ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Больная и здоровая мистика

 

Продолжение. Начало см. в № 3 (27)

 

 

ПРИЗНАКИ ВИДЕНИЙ ОТ ДЕМОНОВ

 

Cуществует немало признаков, по которым человек сам может распознать видения, посылаемые сатаной. Вот основные из них:

1) Если кто-то проявляет непомерную жажду во что бы то ни стало получить дар иметь видения (это относится и к получению других сверхъестественных даров) и вследствие своего желания получает такие дары, то его видения однозначно от лукавого. Потому что Бог не дает видений гордым и грешным людям, которые могут через это погибнуть.

Святые Отцы единодушно советуют нам желать не видений и других даров, а приобретения чистоты сердца, смирения и иных добродетелей, c которыми мы можем спасти свои души. «Кто <…> молит Бога и желает, чтобы в руках его были чудеса и силы, – пишет св. Исаак Сирин, – тот искушается в уме своем ругателем демоном <…>. Без нужды же искушать Бога опасно. И кто желает сего, тот не действительно праведен. <…> А истинные праведники не только не вожделевают сего, но и отказываются, когда дается им то; и не только пред очами людей, но и втайне сами для себя не желают сего».

Великий русский подвижник XIX века преп. Амвросий Оптинский советовал: «Ничего не желай видеть во сне, а то увидишь с рожками». А преп. Нил Синайский решительно возбраняет искание видений: «Отнюдь не желай и не ищи увидеть во время молитвы какой-либо лик или образ. Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтоб не сойти с ума, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам-демонам».

Один христианин, увлеченный больными мистическими стремлениями, каждый вечер молился: «Боже, дай мне увидеть ангела!» Однажды после долгой и настойчивой молитвы из-за икон он услышал голос: «Выколи себе один глаз! Тогда увидишь ангела…» В безумной решительности он схватил нож и выколол себе глаз. «Боже, дай мне теперь увидеть ангела!» – продолжал молиться он. Но тот же голос ему приказал: «Выколи и другой глаз!» Он сделал и это. Тогда из-за икон послышался демонический хохот. Так бедный обманутый человек, который желал видений из духовного мира, перестал видеть и мир материальный.

Искание видений свидетельствует, что духовная жизнь такого искателя основана не на здоровых понятиях. Священное Писание, повествующее нам о многих истинных видениях, в то же время учит трезвомыслию: Блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).

Примечательно, что нет ни одной церковной молитвы, где было бы сказано: «Господи, дай мне дар иметь видения!» В молитвах встречаются такие прошения: «Господи, дай мне смирение, целомудрие, послушание, терпение, кротость» и проч. О видении молился св. Ефрем Сирин, однако это видение иного рода: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего…».

Если же у кого-то появятся «духовные дары», которых он сам не желал, он должен воспринимать их как серьезное искушение и усердно молиться, чтобы Бог избавил от них. Потому что прельстившись мыслью о Божием избрании, возгордившись своими дарами, человек может погибнуть. Вместо того чтобы тщеславится, он должен постараться вспомнить, какими грехами он настолько прогневал Бога, что Господь попустил, чтобы к нему приступил диавол со своими обманчивыми видениями и откровениями, дабы его погубить. Если он смирится таким образом, то опасные видения прекратятся.

Вернейшее средство для избавления от духов-искусителей, по учению святителя Игнатия (Брянчанинова), – «решительно отказываться от видений и от общения с ними, признавая себя неспособным к такому видению и общению».

2) Головокружительно быстрый успех в духовной жизни и легкое приобретение дара видений – другой несомненный признак того, что видения эти от демонов.

До недавнего времени человек совершал гнуснейшие грехи, вчера покаялся в них, а сегодня уже получил дары. Явно, что такие дары – от диавола и основанием своим имеют грех. Так диавол стремится довести человека до превозношения и погубить.

Какое яблоко созревает раньше срока? – Червивое! Здоровые яблоки зреют долго. Так и истинно ищущие спасения постепенно, медленно достигают духовных высот, получают дары. Бог не поступает так, как диавол. Он не исполняет каждую прихоть неразумного человеческого сердца, потому что Он есть Премудрость и Любовь. Разве мудрая и любящая мать даст своему двухлетнему ребенку поиграть с бритвой, сколько бы он с плачем не просил ее об этом? Так и Бог не дает нам того, чтоб представляет опасность для спасения наших душ. А диавол спешит дать нам это!

Святые Отцы тоже не имели быстрых успехов в достижении высоких даров. Они проводили всю жизнь в смирении, послушании, подвиге, плаче о грехах и часто, даже после того как иссушали свою плоть и добивались ангельской чистоты, не получали никаких сверхъестественных даров. Иные только к концу своей жизни, по особому Божиему Промыслу, бывали удостоены сверхъестественных мистических видений, хотя сами не искали этого. Зато все они после смерти были прославлены Богом чудотворениями.

Если святые Отцы, преуспевавшие в стяжании благодати, только к концу своего жизненного пути получали сверхъестественные духовные дары, то что можно сказать о спешащих получить их в начале своего подвига? Богомудрые учители Церкви не одобряли подобной спешки. «Если увидишь юношу, восходящего на небо по своему собственному желанию, – говорят они, – схвати его за ногу и стащи на землю, ибо такое восхождение опасно для него».

Диавол спешит прославить легкомысленные души здесь, на земле, чтобы посрамить их потом. А Бог, ведущий Своих избранников в краткой земной жизни путем скорбей и уничижения, прославит их навеки в жизни безсмертной.

3) Необычайная частота видений – также явный признак, что они – от лукавого. Бывают такие христиане и христианки, которые едва ли ни не каждый день и каждую ночь получают видения. Как только закроют глаза, раскрываются им небеса; когда только пожелают, приходят к ним «ангелы»; как только помолятся какому-нибудь святому, он тут же является и готов к их услугам!

Бывает ли такое при здоровой мистике? Святые Отцы обычно имели видения очень редко – в исключительных случаях, с высокой спасительной целью. При этом видения давались не столько монахам, жившим в общежитии, сколько отшельникам, которые не имели другого утешения среди ужасов своего уединения, кроме этих редких, но весьма ободрявших их божественных посещений. Частота видений показывает лишь их бесовское происхождение. Много простых камней есть в мире, но очень мало драгоценных. И как последние добываются трудно и ценятся дорого, так первые валяются по всей земле и попираются прохожими…

Бывают люди, которые немного знают о хитростях демонов и потому бдительны при принятии видении. Но если случается, что одно и то же видение повторятся им три раза, они принимают это как явный признак, что видение от Бога. Но посмотрим, правильно ли это? Вот что читаем в прекрасной книге «Руководство к духовной жизни преподобных отцов Варсонуфия Великого и Иоанна»:

Вопрос: «Я слышал, что если кому явится три раза один и тот же сон (видение), то его надобно признавать истинным: так ли это, отец мой?»

Ответ: «Нет, это несправедливо; не надобно верить и такому сну (видению). Тот, кто один раз явился кому-либо ложно, может сделать сие и три раза и более. Берегись, чтобы не быть поруганным <демонами>, но внимай себе, брат».

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

 

Продолжение следует

 

 

МУДРОСТЬ ||
«Видения святых вполне духовны»


    Некоторый чиновник, живший в Петербурге, занимался усиленным молитвенным подвигом и пришел от него в необычайное состояние. О подвиге своем и о последствиях его он открывал тогдашнему протоиерею церкви Покрова Божией Матери, что в Коломне. Протоиерей, посетив некоторый монастырь Санкт-Петербургской епархии, просил одного из монашествующих того монастыря побеседовать с чиновником. «Странное положение, в которое чиновник пришел от подвига, – говорил справедливо протоиерей, – удобнее может быть объяснено жителями монастыря, как более знакомыми с подробностями и случайностями аскетического подвига». Монах согласился.
     Через несколько времени чиновник прибыл в монастырь. При беседе его с монахом присутствовал и я. Чиновник начал тотчас рассказывать о своих видениях, – что он постоянно видит при молитве свет от икон, слышит благоухание, чувствует во рту необыкновенную сладость, и так далее. Монах, выслушав этот рассказ, спросил чиновника: «Не приходила ли Вам мысль убить себя?» – «Как же! – отвечал чиновник, – я уже был кинувшись в Фонтанку, да меня вытащили».
     Оказалось, что чиновник употреблял образ молитвы, описанный святым Симеоном, разгорячил воображение и кровь, при чем человек делается очень способным к усиленному посту и бдению. К состоянию самообольщения, избранному произвольно, диавол присоединил свое, сродное этому состоянию действие, – и человеческое самообольщение перешло в явную бесовскую прелесть. Чиновник видел свет телесными очами; благоухание и сладость, которые он ощущал, были также чувственные. В противоположность этому, видения Святых и их сверхъестественные состояния вполне духовны: подвижник соделывается способным к ним не прежде, как по отверзении очей души Божественною благодатию, причем оживают и прочие чувства души, дотоле пребывающие в бездействии; принимают участие в благодатном видении и телесные чувства Святых, но тогда, когда тело перейдет из состояния страстного в состояние безстрастное.
     Монах начал уговаривать чиновника, чтоб он оставил употребляемый им способ молитвы, объясняя и неправильность способа и неправильность состояния, доставляемого способом.


Свт. Игнатий (БРЯНЧАНИНОВ) «О молитве Иисусовой»


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник