ИСКУССТВО | «ПОЮ БОГУ МОЕМУ...» | СТРАНИЦА 2 |
Двадцать третьего июня в Академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова состоялась защита дипломных работ скульпторов выпускного курса. Работа Андрея Коробцева «Воин Евгений Родионов» удостоилась высшей оценки ученого академического совета – «отлично с похвалой». Андрей принят в аспирантуру Академии и приглашен преподавать ваяние. На защите дипломов присутствовала мама воина Евгения – Любовь Васильевна Родионова. Она также высоко оценила достоинства скульптуры А. Коробцева, которому удалось передать несгибаемый характер русского мученика, устоявшего перед зверскими пытками чеченских палачей и не предавшего Веру и Родину.
Незадолго до окончания работы над скульптурой нам удалось побеседовать с молодым мастером.
– Андрей, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
– Я родился в Казахстане, в городе Джезказган. В 1994 году мы всей семьей переехали в город Губкин Белгородской области. Там в 2005-м я окончил художественную школу; затем поступил в Академию живописи, ваяния и зодчества Глазунова. Я счастлив, что сподобился здесь учиться, потому что Академия позволила мне стать тем, кем я хотел стать.
– Что Вам запомнилось из детских лет?
– У нас в Джезказгане в советское время действовал лагерь для политических заключенных. Режим в этом лагере был особенно строгим. Кандалы с узников не снимали даже во время работы. Люди восстали против нечеловеческих условий. Лагерное начальство жестоко подавило выступление при помощи танков. Вид этого лагеря, рассказ о нем на всю жизнь остались в моей памяти.
Недавно ездили в Казахстан вместе с отцом. Пятнадцать лет я там не был. От лагеря остался один барак да въезд. Ночевали мы там у соседей, с которыми раньше рядом жили. Много перемен за эти годы произошло…
– Как в Казахстане относятся к русским?
– Отношение местных к русским оставляет желать лучшего. Встретил парня, с которым учился в первом классе; он боксер, говорит, постоянно происходят стычки с казахами, на каждом шагу. Например, даже если идешь в магазин за хлебом – все равно будь готов к обороне.
– Когда Вас стала интересовать патриотическая тематика?
– Я любил Родину всегда, с тех пор, как себя помню. Начиная учиться, решил для себя: я – художник, Господь дал мне дар, и я должен им послужить Богу, Родине и своему родному русскому народу.
– Что такое патриотизм?
– Патриотизм – это любовь к Родине, своему народу, одно из выражений заповеди Божией о любви к ближнему.
– В чем Вы видите задачу искусства?
– Искусство должно просвещать. Это мощное подспорье в проповеди Православия.
– А почему Вы решили стать скульптором, а не живописцем или графиком?
– В Белгородской области есть такое местечко – Холки, оно расположено рядом с меловыми горами, где раньше был пещерный монастырь. До наших дней сохранились меловые пещеры и монастырское кладбище. Там, рядом с пещерами, выдающийся русский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков воздвиг памятник великому князю Святославу Игоревичу. Его работа сильно подействовала на меня, я почувствовал, что языком скульптуры можно выразить очень многое. Под впечатлением от работы Клыкова я и решил стать тем, кем стал.
– Как и когда Вы пришли к вере?
– Уверовал во Христа я в Академии. У нас здесь преподаватели и студенты в большинстве своем воцерковленные православные христиане. Друг у меня есть. Он глубоко верующий человек. Мы часто с ним беседовали о Православии. Он давал мне книги о жизни после смерти, жития святых и другую духовную литературу. Общение с ним помогло мне обрести веру.
– Как у Вас родился замысел скульптуры о мученике Евгении?
– В 2009 году в церковной лавке я купил книгу «Он выбрал крест» – о подвиге воина Евгения. Содержание меня поразило. Человеку с неогрубевшим сердцем ее невозможно читать без слез. Русский парень, которому было всего девятнадцать лет, явил такую твердость духа, что никакие мучения чеченских палачей – а мучили они пленных хуже гестаповцев – не смогли сломать его и заставить принять ислам. После прочтения книги и появился у меня замысел создать скульптуру, посвященную этому великому мученику наших дней. Потом я увидел картину художника Максима Фаюстова о мученике Евгении. Я познакомился с ним, и мы вместе в мае этого года съездили в Курилово, на могилку к воину Евгению, где я показал фотографию эскиза Любови Васильевне, маме мученика. Она одобрила. А теперь вот уже работа подходит к концу. Хотелось бы внести еще некоторые изменения в голове скульптуры.
– Можете рассказать о других Ваших работах?
– Мой малый диплом посвящен св. Евпатию Коловрату. К великому сожалению, этот великий святорусский богатырь в настоящее время полузабыт. Мне хотелось напомнить о нем нашему поколению. Меня вдохновили слова Батыя, сказанные о нем: «Если бы у меня была тысяча таких воинов, то я покорил бы весь мир».
Еще одна работа посвящена преподобным Петру и Февронии Муромским. Рядом с малой родиной Сергея Есенина, селом Константиновым, в селе Кузьминское есть церковь в честь этих святых. Планируется установить им памятник, а я слепил для него эскиз. Еще сделал эскиз для отдельного памятника преподобной Февронии, который хотят возвести на ее родине, в селе Ласковом Рязанской области.
Сделал также эскизный вариант скульптуры преподобномученика Кукши по просьбе знакомого архитектора, проектировавшего часовню, которую планировалось поставить во Мценске, на холме над могилой Святого.
– Не так давно Вы побывали в Малороссии. Какие остались впечатления?
– Я ездил на Украину к родственникам; впечатления противоречивые. С одной стороны – я восхищен множеством святынь и красотой памятников древнерусского зодчества. Когда я зашел в знаменитую на весь мир Софию Киевскую, то был потрясен. В храме – полумрак, мозаичное изображение «Оранты», выложенное смальтой на золотом фоне, глубоко тронуло своей неописуемой выразительностью. В лучах заходящегося солнца смальта светилась, создавая необыкновенный эффект реального присутствия Пресвятой Богородицы.
С другой стороны – грустно стало от общения с родственниками. В них, как в малом зеркале, можно увидеть все процессы, происходящие в украинском обществе. Старшее поколение еще сохраняет исконное русское гостеприимство и хлебосольство. А с моими ровесниками творится что-то невообразимое. Национальный герой у них Мазепа, Богдана Хмельницкого забыли. Считают, что День Победы праздновать не надо, вместо этого 9 мая нужно отмечать какую-то «Жалобу» – они придумали такой новый праздник. Во время Великой Отечественной войны наиболее правильная позиция, по их мнению, была у бандеровцев и так далее, в том же духе…
Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
– Любви, терпения, веры. Мы русские – с нами Бог!
Беседовал Александр МАЛИНИН