ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
УРОКИ ИСТОРИИ СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

Душа Сербии

Проповедь святителя Николая (Велимировича)

 

Окончание. Начало см. в № 15 (15)

 

 

СЛАВЯНСКОЕ ВРЕМЯ

В мире уже было греческое, римское, немецкое, турецкое, татарское время. Не было только времени славянского.

Славяне спасали мир от татарского ига и от турецкого, спасают его теперь от ига немецкого (утверждение владыки Николая относится ко времени произнесения проповеди – 1916 год, Первая мировая война. В настоящее время на славянах лежит новая миссия – хранить чистоту Православия, противостоять мировому злу, духу антихриста, стремительно распространяющемуся в мире. «Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохранят Истинную веру в Господа Иисуса Христа. Во времена антихриста они совершенно отвергнут и не признают его Мессией, и за то удостоятся великого благодеяния Божия: будут могущественнейший язык на земле, и другого Царства, более могущественного, чем Русско-Славянского не будет», – пророчествовал преп. Серафим Саровский. – Примеч. ред.). «Все в мире имеет свое время», – говорится в Священном Писании, значит и для славян наступит свой час. И он уже близок. Ни одна историческая эпоха не заявляла о себе так громко, как эпоха славянская, которая сейчас грядет. Вхождением в эту эпоху служит самая кровопролитная война из всех доселе известных миру. Обагренная человеческой кровью Европа вступает в эту эпоху. Это кровавая заря прекрасного нового дня, дня солнечного, который наступает со славянами во всем мире.

Славяне веками терпели, но их терпение мир считал слабостью. Славяне веками молчали, но их молчание мир воспринимал как глупость.

Славяне веками служили ближним, а мир считал, что славяне ни к чему больше не способны, как только быть рабами. Между тем, славяне терпели не из слабости, но ради вечного блаженства. Терпение было подобно очищающему огню, который готовил их к своему часу. Славянское молчание – не из глупости, но по смирению. Славяне веками слушали тех, которые считали себя умными и красноречивыми. Но когда славяне робко заговорили устами Достоевского, Мицкевича и Негоша, другие болтливые народы умолкли и внимали их словам. Славяне были слугами и татарам, и туркам, и немцам. Как это часто бывает – лучший прислуживает худшему. Служили, чтобы научиться устраивать свой дом и быть хозяевами в нем.

Наступает славянское время, когда славяне не будут больше терпеть и не станут других принуждать терпеть себя; не будут молчать, и не будут запрещать другим народам говорить; не будут слугами и никакие другие народы не будут унижать и порабощать.

Правда, свобода и вера – вот знамение грядущего времени.

Настанет время истины для всех наций. Праведные, а не властолюбивые упования осуществятся для всех национальностей. Национализм будет изгнан с поприщ человеческих идеалов и человеческой борьбы. Другие, более высокие идеалы сменят предыдущий порядок.

Настанет время правды для всех людей. Ницшеанская Европа не могла решить экономические проблемы. Их сможет решить только славянское Православие, непретенциозно и ненаучно, но с человеколюбием и смирением, как простой русской мужик.

Кроме правды славянское время ознаменует свобода. Русский народ, освободивший болгар и греков, способствующий освобождению сербов и румын, не несет с собой оков даже тем народам, с которыми ныне воюет и над которыми скоро отпразднует триумф как победитель. Русский Царь, 50 лет назад освободивший без революций и притеснений Россию от феодализма, из которого Европа выходила столетней кровавой борьбой, не идет против своих врагов с огнем, мечом и деспотизмом, как шел Омар, но идет как Александр Македонский, давая народу права, культуру и свободу.

Помимо правды и свободы новое славянское время охарактеризует Вера. Властолюбивым амбициям, религиозным сектам и сварам западного христианства приходит конец, так как они ведут к атеизму. Ницшеанство, иллюзия превосходства и патологическое самолюбие – в этом причина краха всех человеческих идеалов на Западе, которыми там надеялись обрести процветание.

Славянское время воссияет под звездой лучшей, разумной, человеколюбивой и смиренной веры, единственного истинного христианства, в котором не будет пасторствовать некий Вильям II, и Марксу там тоже не будет места. Бог встанет на свое место, а человек – на свое. Не будет иного Бога, кроме Бога Единого и Истинного.

    Итак, наступает славянское время, которое ознаменуется правдой, свободой и верой в людях. Во все великие исторические эпохи человечество входило через кровопролитие, даже в эпоху христианскую. В эпоху славянскую входим через обильно пролитую кровь, наистрашнейшей Голгофой целой Европы. Каждое время ценится настолько, насколько много крови дано на его выкуп. Славянское время будет самым ценным из всех предыдущих времен, так как искупается наибольшей кровью.

Прочитана во время
Великого Поста в 1916 году

Перевод с сербского Екатерины АНТОНОВОЙ

 

Книжное общество
Новый Сад,1994 год.

 

 

Новый кивот для хранения Истины


Всемирная история хранит на своих страницах множество фактов дивного преображения и отдельных лиц, и целых народов, в своем религиозном голоде обращавшихся ко Христу и воспринимавших на себя Его иго благое и бремя легкое. История свидетельствует, что куда бы и когда бы ни проникала вера Христова, всюду она являлась истинным и величайшим благодеянием Божиим, началом нового и лучшего порядка вещей, основанием всего, чем возвышались и благоденствовали народы. Но едва ли не самый величественный и поразительный пример благотворного воздействия христианства представляет именно наше Отечество, Земля Святорусская.

Призванная Промыслом Божиим для хранения спасительной Истины правого боговедения, подлинного, Православного христианства, Россия всем и обязана была Православному христианству. Оно сплотило политический организм России и упрочило ее могущество; оно всесторонне пронзило собою жизнь народа русского и наложило свою неизгладимую печать на все проявления этой жизни, – можно сказать, Православие создало великое тело России и одухотворило его, стало поистине душою России.

Славянорусское Царство возникло среди в высшей степени знаменательных обстоятельств, в которых нельзя не усмотреть его особенного и высокого промыслительного предназначения. Неожиданно и как бы из ничего, т. е. из самых нестройных и слабых элементов, возникла сильная и великая Русь, как раз в то именно время, когда обитатели ее приняли Православное христианство; она возникла, далее, в ту именно историческую эпоху, когда западный христианский мир стал на путь еретических заблуждений, а восточный готов был окончательно пасть под владычеством ислама. Россия явилась, таким образом, как нарочито самим Промыслом Божественным воздвигнутая обитель истинного богооткровенного вероучения, как новый кивот для хранения на земле истинного, Православного христианства. Так сказать, родившись на свет Божий прямо православною, «святою», Россия и начала юную жизнь свою под всеобъемлющею опекою Православия.

Самое политическое сложение России как единого и обособленного государственного организма произошло под несомненным и живейшим влиянием Православного христианства. Последнее послужило связующим и объединяющим началом, которое создало русское государство из хаоса, хотя и родственных, но разъединенных, диких и враждующих между собою племен. Подобно тому, как при начале христианства все крестившиеся во Христа – греки, римляне, готы, кельты и т. д. – слились в одном общем типе христианина, так и у нас все эти, теперь только по именам памятные, древляне, поляне, северяне, вятичи, кривичи, радимичи и т. д. объединились с принятием христианства в нераздельном едином типе православного русского человека. Есть сведения, что Владимир Святой, еще до принятия христианства, стремясь к объединению разобщенных славян русских, пытался связать их узлом веры и с этою целью, подражая политике древних римлян, собрал идолов, чтимых разными славяно-русскими племенами, в Киев, поставил их наряду с златоглавым Перуном. Но различное отношение племен к разным кумирам, а еще более того внутренняя пустота и безжизненность язычества не могли духовно сроднить и слить разъединенные члены, хотя бы и единого, но не одушевленного одним духовным началом племени.

Только христианство имеет в этом отношении неоспоримое и недосягаемое преимущество пред всеми религиями: как высочайший из законов, властвующих над сердцем человеческим, закон любви, христианство обладает дивною силою объединять всех исповедников своих в единое тесное и неразрывное братство. В этом духовном объединении совершенно исчезает обычная человеческая рознь, порожденная разноплеменностью, так же как в христианстве нет иудея, нет эллина, нет ни раба, ни свободного, но все едино о Христе Иисусе.

 

Профессор Алексей Александрович
ЦАРЕВСКИЙ

Значение Православия в жизни и исторической судьбе России.
Казань, 1898.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник