ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НАШИ ДЕТИ ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О началах христианского воспитания

 

Продолжение. Начало см. на стр.11

 

Под влиянием материалистических понятий, что религия есть собрание суеверий, а нравственность – совокупность безсодержательных правил и обычаев, и что истинное совершенство человека состоит только в знании, – новые мыслители усиленно, не давая опомниться, гонят наших юношей и девиц к многознанию, воображая в будущем наше Отечество в блеске научного образования и всевозможных усовершенствований. Знания распространяются; специальности размножаются до безконечности; число специалистов, даровитых и бездарных, сведущих и несведущих, увеличивается с каждым днем: но вместе с ними умножается и число людей, у которых видимо не обработано сердце; щекотливость самолюбия заменяет чувство чести и человеческого достоинства; страсти не сдержаны; своеволие не обуздано. Ясно, что в них не воспитаны целые обширные стороны души человеческой; природа дает себя знать. Стало быть, идеал не полон.

Поняв эту односторонность, стали налегать на развитие чувства красоты, на художественное образование, полагая, что полюбив прекрасное, человек и сам сделается прекрасным. И эта надежда не оправдывается. Опыт показал, что и любя прекрасное, человек сам может быть безобразнее собственных своих произведений. Здесь не досмотрено одно важное обстоятельство: что сделать самого человека прекрасным так же трудно, как образовать из куска крепкого мрамора прекрасную статую.

Нашли еще идеалы – в великих характерах, созданных фантазией драматургов и других поэтов и в исторических личностях нового и старого времени. Но во-первых, надо воспитывать целые народы, а произведения поэтов и великие люди истории, вопреки всем усилиям любителей просвещения, народным массам много если будут известны только по именам. Наука дорога, а им впору добывать себе насущный хлеб. Далее: не у всякого человека достанет сил на великое; что же делать людям, обладающим малою долей сил и талантов? Наконец, во всех великих личностях, исторических и вымышленных, есть односторонности и недостатки: подражание полное повторит в подражателях недостатки образцов, а забота об избежании их недостатков подорвет в подражателях благоговение к ним. В последнем же развитии этой теории будет создание новой языческой мифологии, с преступными героями и безнравственными богами.

Где же идеал истинный, объемлющий всю природу человека во всей полноте и в нескончаемом ее развитии, всем близкий и для всех доступный, легко познаваемый, дающий слабому малое, сильному великое, достолюбезный, всех к себе влекущий и всех удовлетворяющий? Такой идеал Один – это Бог христианский: будите убо совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48). Ему-то, несозданному, обрадовался, когда услышал благовестие о Нем, испробовавший все созданные идеалы древний мир языческий, или – что то же – мир философский. Но так как человек, поврежденный во всех основах своей природы, не мог сам собою возвыситься к Богу невидимому и войти в общение с Ним, то Бог послал в Mиp во плоти Сына Своего Единородного (Гал. 4, 4), Который взывает: приидите ко Мне вcи... (Мф. 11, 28), видевый Мене виде Отца (Ин. 14, 9). И вот Он представляется нам и ныне стоящим пред новыми врагами Своими, как стоял никогда пред иудеями, и вопрошающим: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? (Там же. 10, 32). Только гордость фарисейская и самообольщение эллинское могут отрицать всесовершеннейшие свойства этого идеала и родство Его с душою человека. Укажите в человеке самое высшее требование природы, которое бы в Нем не находило удовлетворения; вообразите самое высшее совершенство, которого бы в Нем не было. Он есть сама Истина, Любовь, Благость, Чистота, Правда, Безкорыстие, Самоотвержение, Трудолюбие, Терпение, Мужество, – но кто исчислит все Его совершенства? Разве то в Нем не по духу нашего века, что в Нем нет страстей, которыми бы мы могли себя оправдывать, и Он не потворствует им, что Он беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть в устех Его (Ис. 53, 9).

К Нему приводят, пред Него ставят христианские родители своих детей в том священном училище, которое называется Церковью. Здесь воспитание идет по всем законам человеческого развития. Сначала чрез чувства – посредством впечатлений. Как красоты природы в главных чертах человек узнает и начинает любить раньше всякой науки, знакомясь с нею посредством простого созерцания и опытов детства: так и в Церкви приобретаются первые представления о Боге, самые ранние и наиболее важные в жизни человека, чрез созерцание изображений, действий, символов, указывающих на мир духовный. Мать, предмет всей любви и нежности дитяти, стоит с благоговейным выражением лица и молится пред иконой Спасителя: дитя посмотрит то на нее, то на образ, и не нуждается в длинных объяснениях того, что это значит. Вот первый, безмолвный урок богопознания. Дитя в храме: благолепие храма, освещение, светлые облачения священнослужащих, пение и безмолвное предстояние молящихся, обращенных к алтарю, священные действия, отсутствие предметов обыденной жизни, запрещение неблагоговейных движений, требование внимания к чему-то высшему, особенному – это уроки благоговения пред Богом, которых не заменит никакая красноречивая речь законоучителя. При этих уроках нельзя заметить минуты, с которой открывается в детях понимание того, что читается и поется в храме: мы знаем только, что любили нашего Спасителя еще задолго до уроков Закона Божия, потому что часто слышали повествования о Нем, много Ему молились, лобызали Его Евангелие, плакали о Нем при чтении Его страданий и радовались всем сердцем, празднуя Светлое Воскресение. Этого обилия благодатных влияний самой благодати Божией лишают родители своих детей, не нося их в храм для приобщения Святых Таин и не приводя в раннем возрасте в церковь по тому пустому предлогу, что дитя ничего не понимает: как будто только один анализирующий рассудок есть проводник всех влияний, действующих на развитие человека! Здесь собственно воспитывается религиозное чувство, главный двигатель духовной жизни. Потеря этого времени и этого способа развития сердца есть потеря невознаградимая. После дитя и отвлеченные понятия усваивать будет, и уроки твердить станет; но сердце, которым овладели уже иные впечатления и склонности, будет тупо и глухо к впечатлениям духовным.

 

Амвросий (КЛЮЧАРЕВ),
епископ Димитровский (†1901 г.)

Слово в день Восшествия
на Престол Благочестивейшего
Государя Императора
Александра Николаевича

Произнесено
в Московском Успенском
Соборе 19 февраля 1879 г.

Продолжение см. в след. номере

 

 

ОПРОС ||
«Пустите детей приходить ко Мне…»

 


1. Знаете ли Вы, что дети, возрастающие под руководством только своей природы, отличаются преимущественно пороками?
    да – 88%; нет – 12%

 

2. Согласны ли Вы, что совершенным идеалом, на который должны ориентировать детей родители, является Господь наш Иисус Христос и Его учение?
     да – 99%; нет – 1%

 

3. Согласны ли Вы, что начала христианского воспитания должны закладываться в семье?
     да – 98%; нет – 2%

 

4. Необходимо ли, на Ваш взгляд, приучать детей к богопочитанию и молитве с младенчества?
     да – 95%; нет – 5%

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник