ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Паломничество в древнюю столицу Руси

 

Владимир встретил нас блеском куполов своих древнейших соборов и церквей. Первым пунктом в нашем паломничестве по городу стала одна из русских обителей домонгольского периода – Богородице-Рождественский монастырь. Именно здесь до 1724 года почивали мощи святого благоверного Великого Князя Александра Невского, отошедшего ко Господу в 1263 году (Русская Православная Церковь празднует перенесение мощей св. блгв. Князя Александра Невского 30 августа / 12 сентября). Князь Александр сочетал в себе различные дарования. Он и святой подвижник, и мужественный воин, и великолепный стратег, способный планировать и успешно проводить военные операции. В то же время он и мудрый дипломат, который умел правильно определять вектор политического развития Руси в той трагической ситуации, когда она лишилась государственной независимости и стояла на грани исчезновения. Замечательный русский историк и биограф святого Александра В.Е. Ларионов так характеризует его значение для Руси и русского народа: «Его духовное подвижничество, его политическая борьба позволили Святой Руси как духовно-политическому феномену человеческой истории не быть стертой с лица земли нашествием с Востока, позволили уйти, скрыться в глубину святыни отеческой веры, стать прикровенной возможностью к возрождению, сохранить свой жизненный нерв и духовный потенциал, который проявился в свой срок в обновленном русском Государстве».

 


Храм святого Иоанна Предтечи
Богородице-Рождественского монастыря

 

Другая, не менее важная заслуга св. блгв. кн. Александра состоит в том, что в переломный для Руси момент, когда ее города лежали в руинах, а народ рассеялся, спасаясь от татаро-монголов, Святому, как прежде равноапостольному князю Владимиру, был предложен выбор веры. Избери он в тот момент католичество – история нашего государства пошла бы по другому руслу и, возможно, вскоре оно бы прекратила свое существование, как некогда Константинополь. Но благоверный Князь подтвердил выбор святого Владимира, утвердив Русь в мужественном шествии по крестоносному пути сохранения в непорочности чистоты Православной истины.

В Богородице-Рождественском монастыре сохранился лишь гроб святого Александра. В Успенском Кафедральном соборе в раке хранится частица его мощей, а в самом городе остался памятник у стен Рождественской обители.

Также в монастырском храме покоятся мощи святителя Афанасия Ковровского, исповедника (1882–1962). Святитель Афанасий жил в эпоху гонений на Православие – в первой половине ХХ века. Он окончил Шуйское Духовное училище, Владимирскую Духовную семинарию и Московскую Духовную академию, где в 1912 году принял монашество и был рукоположен в священный сан. Впоследствии Святой преподавал во Владимирской семинарии, был настоятелем поочередно Богородице-Рождественского и Боголюбского монастырей. В 1921 году архимандрит Афанасий был хиротонисан во епископа Ковровского, а в 1922 году последовал его первый арест. Впоследствии Святитель более 30-ти лет провел в заключении и в ссылках. Он явился одним из самых стойких исповедников Православия. В автобиографии святитель Афанасий писал о своем послужном списке: «27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца». Это воистину русский Афанасий Великий.

Помолившись у святых мощей исповедника, мы направились в центр Владимира – к Успенскому Кафедральному собору, где почивает множество мощей святых Владимирских угодников Божиих. Так, здесь находятся мощи святителя Симона, епископа Владимирского, известного составителя Киево-Печерского патерика. В правом углу около алтаря покоятся мощи святителя Максима, а рядом на столпе водружена икона явления ему Пресвятой Богородицы, которая носит название «Максимовская».

 


Успенский кафедральный собор

 

В центре собора сохранились фрески преподобного Андрея Рублева «Страшный суд», а также отдельные изображения некоторых святых. В середине храма, между левыми передним и задним столпами, находится уже упомянутая рака с частицей мощей святого Александра Невского. С правой стороны собора, также между столпов, почивают мощи святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича, который мученически скончался во время битвы с татаро-монголами у стен Владимира. Рядом, у стен храма, почивают мощи его супруги, перед смертью принявшей схиму, их детей и внуков и мощи святителя Митрофания. Все они были сожжены татаро-монголами в этом храме в 1237 году во время штурма Владимира.

Внутри храма, слева, на солее – мощи святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского. Святой Андрей был избранником Божией Матери. По Ее повелению он принес во Владимир Владимирскую чудотворную икону, основал Боголюбский монастырь на месте явления ему Пречистой. Кончина его была также мученической – Святого зверски убили в своей резиденции в Боголюбском монастыре.

Поклонившись святыням Успенского храма, мы прошли в Княгинин монастырь, где почивают мощи святого мученика Авраамия Болгарского, святой княгини Марии, в иночестве Марфы, и первообраз чудотворной Боголюбской иконы. Помолившись у этих святынь, мы двинулись в обратный путь, домой.

На автовокзале, в ожидании автобуса, вспомнились пророчества русских и афонских старцев о том, что мир стоит на пороге новой крупной войны. Вспомнилось и пророчество о будущем града Владимира: сербский старец Фаддей Витовницкий говорил, что все славянские государства, в том числе и Сербия, объединятся в последние времена, союзом будет руководить русский Царь, а своей столицей он выберет именно Владимир.

Под глубоким впечатлением от соприкосновения со святынями мы покинули этот город, сохраняя в своем сердце благодарность и благоговение перед нашими великими предками и надежду на Воскресение Руси.

 

Александр МАЛИНИН

 

 

СТАТИСТИКА ||
Владимирская епархия в начале XX века

 

     На 1900 год в пределах Владимирской епархии насчитывалось населения свыше 1 500 000 чел., православных – 1 400 000; церквей – 1449 (в том числе каменных – 1398; деревянных – 51; соборных – 18; при архиерейском доме – 3; монастырских – 29; общинных – 3; приходских одноклирных – 921; двухклирных – 81; трехклирных – 13; четырехклирных – 3; приписных – 69; ружных – 2; при учебных, казеных и благотворительных учреждениях – 32; кладбищенских – 25; домовых – 3; единоверческих – 5). Часовен: каменных – 318, деревянных – 436; монастырей: мужских – 18, женских – 11, женских общин – 3. Служащего духовенства – 2495 (протоиереев – 67, священников – 1173, дьяконов – 418, псаломщиков – 1137); заштатного белого духовенства: протоиереев – 9, священников – 70, дьяконов – 71, псаломщиков – 116. Монашествующих – 2154 (монахов – 197; послушников – 312; монахинь – 346; послушниц – 1211); церковное просвещение: духовная семинария – 1 (воспитанников в ней – 605 чел.), епархиальное женское училище – 1 (воспитанниц в нем – 385 чел.), мужских духовных училищ – 5 (воспитанников в них – 968 чел.), второклассных школ – 6, двухклассных – 10, одноклассных – 466, школ грамоты – 184, воскресных – 3, школ иконописания – 2, курсы церковного пения – 1; учащихся в начальных школах – 25700 чел.; церковных библиотек: епархиальная – 1, при церквях – 1000, при благочиннических округах – 60, при монастырях – 10; братство – 1; приходских попечительств – 34; больниц при монастырях – 7 (в них содержалось до 90 чел.); богаделен: при церквях – 47 (в них содержалось до 920 чел.); при монастырях – 4 (в них содержалось до 40 чел.).
     На 1912 год: архиерейских домов – 2; церквей – 1322; монастырей – 35 (12 женских), 5 женских общин; 1 духовная семинария, 5 духовных училищ, 1 епархиальное женское училище, 608 церковных школ, школа иконописания, церковного пения; церковных библиотек – 1072, епархиальная библиотека – 1; больниц при монастырях – 7, богаделен – 47.
     Приведенные статистические данные свидетельствуют об активной религиозной жизни во Владимирской губернии в дореволюционный период. Плоды же революции и последующего за ней безбожного времени мы пожинаем до сих пор.


По информации Владимирской епархии

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник