НАШИ ДЕТИ | ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ | СТРАНИЦА 13 |
Продолжение. Начало см. на стр.11
Под влиянием материалистических понятий, что религия есть собрание суеверий, а нравственность – совокупность безсодержательных правил и обычаев, и что истинное совершенство человека состоит только в знании, – новые мыслители усиленно, не давая опомниться, гонят наших юношей и девиц к многознанию, воображая в будущем наше Отечество в блеске научного образования и всевозможных усовершенствований. Знания распространяются; специальности размножаются до безконечности; число специалистов, даровитых и бездарных, сведущих и несведущих, увеличивается с каждым днем: но вместе с ними умножается и число людей, у которых видимо не обработано сердце; щекотливость самолюбия заменяет чувство чести и человеческого достоинства; страсти не сдержаны; своеволие не обуздано. Ясно, что в них не воспитаны целые обширные стороны души человеческой; природа дает себя знать. Стало быть, идеал не полон.
Поняв эту односторонность, стали налегать на развитие чувства красоты, на художественное образование, полагая, что полюбив прекрасное, человек и сам сделается прекрасным. И эта надежда не оправдывается. Опыт показал, что и любя прекрасное, человек сам может быть безобразнее собственных своих произведений. Здесь не досмотрено одно важное обстоятельство: что сделать самого человека прекрасным так же трудно, как образовать из куска крепкого мрамора прекрасную статую.
Нашли еще идеалы – в великих характерах, созданных фантазией драматургов и других поэтов и в исторических личностях нового и старого времени. Но во-первых, надо воспитывать целые народы, а произведения поэтов и великие люди истории, вопреки всем усилиям любителей просвещения, народным массам много если будут известны только по именам. Наука дорога, а им впору добывать себе насущный хлеб. Далее: не у всякого человека достанет сил на великое; что же делать людям, обладающим малою долей сил и талантов? Наконец, во всех великих личностях, исторических и вымышленных, есть односторонности и недостатки: подражание полное повторит в подражателях недостатки образцов, а забота об избежании их недостатков подорвет в подражателях благоговение к ним. В последнем же развитии этой теории будет создание новой языческой мифологии, с преступными героями и безнравственными богами.
Где же идеал истинный, объемлющий всю природу человека во всей полноте и в нескончаемом ее развитии, всем близкий и для всех доступный, легко познаваемый, дающий слабому малое, сильному великое, достолюбезный, всех к себе влекущий и всех удовлетворяющий? Такой идеал Один – это Бог христианский: будите убо совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48). Ему-то, несозданному, обрадовался, когда услышал благовестие о Нем, испробовавший все созданные идеалы древний мир языческий, или – что то же – мир философский. Но так как человек, поврежденный во всех основах своей природы, не мог сам собою возвыситься к Богу невидимому и войти в общение с Ним, то Бог послал в Mиp во плоти Сына Своего Единородного (Гал. 4, 4), Который взывает: приидите ко Мне вcи... (Мф. 11, 28), видевый Мене виде Отца (Ин. 14, 9). И вот Он представляется нам и ныне стоящим пред новыми врагами Своими, как стоял никогда пред иудеями, и вопрошающим: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? (Там же. 10, 32). Только гордость фарисейская и самообольщение эллинское могут отрицать всесовершеннейшие свойства этого идеала и родство Его с душою человека. Укажите в человеке самое высшее требование природы, которое бы в Нем не находило удовлетворения; вообразите самое высшее совершенство, которого бы в Нем не было. Он есть сама Истина, Любовь, Благость, Чистота, Правда, Безкорыстие, Самоотвержение, Трудолюбие, Терпение, Мужество, – но кто исчислит все Его совершенства? Разве то в Нем не по духу нашего века, что в Нем нет страстей, которыми бы мы могли себя оправдывать, и Он не потворствует им, что Он беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть в устех Его (Ис. 53, 9).
К Нему приводят, пред Него ставят христианские родители своих детей в том священном училище, которое называется Церковью. Здесь воспитание идет по всем законам человеческого развития. Сначала чрез чувства – посредством впечатлений. Как красоты природы в главных чертах человек узнает и начинает любить раньше всякой науки, знакомясь с нею посредством простого созерцания и опытов детства: так и в Церкви приобретаются первые представления о Боге, самые ранние и наиболее важные в жизни человека, чрез созерцание изображений, действий, символов, указывающих на мир духовный. Мать, предмет всей любви и нежности дитяти, стоит с благоговейным выражением лица и молится пред иконой Спасителя: дитя посмотрит то на нее, то на образ, и не нуждается в длинных объяснениях того, что это значит. Вот первый, безмолвный урок богопознания. Дитя в храме: благолепие храма, освещение, светлые облачения священнослужащих, пение и безмолвное предстояние молящихся, обращенных к алтарю, священные действия, отсутствие предметов обыденной жизни, запрещение неблагоговейных движений, требование внимания к чему-то высшему, особенному – это уроки благоговения пред Богом, которых не заменит никакая красноречивая речь законоучителя. При этих уроках нельзя заметить минуты, с которой открывается в детях понимание того, что читается и поется в храме: мы знаем только, что любили нашего Спасителя еще задолго до уроков Закона Божия, потому что часто слышали повествования о Нем, много Ему молились, лобызали Его Евангелие, плакали о Нем при чтении Его страданий и радовались всем сердцем, празднуя Светлое Воскресение. Этого обилия благодатных влияний самой благодати Божией лишают родители своих детей, не нося их в храм для приобщения Святых Таин и не приводя в раннем возрасте в церковь по тому пустому предлогу, что дитя ничего не понимает: как будто только один анализирующий рассудок есть проводник всех влияний, действующих на развитие человека! Здесь собственно воспитывается религиозное чувство, главный двигатель духовной жизни. Потеря этого времени и этого способа развития сердца есть потеря невознаградимая. После дитя и отвлеченные понятия усваивать будет, и уроки твердить станет; но сердце, которым овладели уже иные впечатления и склонности, будет тупо и глухо к впечатлениям духовным.
Амвросий (КЛЮЧАРЕВ),
епископ Димитровский (†1901 г.)
Слово в день Восшествия
на Престол Благочестивейшего
Государя Императора
Александра Николаевича
Произнесено
в Московском Успенском
Соборе 19 февраля 1879 г.
Продолжение см. в след. номере
ОПРОС | || | «Пустите детей приходить ко Мне…» |
1. Знаете ли Вы, что дети, возрастающие под руководством только своей природы, отличаются преимущественно пороками?
2. Согласны ли Вы, что совершенным идеалом, на который должны ориентировать детей родители, является Господь наш Иисус Христос и Его учение?
3. Согласны ли Вы, что начала христианского воспитания должны закладываться в семье?
4. Необходимо ли, на Ваш взгляд, приучать детей к богопочитанию и молитве с младенчества? |