ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
УРОКИ ИСТОРИИ СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

Наш оптимизм – их пессимизм

Преподобный Иустин Челийский о страданиях Церкви Русской

 

Окончание. Начало см. в № 25 (25)

 


Похороны св. Патриарха
Тихона, 1925 год

 

В ногострадальные члены Русской Православной Церкви могут с апостолом Павлом сказать: Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне (1 Кор. 4, 11–13). Они знают, какого они духа, и не требуют, чтобы Господь послал огонь с неба для истребления их гонителей, но терпением спасают свои души и вдохновляют нас, молясь, чтобы и гонители их обратились на путь спасения.

Таково положение всего православного русского народа. Они заняты только единым на потребу (см.: Лк. 10, 42), так что для них все остальное второстепенно. <…> В России все разделились: с одной стороны живут со Христом полностью и без компромисса, с другой – с антихристом, открыто и решительно. Пожар большевицкого режима сводится к одному вопросу: за или против Христа? Каждый должен определиться, никто не может остаться на распутье – такова нынешняя дилемма в России. Пока с одной стороны возводится синагога сатаны (см.: Откр. 2, 9), на другой стороне процветает Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. Все, что православно, поистине живет соборно, свято, апостольски, подвижнически. Церковность – это категория русской общественности. Там сплошной пост, сплошное говение <…>. Исповедь стала жизненной необходимостью в России, частая исповедь. Причащаются тоже часто. Это необычайно укрепляет чистоту жизни в Церкви. Следствием этого становится равнодушие к земным благам. Простота вошла в образ жизни. В каждом приходе есть свое братство. Эти братства обладают огромной силой; это братства любви, они дышат апостольской ревностью, апостольским братолюбием и взаимным почтением. В них ведется жизнь святая и соборная, все в ней участвуют во всем: радуются с радующимися и плачут с плачущими. Если кто-то болен, все по очереди ему добровольно служат. Если кто в нищете, все ему помогают. Если семья в беде, все жертвуют, чем могут. В храмах работают без платы и от сердца, нет псаломщика – эту обязанность выполняют прихожане. Священник навещает своих прихожан по домам в семьях. Хоть у церквей отобрано все имущество, прихожане с радостью вносят все необходимое на потребу. <…>

Вся эта многосторонняя и многообразная жизнь возглавляется великомучеником, святоотеческой личностью – Патриархом Тихоном. С начала и до конца во всем он проявил себя подвижнически. Когда его спрашивали большевицкие судьи: «Какой Вам нужен защитник?» – Он ответил: «Никакой мне защитник не требуется, Защитник мой – Господь Бог». Народ очень любит Патриарха Тихона. Все время народ заботился о его пропитании, так как у него все было отобрано. Он для народа – воплощение России. Народ его называет «Великий Государь Московский Святейший Тихон». И духовенство, и народ он вдохновляет подвигом и оптимизмом. Его и рабочие любят. Петроградские рабочие упросили в 1919 году московские власти, чтобы они разрешили Патриарху Тихону посетить Петроград. Когда он прибыл в Петроград, от вокзала до Александровской Лавры он шел десять часов, потому что из-за скопления народа он не мог идти быстрее. Люди целовали его одежды и руки, падали перед ним на колени, плакали, рыдали и просили молитв.

Чем сильнее гонение, тем крепче народ соединяется с Церковью, укрепляя чувство соборности. За два года до реквизиции церковных ценностей, большевицкая власть объявила храмы «собственностью народа», то есть собственностью Красной армии и коммунистов, чтобы таким образом лишить верующих возможности посещать храмы. За каждый свой храм прихожане должны были платить аренду коммунистам. И народ все это выплатил...

Борьбу против Православной Церкви большевики ведут систематически и безпощадно. Они основали «Общество проповеди безбожия», которое издает журнал «Безбожник». Но, чтобы внести расстройство в саму Церковь, основали, так называемую «живую церковь». Во главе ее стоит весьма сомнительный тип Антонин (Грановский. – Примеч. ред.), который еще перед войной в «Философско-религиозном обществе» в Петрограде говорил: «Я напишу такую книгу, в которой докажу, что никогда никакой Христос не существовал». Поначалу многие из любопытства посещали службы «живой церкви», но потом перестали, поняв, в чем суть. Когда люди спрашивали Антонина, почему царские врата не затворяются и все молитвы читаются вслух, он говорил: «Настало время установить явные дипломатические отношения с Богом».

Большевики особенно трудятся над искоренением всякого чувства веры. Школьные программы составлены с учетом этой цели. Приведем только один пример. В одной школе учительница-коммунистка принесла в класс иконы и велела голодным детям перед ними помолиться: «Боженька, дай нам хлеба». Дети помолились. Потом учительница спросила детей: «Ну как, дал Бог вам хлеба?» – Дети молчали. Тогда учительница велела, чтобы они «помолились» иначе: «Большевики, дайте нам хлеба». Как только они произнесли эти слова, прислуга, стоящая за дверью, вошла и раздала детям хлеб. И это было доказательством того, что большевики заменили Бога.

Чтобы ослабить Православную Церковь, большевики поощряли разные конфессии неправославного исповедания, особенно римо-католиков. Некоторое время отдельные православные священники при расстройстве административного аппарата Православной Церкви были очарованы организованностью римо-католиков. Католики восточного обряда приступили к работе и потерпели поражение, как только духовная жизнь в Православной Церкви окрепла. Народ, пронизанный православной церковностью, не воспринял механичности римокатолицизма.

Русский народ живет, мыслит, желает, строит свою действительность и основывает свое будущее на Православной Церкви. <…> Миссия России заключается в проповеди Христа и Православия. Россия приносит жертву ради триумфа Православия! Православие прежде всего и над всем!

Большевики, охваченные христоборческой страстью, решили угасить светильник Русской Церкви, которая в руке непобедимого Агнца (см.: Откр. 1, 20). Но даже если бы они имели власть над всеми ветрами, ураганами зла, циклонами искушений и вихрями ада и двинулись на этот светильник, то не смогли бы его угасить. Можно ли ветром угасить солнце? <...>

Поэтому Русская Православная Церковь – наш оптимизм, а их – большевицкий – пессимизм.

 

Перевод с сербского
Екатерины АНТОНОВОЙ

Источник: Посев и Жатва.
Белград, 2007.

 

 

Притча о блудном сыне

 

...Встану и пойду к отцу! Вот истинное и единственное решение грешника, но отчаяние, сомнение и безнадежность есть последнее безумное состояние, хула на Святаго Духа, за которое не обещано никогда прощение. Но чтобы целый народ среди бедствий вразумился, встал и пошел в раскаянии, ради спасения, чтобы даже часть его, достаточная для умилостивления Отца Небесного, единодушно приступила к покаянию, по-видимому, требуется испытать много-много горя, страданий, потрясений!

Чего только не пережило наше могучее и обезсиленное бедствиями Отечество, каких не вынесло потрясений: и войну, и разгромы, и мятежи, и междоусобия, и болезни, и голод, наконец, разорение, уязвления самолюбия, позор между другими народами, позор у себя дома от безчестных деятелей, изменников, предателей, грабителей, безконечные кровопролития, безчеловечные истязания, взрывы бомб, убийства лучших людей, исполнителей своего долга, даже невинных детей, и развращение почти всего молодого поколения, прекращения образования и просвещения – всех скорбей, бедствий и несчастий невозможно перечесть!

Несомненно, кровь, слезы, вопли, страдания вразумили многих, в которых еще билось сердце чувством справедливости, человечности, любовью к своим детям, сознанием долга и необходимостью бороться с преступным заговором против русского народа. Родители, потрясенные горем, обратились к Господу с мольбой о спасении детей, дорогая молодежь наша стала убеждаться в том, что она обманута, верующие усилили свои молитвы и еще ближе стали к Церкви, колебавшиеся в выборе направления укрепились, неосторожно и соблазнительно проповедавшие умолкли. Но истинного покаяния в большинстве виновных совершенно еще нет, даже не видно сознания, понимания причин всех этих бедствий и испытаний.

Образованное общество все так же духовно заблуждается, продолжает жить без интереса к вопросам веры, не отдает себе отчета в происходящем, в гибельности возбужденной борьбы с христианством и Православием, не изменяет своих отношений к Церкви, своих нехристианских обычаев и порядков, не возрождает своей потерянной семейной жизни, с тем же легкомыслием относится к воспитанию и вразумлению своих детей. Разгул и семейные раздоры все так же продолжаются в народе. Словом, продолжается тот грех, который поверг Россию в бедствия, а для покаяния и прощения требуется не только сознание греха, но и возненавидение его и совершенное прекращение. Даже если умрет человек, который ввел соблазн или великий грех в народную жизнь, и сам он заслуживает прощения за прежние добрые дела, то все-таки он не воспользуется помилованием в вечной жизни до тех пор, пока не прекратится на земле распространение его греха или соблазна.

Но всмотритесь, возлюбленные, что творится до сих пор, несмотря на некоторое вразумление, совершенно открыто, свободно, когда это касается вопросов религиозной совести, исповедания веры. Все дозволяется теми, которые считают, что все религии равны! Они точно не сознают, что открыто оскорбляется Христос Спаситель, что это недопустимо в христианском православном государстве, что это невыносимый позор, такой страшный, величайший грех, который может вызвать справедливый гнев Божий, ибо Бог не бывает оскорбляем и поругаем, что они ведут нас к гибели, и, наконец, камни возопиют, земля потрясется, но правда Божия восторжествует!

В блестящих собраниях и залах больших городов, наполненных образованными людьми, чиновниками с орденами в петлицах, воспитанниками всяких заведений, студентами, совершаются тайнодействия приезжими баптистами, совращаются души, искупленные Кровию Христовой, проповедуются еретические учения, произносятся составленные этими сектантами молитвы, извращается Слово Божие, доходят до исступления и готовности нанести оскорбления православным и в истеричных возгласах и криках прославляются новые учителя истины. Залы эти и собрания не вмещают массы народа, желающего присутствовать при кощунственных тайнодействиях, и совращение распространяется с быстротою болезненной заразы. Одновременно на других концах города с сатанинской хитростью распространяются между доверчивыми жителями учения новых «христиан», безчисленных изуверов, отвергающих Таинства, основы нашей Православной веры, и это не встречает запрета, противодействия, прикрывается полнейшим равнодушием общества.

Перенесите теперь ваши взоры в глубину исстрадавшейся России, где от горя, слез, разорения, голода, вдовства и сиротства с воплями и стонами возносятся горячие молитвы к Христу и Богоматери о спасении и прощении России, о вразумлении совращенных и потерявших образ человеческий детях, мужьях, дочерях, где родители в страхе и трепете проводят дни и ночи, ожидая ежедневно гибели целых семей от безумных преступлений детей. Где любящие русские люди, еле пережившие годы бедствий, в бедных нетопленных храмах с убогими и нищими вместе славословят Господа и молят о пощаде Родины или где в древних, залитых светом и золотом соборах благоухают святые мощи дивных святителей и преподобных, собирателей земли Русской, защитников Православия, и могучий еще русский народ в великом смирении и недоумении о продолжающихся испытаниях призывает на помощь Царю и Родине святых угодников и изнемогает в мольбе и стенании!
Но нет еще прощения, нет помощи Богоматери, и верующая Россия начинает понимать, что «там где-то» задерживается зло, мешающее единодушному покаянию народа и торжеству всепрощения!

Великая скорбь, ибо ночь прошла, как говорит св. апостол, а день приблизился, но не отвергаем дел тьмы и не облекаемся в оружие света (см.: Рим. 13, 12).


Сщмч. Серафим
(ЧИЧАГОВ)

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник