ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ДУХОВНОСТЬ
ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ
СТРАНИЦА 14
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

О чтении святоотеческих творений

Святитель Игнатий (БРЯНЧАНИНОВ)

   Вы спрашиваете, почему необходимо чтение святых Отцов! Не довольно ли Словом Божиим руководствоваться, одним Священным Писанием – чистым Словом Божиим, в котором нет примеси слова человеческого?
   Отвечаю: непременно нужно при чтении Писания чтение святых Отцов Восточной Церкви. Вот что говорит святой Апостол Петр о Священном Писании: Всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает. Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаемы глаголаша святии Божии человецы (2 Петр. 1, 20–21). Как же Вы хотите произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, а по внушению Духа, и само запрещает произвольное толкование себя? Дух произнес Священное Писание, и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи, святые Отцы истолковали его. Поэтому всякому желающему стяжать истинное познание Священного Писания необходимо чтение святых Отцов.
   Если Вы ограничитесь чтением одного Священного Писания, то по необходимости должны понимать и объяснять его произвольно. По той же необходимости невозможно Вам будет избегнуть заблуждений; потому что душевен человек не приемлет яже Духа Божия, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1 Кор. 2, 14, 11).
   Особенно ненавидят отеческие Писания еретики всех времен: писания Отцов открывают прямой смысл Священного Писания, который враги Истины хотели бы исказить для утверждения своих лжеумствований. Ересиарх Евтихий выразил свое нерасположение к Отцам на Поместном Константинопольском соборе. «Священное Писание, – лукаво сказал он, – следует больше уважать, нежели Отцов», – и сказал потому, что тогда писаниями святых Патриархов Александрии (Афанасия Великого и недавно почившего Кирилла) ясно обличалось его заблуждение богохульное. Вселенская Церковь, напротив того, всегда питала особенное уважение к Отеческим писаниям: этими писаниями сохранилось единение церковное, для которого необходимо всеми принятое, истинное, благодатное изъяснение Писания. Вселенские соборы всегда начинались с чтения тех Отеческих писаний, в которых с особенною подробностию излагались догмат или предание, рассмотрение которых составляло предмет совещаний собора. И опираясь на Отеческие писания, собор обличал ересь, произносил православное учение и исповедание.
   Точно так же и в частной жизни святые подвижники первоначально воспитывались Отеческими писаниями; только тогда они переходили к чтению преимущественно Священнаго Писания, когда уже достигали особенного духовного преуспеяния. «Глубоко море Писания, – сказал св. Иоанн Лествичник, – и не безбедственно носится по нему ум безмолвника: опасно плавать в одежде и касаться богословия страстному» (Сл. 27, о безмолвии). Эта опасность, это бедствие, очевидно, заключается в произвольном толковании, в ложном понятии Писания, отчего многие иноки впали в гибельное заблуждение.
   Напрасно еретики выставляют свое мнимое уважение к Священному Писанию – ложное, лицемерное: что за уважение к слову Божию, когда предоставлено каждому, как бы он порочен ни был, понимать и толковать его произвольно? Святая Церковь, принимая благодатное толкование Священного Писания святыми Отцами, этим самым доказывает свое глубокое уважение к Священному Писанию: она чтит его, как должно чтить слово Божие. Она научает чад своих не быть дерзкими относительно Слова Божия, удерживает их от гордостного своеволия и безчиния, повелевает воспитываться чтением святых Отцов и при руководстве их проникать в чудный свет слова Божия, поражающий слепотою тех, которые осмеливаются воззреть на него без должного приготовления, умом нечистым и сердцем грехолюбивым. Стоит только обратить внимание на богослужение Восточной Церкви, чтоб убедиться в ее глубоком благоговении к Священному Писанию. <...>
   Церковные же песнопения, сочиненные святыми Отцами, содержат в себе полный курс догматического и нравственного богословия. Слава Богу, сохранившему Церковь Свою в чистоте и святыне! Слава святой Восточной Церкви, единой святой и истинной! Все предания, все обычаи ее святы, благоухают духовным помазанием! Да постыдятся все противомудрствующие ей, все отделяющиеся от единения с нею.

Привяжи обремененную ладью твою к кораблю Отцов твоих, и они управят тебя к Иисусу, могущему даровать тебе смирение, и силу, и разум, венец и веселие, аминь.

Препп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк (ответ 258).

   Имейте благоговение к Священному Писанию, благоговение, должное для истинного сына истинной Церкви; имейте должную доверенность и благоговение к писаниям Отеческим. Тот же самый Дух Божий, который действовал в пророках и апостолах, – действовал в святых учителях и пастырях церковных: свидетель этого догмата – святый Апостол: Положи Бог, – говорит он, – в Церкви первое апостолов, второе пророков, третие учителей (1 Кор. 12, 28).
   Сообразно словам Апостола, словам Cвященного Писания и указанию Церкви первое место в благочестивом чтении нашем должны занимать писания апостолов. Между писаниями апостолов первое место занимает Евангелие. Чтоб правильно понимать Новый Завет, читайте святых учителей Церковных, читайте и Псалтирь и прочие книги Ветхого Завета. Очищайте себя евангельскими заповедями и благочестивыми подвигами. Сообразно чистоте души является ей Бог, открывается ей Божие слово, для плотских очей прикрытое непроницаемою завесою слова человеческого.

«Письма к мирянам»

АНОНС

Книга «Мой паспорт» – правовое руководство для верующих

   В конце 2009 года вышла в свет книга «Мой паспорт». Это подборка статей и выдержек из официальных документов по электронной идентификации человека – теме, которая многие годы замалчивается или преподносится СМИ в искаженном виде.
Издание является первым из готовящейся серии правовых пособий для граждан по защите конституционного права человека жить в обществе в соответствии со своими религиозными убеждениями.
   В книге можно найти информацию о дискриминации верующих, анализ действующего законодательства, факты из судебной практики, узнать позицию Русской Православной Церкви, изложенную в официальных документах, в том числе ознакомиться с Обращением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Лукину В.П. от 28 июля 2009 года, где говорится о недопустимости дискриминации православных граждан, отказывающихся от использования новых электронных технологий, и утверждается, что человек имеет право сказать «нет» электронной идентификации своей личности. Ведь нередко официальная точка зрения Церкви по проблеме дискриминации православных граждан искажается отдельными священнослужителями в публичных выступлениях и СМИ.
   Издание предназначено для широкого круга читателей: государственных чиновников, православных священнослужителей и мирян. Материалы издания могут представлять интерес и для судей, прокуроров, адвокатов при рассмотрении конкретных дел по защите прав граждан в связи с использованием новых технологий в документах и системах учета персональных данных.
Издание может быть использовано и в вузах как пособие, поскольку правовых материалов на тему соблюдения прав граждан в связи с внедрением новых технологий учета персональных данных очень мало.
   Но в первую очередь пособие адресовано гражданам, отказавшимся по религиозным убеждениям от замены паспорта образца 1974 года на паспорт гражданина РФ. В нем приводятся образцы обращений и жалоб в связи с незаконными отказами вклеить фотографию в паспорт образца 1974 года, отказами в оказании медицинской помощи, выплате пенсий и пособий. Заявления и обращения содержат выдержки из законодательства и официальных документов Русской Православной Церкви. Это позволяет гражданам в суде или на приеме у чиновника ясно и аргументировано изложить свою просьбу, сославшись на закон и авторитетную позицию РПЦ.
   Стоит отметить, что юридически грамотные, четкие требования гражданина, ссылки на конкретные нормы закона и положения официальных документов Церкви не только помогают гражданину, но и облегчают работу чиновнику или судье. Получив аргументированное, юридически правильно составленное заявление, им не придется тратить время и усилия, чтобы узнать от человека о сути и цели его просьбы. Да и отказать человеку, обращение или заявление которого базируется на положениях Конституции РФ и Федерального законодательства, значительно труднее.
   Автор аналитических статей и составитель сборника – О.А. Яковлева, член Московской областной коллегии адвокатов, Почетный адвокат России, председатель Союза православных юристов, руководитель Гражданского движения «Земля России – достояние народа».

Книгу можно приобрести:
Москва, Черниговский переулок, д. 9/13, метро Третьяковская или Новокузнецкая, тел. 8(495)953-01-68
Москва, Малый Кисельный переулок, д. 4, стр. 1, метро Кузнецкий мост, Тургеневская, рядом со Сретенским монастырем, тел. 8(495) 621-35-02, 621-46-18
Интернет-магазин www.zyorna.ru
390029, Рязань, ул. Маяковского, д. 41, тел. 8(4912)76-44-18  

 
   
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник