ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
ПАЛОМНИЧЕСТВО РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

Площанская Пустынь: невидимое, но ощутимое

 


Храм Сошествия Святаго Духа в Площанской Пустыни

 

То, что Площанская пустынь, расположенная недалеко от Брянска, мало известна не только благочестивому читателю, но и ревностному паломнику, не умаляет ее значения. Некогда дух обители распространялся на весь Центр России, причем притягивал он не только мирян, но и монашествующих. Покров сокровенности – вот что до сих пор охраняет обитель от праздного любопытства и что свидетельсвует об истинном духовном делании братии. Здесь врачуют души и хранят тайну веры – то, что преподобный Исаак Сирин назвал «таинством будущего века».

Сколько веков минуло, прежде чем Площанский монастырь, как возженная свеча, засиял вновь, привлекая этим светом души человеческие, чающие спасения. История этой обители уходит в глубь веков. По преданию, монастырь повелел основать сам святитель Николай, Чудотворец Мирликийский. Как иначе объяснить исходящую от этого места благодать… В честь него освящен и источник, бьющий из-под горы. Вот тут-то, в тишине, рядом с прозрачной водой, можно представить, как все было…


Фонтан в виде Ангела

1613 год. Время смутное, темное в истории Руси. Пока бояре бьются с поляками и литовцами, в глуши творят свой подвиг пустынники. Но и их постигают беды и невзгоды. Уединенный монастырь в лесной чаще встает на пути вражеской конницы. Разорить его вооруженным ляхам ничего не стоило – не было в нем ни каменных оград и храмов, ни богатств неисчислимых. Выжгли все до основания, но что-то тайное, чистым сердцем ощутимое, все-таки осталось…

Иеромонах Киево-Печерской лавры Прокопий и с ним два инока ушли из лавры для трудов и богомолья. В поисках подходящего для этих целей места выбрали глухое, но до них намоленное – Пустынь Плоскую. Выкопали три землянки и стали жить, трудиться во славу Божию. Вскоре о подвигах печерских монахов прослышал люд православный, и потянулись к отшельникам страждущие душею и ищущие спасения. Тогда Прокопий отправился на поклон к Царю Михаилу Феодоровичу и Патриарху Филарету Никитичу за благословением на восстановление монастыря. И, кроме благословения, получил в награду за усердие иконы Спасителя и Божией Матери Казанской.

1781 год. Игумен Серапион пишет в летописи об основании монастыря и восстановлении его после нашествия поляков. Он приводит слова монаха Ефрема, старейшего насельника Плоской обители, что «де при сей пустыни были великие леса и в сей же пустыни в горе при источнике, который называется Площанский колодезь, почему она и именуется Площанской пустынью, жили де в оной горе, в землянке три монаха, из коих один иеромонах Прокопий». Эти слова стали первым письменным свидетельством о существовании монастыря.

До 1917 года монастырь жил полноценно и насыщенно. Четыре храма, два скита (один – с церковью, другой – с целебными источниками). По всей Руси шла слава о живущих там удивительных духоносных старцах. Тянулись к обители люди за живым словом веры, утешением и наставлением.

Но как когда-то разорили обитель бряцающие оружием ляхи, также опустошил Площанск 1917 год. Монастырь закрыли. Из Севска вызвали коммуну «Пчела», позже преобразованную в колхоз, и поселили на территории монастыря взамен «Площенского трудового братства». «Пчельники» распорядились достоянием обители в духе времени – иконами и книгами из монастырской библиотеки топили печи, другое имущество использовали по своим нуждам. В итоге уцелел только храм Сошествия Святаго Духа – в нем устроили школьный спортзал. Но вот никак не могли избавиться новые хозяева от святых ликов, неизменно пробивавшихся из-под побелки. Чудо это или сила старинных красок – не так важно, но представьте себе, как смывающий святой лик коммунар смотрит на обращенные к нему в этот момент глаза Святого… И только когда спортзал закрыли, а местные жители разворовали все, что можно было унести, роспись погибла, обвалившись вместе с намокшей от дождя штукатуркой (крышу еще задолго до этого разнесли по досочкам).

Единственное, что удалось спасти – чудотворную икону Казанской Божией Матери. Ризы с нее сняли еще во время кампании по изьятию церковных ценностей, а вот сам образ смогли вынести. На долгие годы остался он в поселке Локоть, оберегаемый двумя православными женщинами.


Часовня свт. Николая над древним святым источником

 

1994 год. Трава забвения. Горстка монахов среди руин. У них есть только крепкая вера и благословение на восстановление монастыря. Несколько пар рук и молитва… Они могли надеяться только на помощь Господа – поселковое население восприняло приход монахов отрицательно: что с них взять? Непонятные слова об исправлении себя, о покаянии, о терпении… «Странные люди» спали на раскладушках в продуваемом всеми ветрами здании, работали с утра до ночи, преодолевая плохо скрываемую неприязнь окружающих.

2010 год. Роскошные клумбы с «задумчивыми» скульптурами. Белоснежный храм, крестами взлетающий ввысь. Та самая чудотворная икона Божией Матери, не только ризами украшенная, но и драгоценностями, свидетельствующими о помощи ее всякому, к ней притекающему с горячей верой и чистым сердцем. Уютная трапезная. Мастерские и библиотека. Окруженный цветами домик настоятеля, мощеные дорожки к кельям. Оживление на пасеке и усыпанные плодами яблони в саду… 30 монахов. И то самое, невидимое, но ощутимое, то, что почувствовали здесь пустынники еще в 1613 году.

 

Подготовила
Василиса Дорохина

По материалам брошюры
Площанской Пустыни

 

ФАКТЫ ||
В простой и нетронутой красоте...

 

Будущий старец преп. Макарий Оптинский родился в 1788 году. Происходил он из дворян Орловской губернии Дмитровского уезда. Семья его была весьма благочестива, прадед монашествовал в Одрине монастыре. Мать умерла рано, четырнадцатилетний Михаил (так звали Старца в миру) устроился служить бухгалтером. Господь хранил юношу от соблазнов. По смерти отца он стал управлять имением и заботиться о младших детях.
    6-го октября 1810 года Михаил поехал на богомолье в Богородицкую Площанскую Пустынь, отстоявшую от их имения на 40 верст – и уже больше не возвращался. «Можно предположить, что мысль остаться навсегда именно в этом, а не в ином каком месте созрела окончательно лишь под влиянием благодатных впечатлений на благочестиво настроенную душу иноческого чина и самого вида пустынно-безмолвной обители... По словам Старца, когда он прибыл в Площанскую Пустынь, то имел такое чувство, что не знал, где находится, на земле или на небе, и все монашествующие казались ему яко Ангелы Божии» .
    «Тот, кто когда-нибудь попадал в маленький монастырь, где жили старые церковные мудрецы в своей простой и нетронутой красоте, кто однажды всматривался там в таинственную глубину икон, потемневших в течение столетий, кто вообще способен к тому, чтобы увидеть Небесную благодать в земных вещах, тот легко может себе представить, какое впечатление могла произвести обитель на душу молодого человека». Неоднократно старец Макарий вспоминал, как полагал начало в Площанской Пустыни. Легкими казались ему все лишения в пище и одежде, и милы были самые лапти, как смиренная обувь наших смиренных крестьян, паче же христиан. «Впрочем, мне как дворянчику, дали не грубые лапти, а род башмаков из лык же, но аккуратной работы, называемые бахирями», – писал Старец.


Источник: сайт Площанской Пустыни (http://ploschan.debryansk.ru)

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник