ПАЛОМНИЧЕСТВО | СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ | СТРАНИЦА 2 |
Великие и спасительные дни Страстной Седмицы и праздников праздник – Пасху Христову – друг нашей редакции раб Божий Артемий провел на Святой Горе Афон. Вернувшись в Россию, он вкратце рассказал корреспонденту «Православного Креста» о своем паломничестве.
Иваница – пристань Хиландара
– Артемий, расскажите, пожалуйста, когда Вы предприняли Вашу поездку, как добрались из Москвы до Афона?
– На Вербное воскресенье на самолете я вылетел рейсом до Салоник – этот путь занял три часа. От Салоник еще два часа ехал до городка Уранополис, где я переночевал в гостинице «Макединия» и утром в Великий Понедельник на пароме прибыл на пристань сербского монастыря Хиландар Иваница.
– Встречались ли Вы с кем-то из афонских старцев?
– Я общался со старцем иеросхимонахом Рафаилом (Берестовым), провел в его братстве несколько дней. О личных вопросах говорить не стану, а о том, что касается общецерковных проблем, поведать просто необходимо. Я рассказал отцу Рафаилу, что после публикации на сайте «Москва – Третий Рим» информации о том, что он не поминает Патриарха, многие в России смутились. На это батюшка ответил, что «если есть смущение, надо поминать». Потом, когда мы еще раз коснулись этой темы, он добавил: «Я поминаю Патриарха и молюсь о его вразумлении».
После нашего первого разговора отец Рафаил пригласил меня на трапезу, во время которой он продолжил духовную беседу об Иисусовой молитве. Батюшка говорил, что если есть обида на кого-нибудь, надо молиться за него так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси и сохрани раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помилуй мя грешного». Если повторять эту молитву много раз, Господь смягчит сердце обидчика.
Он говорил еще о покаянии. Если нет покаяния, то надо сокрушаться, вспоминать свои тяжкие грехопадения и просить у Бога этот дар, дар покаяния. Когда борет соблазн кого-нибудь осудить, надо вспомнить свои грехи и осуждать и укорять в первую очередь себя. Тогда не захочется больше судить ближних. Еще батюшка сказал, что в наше время очень важно чаще исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин.
– Расскажите об условиях жизни афонских подвижников?
– Братия отца Рафаила живут в суровых условиях. Когда я был там, некоторые из них обитали в палатках, топили буржуйку, а под утро температура в палатке иногда опускалась до четырех градусов тепла.
На Афоне в Страстную Пятницу совсем не употребляли пищу. Немощным только вечером разрешалось попить воды и вкусить немного хлеба.
– А где еще Вы побывали?
– Простившись с гостеприимным братством отца Рафаила, я посетил болгарский монастырь Зограф. Проходя мимо места подвигов преподобного Космы Зографского, я поднялся в его пещеру, чтобы помолиться о возрождении России. Оттуда пошел в сербский монастырь Хиландар.
Подъем к пещере
св. Космы Зографского
– Как празднуется Пасха на Святой Горе?
– Ночью, как и везде, служили пасхальную утреню и после нее – Литургию. Особенность чтения канона на утрени в том, что каждый тропарь поется столько раз, сколько указано в последовании. Если мне память не изменяет, по пять или шесть раз. Это позволяет уму углубиться в смысл стихов. От внимания рождается на сердце умиление и радость. После службы все идут разговляться в братскую трапезную.
– А как Вы провели на Афоне Светлую Седмицу?
– В понедельник Светлой Седмицы из Кореи шел крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Достойно есть». Крестоходцы заходили во все монастыри и кельи. Везде выставлялись пасхальные угощения: куличи, пасхи, крашеные яйца. На другой день шли с Иверской иконой Пресвятой Богородицы. На обоих крестных ходах до 80% участников составляли паломники из России, звучали тропари на русском языке. Это меня очень утешило, привело душу в умиление.
– Артемий, благодарим Вас за интересный рассказ. Молитвами афонских братий и всех святых, просиявших в этом чудном Уделе Пресвятой Богородицы, помилуй и имиже веси судьбами спаси нас, Господи!
Беседовал
Александр МАЛИНИН
Церковное законодательство – неотъемлемая часть учения Православной Церкви. Кто не исполняет и даже не считает нужным исполнять церковные каноны, не может в полном смысле считаться православным. «Мы православны и питомцы Кафолической Церкви, – говорит преподобный Феодор Студит, – отвергающие всякую ересь и принимающие все признанные Вселенские и Поместные Соборы, равно как и изреченные ими канонические постановления. Ибо не вполне, а наполовину православный тот, кто полагает, что содержит правую веру, но не руководствуется Божественными правилами». В другом месте тот же Святой пишет: «Есть Божественные законы и правила, которые руководят каждым благочестивым, в которых нельзя ни прибавить, ни убавить что-нибудь».
Правило 6-е Лаодикийского Собора гласит: «Не попускати еретиком, коснеющим в ереси, входити в Дом Божий». К сожалению, сегодня это правило более всего попирается сторонниками экуменизма.
Вот и недавно, с 20 по 25 апреля, в Москве 240 молодых людей из разных стран мира «знакомились» с Православной верой. Эти люди – экуменисты разных конфессий: католики, протестанты... А еще их объединяет членство в общине «Тэзе» – известном католическом центре паломничества на юге Франции. Община «Тэзе» организовала это молодежное «паломничество» в Россию, главная цель которого, как сообщалось, – «познакомиться с Русской Православной Церковью, побывать на богослужениях в православных храмах, посетить святые места, пообщаться с ровесниками-прихожанами московских храмов.»
В интервью прокатолическому порталу «Благовест-инфо» первые итоги паломничества подвел один из его организаторов – член общины «Тэзе» «брат» Мэтью Торп. Корреспондент «БИ» Юлия Зайцева задает католику вопрос: «Какое впечатление на ребят произвело православное богослужение? Что им запомнилось больше всего?» «Брат» отвечает: «У нас была возможность присутствовать на богослужениях Страстной недели и Воскресения Христова. Это был для них очень-очень сильный опыт. Они почувствовали, насколько православное богослужение убедительно, основано на богатой и древней традиции».
Ни у корреспондентки, ни у самого католика Торпа не возникло ощущения ненормальности такого положения дел. А что же православные, которые пустили латинян в Дом Божий? По строгому суждению преподобного Феодора, они православны лишь наполовину. А когда такие люди решают важные вопросы в Церкви, это становится бедой нашей Церкви, смущает многих верующих. И те, кто соблазняет людей, понесут суровое возмездие от Господа. В непреложности этого удостоверяет нас святой Апостол Павел, который ради пользы братьев призывал «совершенных» не допускать и дозволенных вещей, т.е. не вкушать мяса: согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа (см.: 1 Кор. 8, 12). «В каком же смысле этот грех совершается против Христа? – вопрошает блаженный Феофилакт Болгарский, и сам же отвечает. – Не в ином, а именно: Христос усвояет делаемое рабам Его Себе; уязвляемые суть Его тело и члены; они разрушают то, что Он совершил через собственное заклание, то есть спасение».
Все это сказано о вещах, не нарушающих законов церковных, и тем более это справедливо в отношении нарушителей церковного законодательства, которые согрешают против Христа, допуская в православные храмы еретиков, чем провоцируют немощных братий на раскол.
Александр ИССОПОВ