Рейтинг@Mail.ru
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ АНТИЭКУМЕНИЗМ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

Святые братья Кирилл и Мефодий и папство

 

Продолжение. Начало см. в № 23 (23)

 

Итак, ревностный Христов святитель, вопреки неимоверным трудностям и преградам, продолжил свою проповедь и богослужение на славянском языке. Однако вскоре его оклеветал за это сам князь Святополк и латино-немецкое духовенство. Из сохранившегося послания папы Иоанна VIII к св. Мефодию от 14 июля 879 года становится ясно, что кроме постоянных обвинений по поводу совершения богослужения на «варварском языке», его обвиняли в том, что «не учит так, как святая Римская церковь», и «вводит народ в заблуждение». Этим посланием папа вызвал св. Мефодия в Рим, чтобы тот дал ответ о своих делах. Можно было ожидать, что там он будет осужден и анафематствован. Но произошло обратное.

Папа Иоанн VIII находился в очень затруднительном положении – в конце IX века папская власть переживала тяжелый кризис. Итальянские князья-феодалы, преследуя свои политические интересы, вступили с ней в открытый конфликт. Надежды, которые папа возлагал на немецкого Императора Карла, не оправдались. Сарацинские корабли появились у южных берегов Италии, и Иоанн VIII вынужден был просить военной помощи у ненавистной Риму Византии, чья флотилия одержала блестящую победу над сарацинами. Иоанн VIII признал неканоничность анафематствования своим предшественником Константинопольского Патриарха Фотия и правоту последнего в богословских спорах относительно исхождения Святаго Духа. В своем послании к Патриарху Фотию папа Иоанн VIII пишет: «Итак, чтобы успокоить вас касательно сего члена, который был причиною соблазна в Божиих Церквах, еще раз объявляем твоей честности, что мы не только не произносим его, но и по безразсудству дерзнувших учинить оное вначале осуждаем как нарушителей божественных словес и исказителей богословия Владыки-Христа, Апостолов и Отцов, соборно предавших нам святой Символ…».

На созванном Патриархом Фотием в 879–880 годы соборе легаты папы Иоанна VIII подписали анафему против всех, кто осмеливается защищать добавку «Филиокве» к Никео-Цареградскому Символу веры.

Однако последующее развитие событий дает нам все основания усомниться в искренности действий папы Иоанна VIII. Ценой, которую Рим потребовал за свое видимое отречение от ереси, было присоединение Болгарии, Фессалии, Иллирии и других областей к диоцезу Римской церкви. Только десять лет назад, в 869 году, Адриан II подобным образом, временно отступив от триязычной ереси и разрешив свв. Кириллу и Мефодию употреблять при богослужениях славянский язык, получил для Рима Мораво-Паннонскую область. Видно, что иезуитский принцип «цель оправдывает средства» становился основным правилом римских пап.

Итак, именно при этих обстоятельствах в 880 году, непосредственно после Константинопольского Собора, созванного Патриархом Фотием, св. Мефодий прибыл на суд в Рим, чтобы ответить перед папой о возводимой на него клевете. Иоанн VIII торжественно признал, что вероисповедание св. Мефодия верно, дал разрешение на совершение богослужений на славянском языке и с честью отпустил его обратно в Моравию, чтобы тот управлял вверенной ему архиепископией.

Напрасно некоторые римо-католические писатели пытаются доказать, что св. Мефодий принял ересь Филиокве и поэтому папа признал правильность его вероисповедания. Они сознательно закрывают свои глаза на решения, принятые в том числе и Римом на Соборе в Константинополе в 879–880 годы, и пренебрегают недвусмысленными фактами исторических документов. В своем письме, написанном в июне 880 года к моравскому князю Святополку, папа Иоанн VIII говорит: «Итак, мы испытали этого достойного архиепископа Мефодия в присутствии наших братьев епископов о том, так ли он верует, так ли содержит символ Православной веры и так ли поет его на священных торжествах Литургии, как его сохраняет святая Римская церковь и как передано и позволено св. Отцами на Шести Вселенских Соборах, по евангельскому учению Христа, Господа нашего».

Без сомнения, в тот момент папа мог спокойно заявить, что Рим исповедует Символ веры так, как это определено общепринятым авторитетом Вселенских Соборов.

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

Окончание следует

 

 

Почему нельзя отменять каноны

 

Невозможно нанести удар и разрушить такие основополагающие каноны, как каноны о православном праздновании Пасхи, без того, чтобы не получилось великое смятение в Церкви. И чтобы сделать менее болезненным предстоящее уничтожение этих канонов, уже давно, а в наши дни все упорнее говорится об «устаревших», «излишних», «неуместных», «практически оставленных и никем не соблюдаемых», «вышедших из употребления» и «отмененных, т.е. не исполняемых и фактически утративших свою значимость» канонах.


Верно, что в наше безбожное и экуменическое время многие св. каноны не соблюдаются. Без стеснения нарушаются 10-е и 45-е Апостольские правила, которые возбраняют вхождение в молитвенное общение с еретиками и инославными под страхом извержения и отлучения от Церкви. Не соблюдается и 6-е правило Лаодикийского собора – да не входят в дом Божий инославные и еретики, упорствующие в своей ереси. Нарушаются и многие другие каноны через так называемые экуменические контакты и через охлаждение к Православной вере. Если приложить к этим канонам предлагаемую мерку и считать их «отмененными» и «фактически утратившими свою значимость» только потому, что они кем-то не соблюдаются, тогда что же будет охранять Православие? Ведь эти правила создавались именно для того, чтобы ограждать истинную Христову Церковь от еретических сообществ, а не быть отмененными под влиянием вероотступнических ветров времени.

Действительно, можно ли так рассуждать: «Так как данный канон не соблюдается, то он уже фактически утратил свою значимость, следовательно, необходимо и формально его отменить»? Разве это не уступка греху? Канон установлен против вещей, которые святые Отцы, осеняемые Святым Духом, оценили как грешные и недопустимые. Когда эти грешные вещи преобладают в нашей жизни и мы ради преобладания греха хотим объявить каноны уже недействительными, не заменит ли грех место канона? Но тогда чьими служителями мы окажемся – не служителями ли греха?

И Святое Евангелие не соблюдается. Но означает ли это, что и его необходимо отменить, поскольку оно уже повсеместно нарушается и попирается? Сегодня почти никто не исполняет строгий Христов нравственный закон, где, например, читаем: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Но что останется тогда от Святого Евангелия, если и к нему начнем проповедовать свободное отношение? Эти Христовы слова, как и многие другие подобные им, не соблюдаются, но они должны оставаться, чтобы обличать нас и, по крайней мере, вызывать покаянное сокрушение.

Также и святые каноны не должны отменяться, хотя многие их нарушают. Они должны оставаться для нас твердыми и непоколебимыми, как твердо и непоколебимо Святое Евангелие, поскольку все они выковывались не произвольно, но только на основании Богооткровенного слова Божия. Даже тогда, когда ради немощи или иных причин никто их не соблюдает, они полезны потому, что своими строгими определениями показывают нам, насколько мы удалились от усердия прежних христиан, и таким образом пробуждают у многих чувство покаяния и смирения. Когда мы не соблюдаем, мы хотя бы сознаем, что грешим. И угрызаемые совестью, можем только ради своего покаяния получить милость от Бога. Но если отменим некоторые каноны, например, о молитвенном необщении с еретиками и инославными, о соблюдении церковных постов, о единобрачии священников, о неженатом епископате и др. под предлогом, что их уже трудно исполнять и что фактически они не соблюдаются, то это будет означать, что мы узакониваем свои греховные поступки, санкционируем свою разнузданность, чтобы еще больше притупить нравственные чувства и с усыпленной совестью начать дерзко грешить. Одним словом, это означает узаконивание греха.

 

Архимандрит Серафим (АЛЕКСИЕВ)

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

По книге «Православный взгляд на старый и новый стиль календаря»

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник