ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
СИМ ПОБЕДИШИ ЗА ДРУГИ СВОЯ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Все выдающиеся победы русского оружия покоятся на прочном духовном фундаменте

 

Выступление на XIII Международных Рождественских образовательных чтениях

 

Есть суждения, которые одним представляются очевидными истинами, и они считают излишним их обсуждать и отстаивать. Другие считают эти же суждения вздорными, а их приверженцев – ограниченными людьми, и высокомерно уходят от серьезного разговора. <...> К таким истинам относятся утверждения, что:
– Православие и Русская Православная Церковь всегда играли и играют сегодня исключительную, часто определяющую роль в становлении, развитии и сохранении Российской государственности;
– армия и флот, которые росли и развивались вместе с Россией, всегда были и будут одним из основных условий ее существования;
– без сильных армии и флота, достойных великого прошлого России, без армии и флота уважаемых и пестуемых народом и государством, у России нет не только достойного, но и вообще никакого будущего;
– воины армии и флота России всегда были сильны своими духовными, морально-нравственными качествами;
– главнейшими истоками духовных сил нашего народа и его вооруженных защитников всегда были, являются сегодня и будут оставаться впредь Православная вера и любовь к Отечеству, освящаемая этой верой.

Победа Пересвета. Худ. П. РЫЖЕНКО

Победа Пересвета.
Худ. П. РЫЖЕНКО

Понимаю, что для большинства <…> эти истины являются азбучными. Но обращаюсь к ним потому, что сегодня эти истины как никогда поруганы и нуждаются во всемерной защите, новом осмыслении и настойчивом продвижении и внедрении в российское общество, в широкое общественное сознание. Их надо заново прочувствовать, осознать, ими необходимо руководствоваться во внешней и внутренней политике, в государственном и военном строительстве. Отечественная история свидетельствует, что все выдающиеся победы русского оружия покоятся на прочном духовном фундаменте Православия, которое взрастило в нашем народе и его защитниках и поныне не истребленную идею воинского и патриотического Долга перед Россией. В Православии мы обнаруживаем истоки лучших морально-боевых качеств русских воинов: «Чаю Воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь» – так заканчивается Символ Веры. Поэтому православный воин не боится погибнуть, он верит, что его душа безсмертна и заботится прежде всего о ней, а не о бренном теле. Православный воин руководствуется идеей: кто боится Бога, тот не боится любого врага, и поэтому неустрашим перед противником, смело идет в бой с призванием Пресвятой Богородицы, с упованием на помощь Господа нашего Иисуса Христа и неизменно побеждает. Православный воин всегда был силен взаимовыручкой и взаимопомощью, потому что следует библейской заповеди: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Православных воинов не смущает превосходство противника. Со времен святого благоверного Великого Князя Александра Невского они руководствуются библейским девизом: «Не в силе Бог, а в правде!» Православные воины хорошо знают и другие слова святого благоверного Великого Князя: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет!» Православная вера стоит на уверенности в победе над любым злом, над любым врагом, посягающим на Православное Отечество. Веря в свою правоту и Божию помощь, воины России свято верили в победу, даже если им было суждено погибнуть. Наше дело правое. Победа будет за нами! Это придумано не Сталиным, и сказано задолго до июля 1941 года. Это исконно Православная христианская идея, многократно повторяющаяся в библейских текстах, словах и обращениях русских военачальников и простых воинов во все времена.

Наши воины всегда готовы встать на защиту Отечества, ибо считают его оплотом Православия, которое надлежит охранять и защищать самоотверженно, не жалея собственной жизни. Наш воин был всегда неприхотлив и непритязателен в быту, терпелив в преодолении невзгод и трудностей военной службы, законопослушен, уважал командиров, был милосерден к побежденному противнику и мирному населению, ибо руководствовался известными всем заповедями. Военные историки единодушно отмечали разительное различие в поведении солдат наполеоновской армии в России, их безсердечие, неоправданную жестокость к мирному населению, повальное мародерство, и миролюбивое, милосердное поведение наших воинов во Франции. Это было настолько разительно, что даже добросовестные французские историки это признавали. Хотя распространялись и всевозможные страшилки и измышления, особенно о наших казаках. Безусловно, были в ходе войн, которые вела Россия, случаи, и не единичные, мародерства, надругательств, безсердечия со стороны наших воинов, этого никто и не думает отрицать. Здесь важно то, что это никогда не носило массового характера и всегда осуждалось сослуживцами, пресекалось, а не поощрялось командованием, каралось не только официальными законами государства, но и нравственными законами общества.

Наши воины всегда шли в бой воодушевленными. Православие и Русская Православная Церковь сформулировали высшую идею и высший смысл ратного служения и подвига – «За Русь Святую! За Веру Православную!» Нравственные нормы Православия стали нормой и традицией нашего мышления и поведения. Веками они впитывались нашими соотечественниками, как говорится, «с молоком матери», ими проникнуты все наши привычки, мораль, культура, весь уклад нашей повседневной жизни. Тысячу лет жил наш народ с Православной христианской верой, которую не смогли искоренить несколько десятилетий (почти век! – Примеч. ред.) государственного атеизма и богоборчества. И сегодняшнее возрождение Православия и Русской Православной Церкви есть проявление верности нашего народа своим истокам, своим предкам, своей славной истории.

Справедливо, что сегодня общепризнанна ведущая роль Православия и Русской Православной Церкви в создании, укреплении и сохранении российского государства. Но очень несправедливо, что об их роли в деле военного строительства, создании и укреплении Армии и Флота России, достижении славных побед русского оружия говорится неоправданно мало, хотя Армия и Церковь, Армия и Православная вера неразрывно связаны в истории нашей Родины. Столетиями Русская Православная Церковь освящала профессию защитника Отечества и сегодня за каждым своим богослужением молится о воинстве России. Во все времена Русская Православная Церковь призывала верующих и всех граждан России любить свое земное Отечество и не щадить жизни для его защиты. Русская Православная Церковь изначально воспитывала в русских воинах чувство долга и личной ответственности за защиту Отечества, как чувство долга и ответственности перед Богом.

Православие всегда рассматривало воинское служение как служение Божиему делу на земле. Защищать Русь, Россию означало в то же время защищать Православие, защищать дом и дело Богородицы, дом и дело Самого Бога. Все подвиги русских воинов были основаны на вере в высшую правду, в Божий Промысел. В России все материальные аспекты войны и военного дела занимали хотя и значительное, но, безусловно, подчиненное положение.

Из учебников мы узнаем о подвиге Александра Невского – как, используя фактор внезапности, он с малой дружиной разбил многочисленных шведов. Но в учебниках ни слова не говорится о главных причинах его победы, а именно о том, что все его воспитание основывалось на Православии, обучение грамоте и письму происходило по Библии и Псалтири, а вся повседневная жизнь определялась кругом церковной службы, он постоянно слышал жития святых, цельность Православия воспринималась им органично. Княжич Александр, как и любой ребенок его среды, с детства готовился к битвам за землю Русскую, воспитывался под знаком предстоящей ему государственной деятельности во благо Русской земли. Все воспитание ковало в нем несокрушимую волю к единодержавию и понимание, что он призван Богом на защиту своего Отечества. Именно эти два обстоятельства оказали решающее влияние на воспитание у него чувства долга и ответственности князя перед его людьми и Отечеством. Поэтому, получив весть, что Биргер высадился с большой ратью в устье Ижоры, Александр не колебался, он знал свой Долг и свято верил в помощь Бога.

Летопись свидетельствует, что перед выступлением Александр коленопреклоненно молился перед алтарем в храме святой Софии. Получив благословление, вышел из храма и обратился к своей дружине и ополчению со словами. «Не в силах Бог, но в правде; помянем песнопевца Давида, глаголюща: сии во оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога призовем...». Сформулированный святым благоверным Великим князем Александром Невским на основе библейского смысла девиз: «Не в силе Бог, а в правде!» на многие века стал ведущим для российского воинства.

Александр Владимирович ЧЕРКАСОВ,
генерал-майор в отставке, кандидат военных наук

Продолжение см.
в след. номере
.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник