ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
НАШИ ДЕТИ СЛОВЕСА ЖИВЫЕ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

СОКРОВИЩНИЦА РОДНОЙ РЕЧИ

 

Интервью с педагогом дополнительного образования Дома детского творчества Татьяной Геннадьевной Ивановой

 

 

Татьяна Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, что послужило для Вас основой преподавания церковно-славянского языка в системе дополнительного образования? Существуют ли помехи в работе?

– Основой преподавания послужила, конечно же, вера. Без веры не следует даже пытаться становиться на этот путь. Помехи, косые взгляды в сторону православных были всегда, поэтому не стоит на это обращать внимание. Смиренное выполнение работы побеждает все нападки со стороны видимых и невидимых врагов.

Если сильно начинают притеснять, то ссылаюсь на «Соглашение», подписанное областной администрацией и нашей епархией о сотрудничестве в сфере образования. В свою очередь, между Благочинием и Домом детского творчества был подписан договор о сотрудничестве, на основании которого воцерковленные педагоги с высшим образованием и высшей квалификационной категорией ведут кружковую работу в микроцентре (по месту жительства), где расположен наш храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Кроме обязательного занятия – Закона Божия, который преподает по воскресным дням настоятель храма отец Михаил, дети посещают кружки: «Святоотеческое наследие», «Основы духовной музыки», «Церковно-славянский язык», «История родного края», «Классическая гитара», «ИЗО», «Настольный теннис». Различные направления декоративно-прикладного творчества. Преподаватели Воскресной школы, исходя из принципов русской педагогики, во главу угла ставят задачи образовать ум (способность видеть истину и жить сообразно с ней), образовать волю (постоянно направлять ее к добру), образовать сердце – вместилище чувств, воспитать чувства.

 

– Как проходят занятия по изучению церковно-славянского языка? Какие методы Вы используете?

– Занятия проходят индивидуально. Два часа в неделю и один час в воскресенье собирается вся группа – десять человек, чтобы подвести итоги и получить задание на дом (по желанию или если в том есть необходимость). Уже со второго занятия все начинают читать, через две недели – примерно четыре из шести учеников читают уже более уверенно. Им можно доверить прочитать на клиросе в храме 50-й псалом. Через два месяца занятий все по очереди начинают читать в храме часы. Это касается учащихся 12–17-ти лет. Для учеников от 5 до 7 лет ставятся посильные из возрасту задачи. Вместе с педагогом декоративно-прикладного творчества Еленой Сергеевной Даниловой дети изучают алфавит в течение всего учебного года. Малыши запоминают буквы следующим образом: рисуют, лепят, вышивают, пишут на бересте, применяют лоскутную и бумажную пластику. Часто такие занятия сопровождаются тихой духовной музыкой. Самое интересное и ценное для нас как для педагогов – это когда в процесс включаются старшие братья и сестры, родители. Видя чудесные образы буквиц, они создают свои, особенно во втором полугодии, когда из буквиц дети учатся составлять первые слова: Псалтирь, ангел, милосердие, кротость, благодать, смирение… Часто, как показала практика, детям как младшего, так и старшего возраста трудно изобразить в рисунке православные понятия. Одна из причин – это постепенное осознание детьми того, что до церковно-славянского языка усилием творческой воли нужно в буквальном смысле дорасти духовно. Письменная речь кодирует огромный духовный опыт человека. Дети чувствуют это, хотя сначала не вполне понимают, проговаривая азбуку с ее старыми названиями: аз, буки, веди, глаголь, добро. Алфавит сродни системам счета, порядка, меры – то есть основам мироздания. Новейшие исследования обнаруживают в азбуках древнейшие модели мира. Это развернутая вдоль всех звуков родной речи молитва к Богу.

Вторая трудность, с которой приходится сталкиваться, – это подмена и деформация духовно-нравственных понятий, которая, начиная с 1917 года, стала принимать активные обороты. К началу ХХ века, со сменой поколений, совершилось отступление от нравственных устоев народа. Возьмем для примера понятия смирение и гордость. Долгие века смирение понималось у нас однозначно положительно, а гордость однозначно отрицательно: смирение – от Бога, а гордость – от лукавого. Именно возвышенное понимание смирения как соединения с Богоданными мирными ритмами мироздания позволяло русскому народу естественно и упорядоченно расширять границы своего жизненного пространства. Гордость, напротив, понимали как болезненное нарушение положенной свыше меры, этого душевного состояния боялись, его избегали из чувства самосохранения: Яко всяк возносяйся смирится, и смиряйся вознесется (Лк. 14, 11).

На занятиях я обращаю внимание учащихся на внутренний смысл широко употребляемых в современном русском языке слов, например: спасибо, просвещение, начальник, терпеть... «Спаси тебя Христос, спаси тебя Бог, спаси тебя Господь» – вот внутренний смысл слова спасибо. Эта не простая словесная благодарность, не формула вежливости. Это МОЛИТВА о спасении человека. Существительное спасибо в значении благодарность искажает внутренний смысл этого слова, отрицает Божию милость. Сравните распространенные выражения: не буду работать за «спасибо»; мне твоего «спасибо» не надо. Известное в разговорной речи словосочетание большое спасибо удаляет человека от Бога. Выражение огромное спасибо является вообще стилистически неверным.

В толковых словарях советской эпохи духовное отступничество, в значительной мере совершившееся 1917 года, закрепляется. Спрашиваю у детей: «Когда вам непонятно значение какого-то слова, явления, куда вы обращаетесь за помощью?» Получаю вполне логичный ответ: «К справочникам, словарям». Следующий вопрос: «От какого слова происходит слово справочник?» Слышу ответ: «От слова ПРАВ». А всегда ли справочник прав? Нет. Для переводов старославянских текстов, для толкования какого-либо понятия дети обращаются к Словарю Свирелина и «Симфонии» схиархимандрита Иоанна (Маслова) по творениям свт. Тихона Задонского.

 

– Почему на занятиях Вы предлагаете изображать понятия?

– Делается это для того, чтобы буква или слово были облечены в образ. Слово, оторванное от образа, – безобразное.

 

– Почему на Ваших занятиях дети учатся читать по Псалтири?

– Все просто: Псалтирь была столетиями учебной книгой в русской педагогике до 1917 года. В рукописном требнике митрополита Макария начала ХVI века встречается молитва на учение грамоте детям, в которой испрашивается от Бога помощь уразуметь учение книжное и псалмы Давидовы. Научившись читать Псалтирь, наши предки выучивали ее наизусть. Русский человек уже никогда не расставался с нею. Книга назидательная и душеспасительная, она была не только настольной книгой, которую предки наши читали дома во всякое свободное время, но сопровождала их в путешествиях. Псалмы – это древние песни или гимны во славу Божию. Это стихи, которые пели вслух. Это настоящая поэтическая лирика со всеми ее условностями, метафоричностью, гиперболами, элементами притчи и даже баллады…

В результате исследования ученых Российской академии наук стало известно, что при помощи словесных образов человек может созидать или разрушать свой наследственный аппарат. Доказано, что чтение молитв и псалмов на церковнославянском языке препятствует внушению и способствует духовному и телесному исцелению верующих. Вот почему дети, читающие по очереди в храме Шестопсалмие, не принимают чтение любых православных текстов, в том числе и молитв, на адаптированном русском языке, считая такую практику для себя неприемлемой. Некоторые ученики высказываются весьма категорично: «Зачем вкушать суррогат, если есть настоящая пища». Хотелось бы отметить и благодатное воздействие самой атмосферы церкви. Когда ребенок читает на клиросе, его слушает весь храм и молится вместе с ним. Передать ощущение благодати для невоцерковленного человека не представляется возможным.

 

– Расскажите о Вашей авторской методике ведения учащимися обязательных «Дневников наблюдений».

– Это очень эффективная, на мой взгляд, методика. В обязанность каждого, занимающегося в кружках «Церковно-славянский язык» и «Святоотеческое наследие», входит ведение личного «Дневника наблюдений»: дети в тетради перьевыми ручками фиксируют события каждого дня, свои наблюдения, мысли. Изначально, чтобы, так сказать, не отпугнуть школьников от письма, я прошу уделять «Дневнику наблюдений» всего 10-15 минут перед сном. На первом году обучения ученики приступают к такому заданию неохотно, особенно первый месяц чувствуется явное желание отписаться двумя-тремя предложениями. Каждое воскресение в групповых занятиях дети зачитывают свои записи вслух.

 

Окончание см. на стр. 7

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник