Рейтинг@Mail.ru
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Наш оптимизм – их пессимизм

Преподобный Иустин Челийский о страданиях Церкви Русской

 

 

Какой дорогой ценой выкуплена наша нынешняя религиозная свобода, возможность просто прийти в Божий храм, приложиться ко святой иконе, ко кресту!.. Тысячи и тысячи русских людей, наших предков страдали за святую веру еще совсем недавно. Их мученической кровью омыта вся Русская земля, на ней, как на плодородной почве, вновь расцвела живая вера, воскресла Церковь, наступил духовный рассвет, как и пророчествовали сами новомученики и многие святые. Но им было открыто и то, что «придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества; с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла» (об этом предупреждал св. преп. Серафим Вырицкий).

Что же может уберечь от предательства в наше лукавое время, пробудить ревность, укрепить в верности Христу и решимости до конца стоять в Истине, не отступая ни на йоту, не идя на компромисс со злом? Думается, что одно из лучших, действеннейших средств – вновь обратиться к памяти новомучеников, читая о них, укоренять в сердце дух их непоколебимой веры и благочестия, стараться, чтобы их подвиг становился мерилом, которым проверяется совесть на всякий день и час.

 

Редакция «ПК»

 

Славяне стали помехой всему миру. Нет такой хулы, которой бы нас не обругали; нет такой насмешки, которая бы к нам не относилась; нет такой обиды, которую бы нам не нанесли; нет такого недостатка, который бы нам не приписали. Стали мы притчей во языцех. Говорят о нас и судачат со страхом и сожалением, оскорбительно подмигивая. Таковы они: друзья и неприятели наши. А наш многострадальный Иов, Россия наша, на гноище лежит, изъеденная ранами. И они, друзья и неприятели наши, расселись вокруг и ведут разговоры, философствуют о ранах. Через раны смотрят на Россию; раны стали для них мерилом, которым они меряют Россию. Они из-за ран не видят и не хотят видеть душу России; задерживаются на ранах как черви, поэтому их философия равна философии червей. Заключения их полны страха и отвращения, полны безнадежностью и пессимизмом. И спрашивают они нас невнятно: чем вы, cлавяне, хвалитесь? – Ранами. Славяне, чем же вы велики? – Страданием. Славяне, на чем же держится ваш оптимизм? – на Русской Православной Церкви со святым Патриархом Тихоном во главе.

Да, Русская Православная Церковь. Она наш оптимизм – а их пессимизм, пессимизм большевиков и всех явных и тайных их поклонников. Что лучше для нас, для них – хуже некуда. Что радость и свет для нас, для них мерзко. Благая весть для нас – для них весть горькая.

Через Великую Пятницу проходит Русская Церковь. Великая Пятница есть наибольший соблазн для законников и книжников, которые законно, правомерно, механически, книжно, по человеку и человеком решают проблемы страдания, для эллинов и эллинских духов, которые культурой и цивилизацией, философией и наукой, политикой и религией по человеку решают проблемы страдания. Они сводят Христианство к Великой Пятнице; стоят около Распятого и оскорбительно говорят: испустил дух христианский Бог; умер Бог, умер Христос! Христиане, вы мертвого Бога обожаете.

Поэтому Великая Пятница – обжигающий пессимизм для них, жгучее проклятие и ужас. Они Великую Пятницу рассматривают как последнее действие драмы Христовой, как последний ответ человека Христу и Христа человеку. Но для нас Великая Пятница есть необходимый путь к Воскресению, вечерня перед Воскресением. Страдания ведут к Воскресению. В этом и заключается смысл страданий и оправдание, в этом и решение проблемы страдания. Тем, что Он осмыслил и оправдал страдания, тем что решил неразрешимую для человечества проблему страдания – Христос доказал, что Он Бог.

Вне Христа, Христа Воскресшего и Прославленного, – страдание есть неоправданный ужас, немыслимая безсмыслица и зло, и страх бесовский, и неоправданный предлог для бунта против Бога. Со Христом и от Христа: страдание есть огонь очищающий и необходимое условие спасения. Любой человек, как бы он не старался решить своими силами жуткую проблему страдания, – немощен, рассыпается в ропоте, каменеет от ужаса. Посмотрите на друзей Иова: не едят, не пьют, по семь дней и по семь ночей не спят, не чувствуют своего тела, забывают обо всем, решая проблему страдания, и – не могут решить. Здесь необходимо вмешательство Бога, Божий комментарий: через вихрь и бурю, через Воскресение, отныне и до века.

Почему же вас пугает страдание? Не потому ли, что меряете умом и видите оком, в котором нет Воскресшего Христа? Не потому ли, что око свое остановили на Великой Пятнице? Войдите же в Субботу, прикоснитесь к Воскресению; пусть Воскресший Богочеловек коснется вашего сердца и ока, и печаль ваша претворится в радость, а пессимизм – в оптимизм.

Русская Православная Церковь находится в своей Великой Пятнице. Поэтому она стала соблазном для законников и книжников, безумием для эллинов и эллинизированных. Они стоят около Распятья, измеряя страдание культурным мерилом, то есть мерилом смертного человека, который не признает Воскресения, не верит в него, не хочет знать о нем; меряют, измеряют, отмеряют и говорят: «Если Христова Церковь, то пусть сойдет с креста, пусть сама себе поможет» (ср.: Мф. 27, 40). И прибавляют: «Немощна, дух уже испустила, умерла». И уходят на крикливый европейский базар, избавившись еще от одной проблемы, от тяжелой муки. А для нас, православных, существует богочеловеческое мерило страдания, Христов комментарий на Великую Пятницу: Воскресение. Страдание ради Христа, сораспятие Христу ведет к совоскресению со Христом (см.: Рим. 8, 13; 2 Тим. 2, 11), ведь если мы едины с Ним в смерти, то будем едины и в Воскресении (см.: Рим. 6, 5).

 

Перевод с сербского
Екатерины АНТОНОВОЙ

Источник: Посев и Жатва.
Белград, 2007.

Продолжение см. в след. номере.

 

ПРОРОЧЕСТВА ||
Воскресение Руси


    Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
   Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с Царем-Мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
   Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: «Русь наша, мученица наша, красно солнышко!» <…>
   Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
   Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!

Свт. Николай Сербский

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник