Рейтинг@Mail.ru
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Святые братья Кирилл и Мефодий и папство

 

Продолжение. Начало см. в № 23 (23)

 

 

 


Свв. Кирилл и Мефодий трудятся над созданием азбуки для славян

 

 

Но вернемся к нашей теме и кратко рассмотрим применительно к конкретной исторической обстановке и последующему историческому развитию событий то отношение папства к делу братьев-просветителей, которое сегодня стало предметом спекуляций и фальсификаций.

Прежде всего бросается в глаза невероятная противоречивость в папских распоряжениях относительно миссии свв. Кирилла и Мефодия. То, что один папа разрешает и одобряет, следующий запрещает; или то, что один папа сегодня постановил, завтра становится недействительным, когда он же постановляет нечто совершенно обратное. Эта противоречивость и непоследовательность в позициях Рима – результат неизменной корыстности и властолюбия, которые, к сожалению, в ту эпоху уже сопутствовали действиям римских первосвященников, как сопутствуют и поныне.

Укрепление славянских княжеств в Мораво-Паннонской области в IX веке возбудило в управляющих князьях желание освободиться от духовного подчинения латино-немецкой иерархии, активно способствующей германизации местного славянского населения, и создать свою, самостоятельную Церковь, проповедующую Святое Евангелие на понятном для народа славянском языке. Для этой цели моравский князь Ростислав обратился с просьбой к Константинопольской Церкви, славящейся тогда высокой образованностью и духовной культурой своего клира, и в 863 году принял как многоценное сокровище направленных оттуда братьев-просветителей свв. Кирилла и Мефодия.

Зальцбургская архиепископия, политически и общественно связанная с интересами влиятельной немецкой империи Каролингов, приложила все усилия, чтобы воспрепятствовать учреждению самостоятельной славянской Церкви и сохранить свою власть над Моравией и Паннонией, приобретенную ею в ущерб римскому престолу несколько десятилетий назад. В этом разгоревшемся противоборстве римская церковь заняла особое место, скрывая свои планы и намерения.

С эпохи Николая I (858–867 гг.), который положил основание идее о папской теократии над всем христианским миром, римская церковь начала стремительно ограничивать митрополичьи права сильных и обширных архиепископий, «отщипывая» от них отдельные епархии. Таким образом она постепенно создавала церковные ведомства, помогала им утвердить свою независимость от митрополичьего центра и подчиняла их непосредственно себе.

Итак, в тот исторический момент папские интересы совпадали с интересами укрепляющихся славянских держав. Поэтому, во имя своих властолюбивых устремлений, Рим временно пожертвовал господствующей на Западе триязычной теорией, запрещавшей церковное употребление «варварских» языков. Адриан II в 869 году разрешил миссионерскую деятельность святых братьев, дозволил совершение богослужений на славянском языке и, немного погодя, сам рукоположил необходимое для создания независимой славянской Церкви духовенство. Последним актом он фактически присоединил Мораво-Паннонскую область к своему диоцезу. Для главной новообразованной Церкви был хиротонисан сам св. Мефодий, которому был дан титул архиепископа Моравского.

Но вот летом 870 года немцы одержали победу в войне с западными славянами. Князь Ростислав (846–870 гг.), по чьему призыву в 863 году вышли на проповедь святые братья, был пойман, ослеплен и заточен в баварский монастырь, где и скончался. На его место немцы поставили покорного им Святополка (870–894 гг.), известного своим коварством и порочной жизнью, а при княжеском дворе нового владыки образовалась сильная пронемецкая партия.

Осенью того же 870 года против св. Мефодия был созван епископский собор в Баварии в присутствии самого Императора Людвига Немецкого. Главным обвинителем был Пасавский епископ Херманрих, один из лидеров папской делегации в Болгарию в 867 году. Св. Мефодий был заключен в темницу, избит, продолжительное время содержался под открытым небом, под дождем и на зимней стуже при суровом альпийском климате. На соборе его били пред всеми конским бичем, а затем, по решению этого беззаконного сборища, славянский просветитель был заточен в Фрейзингенский монастырь в городе Эльвангене.

После этого Зальцбургский архиепископ Адальвин отправил в Рим к папе своих посланников со специальным меморандумом, в котором, кроме настояния на восстановлении своих прав над Мораво-Паннонской областью, нарушенных учреждением славянской архиепископии, выдвинул обвинения против св. Мефодия в том, что тот совершает богослужения на славянском языке по восточному обряду – еще один факт, подтверждающий верность святых братьев Православной Константинопольской Церкви.

Два с половиной года св. Мефодий страдал в темнице, ежедневно перенося хулу и унижения. Трудно поверить, что римскому папе понадобилось более 30-ти месяцев, чтобы отреагировать на деяния лжесобора, над которым он имел полную иерархическую власть. Напрасно мученик аппелировал из мрачной темницы к Риму через своих посланников.

Его освобождение неслучайно совпало с новым расцветом Великоморавского княжества в 874 году, когда немцы потерпели поражение в очередной войне со славянами и просили мира. Вопрос о церковной независимости Моравской державы снова оказался на повестке дня. Папа Иоанн VIII, который равнодушно пренебрег страданиями св. Мефодия, когда немецкая держава была сильна, теперь, при ее неожиданном ослаблении, снова стал «другом» славян и «защитником» св. Мефодия. В сохранившемся письме-поручении от 873 года, которое Иоанн VIII передал своему посланнику при Зальцбургском архиепископе – легату Павлу Анконскому, папа властно и безпрекословно утвердил права римской церкви над Мораво-Паннонской областью и распорядился об освобождении подчиненного непосредственно ему славянского архиепископа. Через того же своего посланника он, однако, передал и письмо к св. Мефодию, в котором запрещал ему совершать богослужение на славянском языке.

Эти действия полностью раскрыли сущность папской политики, ведущейся якобы в пользу славянства, – на деле все усилия Иоанна VIII были направлены к тому, чтобы утвердить свою власть над новоучрежденной архиепископией. Что касается до богослужений на славянском языке, этой потребности наших народов, – то ей с легкостью пожертвовали в угоду немецким прелатам. Так папа Иоанн VIII, испытывающий «нежнейшую любовь» к славянам, использовал просветительские труды святых братьев как средство для воплощения своих властолюбивых желаний подчиненить обширные славянские области Риму.

Но св. Мефодий был верен Православной Церкви, которая посылала его на проповедь святой Веры. Горя апостольской ревностью и нелицемерной любовью к новопросвещенному Христову стаду, он не внял папским запретам, различая их антихристианский дух и нечистый источник. Отвержение папского распоряжения св. Мефодием – это еще одно свидетельство против тех, кто стремится доказать приверженность славянского просветителя Риму.

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

 

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

Продолжение следует

 

ФАКТЫ ||
Гонитель славянских Просветителей


Адальберт Пражский

 

  Адальберт Пражский, он же Войтех или Войцех, – чешский епископ, католический «святой», за канонизацию которого в Православной Церкви ратуют сегодня сторонники экуменизма и сближения с римо-католичеством.

    Кончина Адальберта последовала в 997 году, до окончательного отпадения римской церкви от Православия (1054 г.). Однако даже при беглом взгляде на его жизнь и деяния можно легко убедиться, что этот епископ один из тех представителей латинства, чьи действия стали основой для трагического отпадения христиан Запада от Церкви.
   Этот мнимый святой был достойным последователем и единомышленником того латино-немецкого духовенства, которое яростно нападало на святых Кирилла и Мефодия и всеми силами стремилось погубить плоды их богоугодной деятельности в славянских странах. Святые Кирилл и Мефодий называли этих латинских законников носителями «трехъязычной ереси», так как они считали пригодными для богослужения только латинский, греческий и еврейский языки. Ревностным сторонником той же ереси был и Адальберт. Сразу после поставления его епископом Пражским, он зарекомендовал себя как непримиримый гонитель церковно-славянского богослужения, которое к тому времени уже укрепилось в Чехии. Свою деятельность этот латинский «миссионер» не ограничил пределами Чехии, но перенес и на все соседние славянские страны.
   В «Хронографе», составленном в XIV веке диаком из Дубкова, повествуется о том, что Константин Философ (св. Кирилл) создал славянскую письменность, которая распространилась у моравов, поляков и среди других народностей, а потом и на Руси, а Адальберт «уничтожил веру истинную и славянскую письменность отбросил и завел латинскую, образа веры истинной сжег, епископов и священников одних убил, иных изгнал...».

 

По материалам книги «Ватикан: Натиск на Восток». М: Одигитрия, 1998.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник