, в смерть! Куда? В ад, в вечные муки! А Пост – святой пост, молитва – святая молитва, это путь, который ведет к победе над грехом, над диаволом, над смертью - в Воскресение!

И сегодня, в эту вторую Неделю святого поста, мы славим одного из таких великих победителей, славим святого Григория Паламу, архиепископа Солунского, великого подвижника Божиего, великого борца за Православие, за Свет Христов. Он тот, кто всю жизнь свою шел за Спасителем нашим, кто постом, молитвой и всеми евангельскими добродетелями побеждал всех диаволов, все грехи, все страсти этого мира, возжигал Божественный Свет в душах всех, кто находился рядом с ним. Он и сейчас жив и живит нас своими святыми творениями. И так каждый Святой Угодник Божий. Каждый Святой – кто он? Не кто иной, как непрестанный ревнитель заповедей Христовых в этом мире, не кто иной, как исполнитель всех заповедей Божиих. А каждая святая добродетель возжигает в душе человека Небесный Божественный Свет.

Святые Угодники Божии – это те, кто святыми добродетелями изгнали из себя всякую тьму греха, всякий мрак, всякое помрачение демонское и всякий ад. Поэтому каждый Святой всегда изображен в окружении света - из него исходит Божественное Сияние, и вокруг главы сияет нимб. Все светлое в нем: мысли, помыслы, помышления - святые и светлые - поэтому светом озарена и его глава, и все его существо, и все его существование. Очистил тело и душу от страстей, от мрака, от помрачения и просиял Божественным Светом. Таков Святитель Григорий Богослов, таков и Святитель Григорий Палама, таков и Святитель Василий Великий, таковы все Святые Угодники Божии от первых до последних. И все эти Святые сейчас здесь с нами, в Церкви Христовой. Они - живые наши воспитатели, наши современники. Ведь святые не умирают! Душа человеческая не умирает - Воскресением Своим Господь победил смерть, - и тела наши тоже воскреснут в день Страшного Суда. А Святые Угодники Божии – это наши живые современники, и они помогают нам. Все мы составляем единое Тело Христово, Церковь Христову, и Святые всегда помогают нам и ведут нас путем святых евангельских добродетелей.
Вот и Григорий Палама, этот великий подвижник, ведет нас к Воскресению Господа нашего Иисуса Христа, ведет нас ко всем победам над грехом, над смертью, над диаьяволом. Он искушен, он имеет силу, имеет всепобеждающую благодать. Всё получил он от Господа, и делится этим с нами, чтобы каждый из нас постился истинным постом. А истинный пост – это воздержание от всякого греха, воздержание от всякой страсти и воздержание от скоромной еды, чтобы усмирить плоть, чтобы усмирить разжжение страстей. Но, с верой, ограничивая себя в пище, нужно понуждать себя на всякое воздержание от зла.

Будем же и мы, каждый из нас, ревностно трудиться над спасением душ наших, следуя за Господом, Который оставил нам пост, как победу над диаволом. Чтобы и мы с радостной душой успели войти в Светлое Святое Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы и мы воскресли вместе с Ним из всех смертей - окончательно и навсегда победили все грехи в себе, все страсти и всех диаволов. Чтобы и мы со всеми Святыми удостоились на земле и на Небесах славить Его - Чудесного, Незаменимого Бога и Господа нашего Иисуса Христа - Единственного Спасителя людей, Спасителя мира (ср.Ин. 4, 42). Аминь.

 

Монастырь Челие, 1965 год

Собрание проповедей преподобного
Иустина Нового: в 3-х томах. Белград: Нови дани, 1998.

Перевод с сербского монахини Елисаветы (ГОРНИЦКОЙ)

 

Примечания переводчика:

 

   1 Желающе Божественныя Пасхи причаститися, не от Египта, но из Сиона грядущия, греховный квас отымем покаянием: препояшим чресла наша умерщвлением сластей: украсим ноги сапогми, возбранительными от всякаго дела лукаваго, и утвердимся палицею веры: не ревнуим врагом Владычняго Креста боготворяще чрево, но последуим постом, на диавола победу нам показавшему, Спасу душ наших. Триодь Постная. Седмица 1-я ВП, Четверг, Стихира на стиховне вечера
   2 Несколько слов на пленке не слышно. Текст в квадратных скобках см. Сотериология, преп. Иустин Попович
   3 Авторская лексика – прим.пер.
   4 «…и смертное жилище разори Своею смертию днесь, / и озари вся / божественными блистаньми воскресения». Неделя 3-я по Пасхе.Канон Мироносиц. Песнь 4
   5 Бог Слово стал человеком, чтобы объяснить [то], для чего сотворил Он человека словесным (букв.: «логосным».– Примеч. пер.) и Богообразным. В день Своего досточудного Преображения Господь Божественным, совершенным образом преобразил Свое человеческое естество, явив его в его Богоподобной красоте и выспренности. Этим Он раскрыл Божественное величие человека и логосный характер его существа, наглядно удостоверив, что смысл человеческого существа – исполниться Божественным светом и жить, сияя этим светом. В воплощении Господь принял в Себя человеческую сущность, а преобразившись на Фаворе – явил первообразное великолепие образа. Прп. Иустин (Попович), Тайна Преображения и тайна спасения.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник