ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ НА СТРАЖЕ ИСТИНЫ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

Непогрешительное осуждение

 

Часть II: Святые Отцы и ереси

 

 

Окончание. Начало см. в № 15 (15).

 

Не раз в истории Церкви случалось, что ереси овладевали умами огромного числа людей, а православных, держащихся истины, можно было буквально сосчитать по пальцам. Но и тогда христиане не падали духом и оставались верными Христу до конца.

Из жития святого Цареградского Патриарха Никона Исповедника известно, сколько вреда и бед принесла иконоборческая ересь Византийской Империи. Многим православным епископам пришлось претерпеть за истинную веру изгнание, голод и жажду. А паства их приняла чуждый еретический дух. Видел это св. Патриарх Никифор, который еще занимал свой первосвятительский престол, и со слезами непрестанно молил Господа спасти Церковь Свою и сохранить Свое словесное стадо от еретической проказы. Он увещевал и наставлял православных не соединяться и не иметь общения с еретиками, но беречься их закваски как змеиной отравы. Святитель призывал верующих не падать духом, мужественно претерпевать гонения и не бояться тех, которые могут убить тело, но не имеют власти над душою.

Если в ересь уклонятся даже и Цари, и все люди, если не останется совсем христиан, стоящих в истине, то и тогда чада Христовы не должны колебаться, но помнить, что Господь не обещал пребыть с большинством, – Он милостиво призирает на малое стадо, смиренное и трепещущее Его словес (см.: Ис. 66, 2). Таковые Ему дороже множества, не имеющих страха Божия. Для унывающих и объятых боязнью христиан Патриарх повторял слова Христовы: не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). За верность Православию св. Никифор был низвергнут с Патриаршего престола и умер в заточении в 828 году (см.: Свт. Димитрий Ростовский. Книга житий святых на месяц июнь, день 2).

Св. Максим Исповедник также оставил нам достойный пример безстрашия и готовности пострадать и умереть во имя Божественной Истины. Он противостоял и Императору, и Патриарху, впавшим в монофелитскую ересь, написал обличительное сочинение против этого лжеучения и, вопреки угрозам, неправедному суду и тяжким и жестоким истязаниям, не переставал безстрашно исповедовать Православную веру. Заключенный в темничные узы, безстыдно оклеветанный якобы как предатель Отечества и враг Царя, подло обвиняемый в тягчайших преступлениях, св. Максим, сознавая, что страдает за Веру, лишь с воздыханием говорил: «Благодарю Бога моего, что я предан в руки ваши и за вольные мои прегрешения подвергаюсь невольным наказаниям!»

Преп. Максим исповедует перед

императором Православие и

осуждает ересь
Клеймо иконы св. Максима

Исповедника,
конец XVI – начало XVII века

Многократно увещеваемый, искушаемый ласкательствами и соблазнительными обещаниями от имени Царя, он оставался непоколебим в вере: «Все силы небесные не убедят меня сделать то, чего хочет Царь. Какой ответ дам я – не говорю перед Богом, но даже перед своей собственной совестью, если ради пустой славы и мнения людского отрекусь от правой Веры, которая спасает любящих ее?»

Св. Максим принял многие страдания за свое доблестное исповедничество: ему отрезали язык и обе руки. Он провел несколько лет в страшных темничных условиях, где и почил, чтобы вселиться в тихие чертоги Царства Отца своего Небесного. Он предал душу Господу в 662 году (см.: Там же, месяц январь, день 21).

Примечательно и то, что святые всех веков, перед которыми стоял выбор: или пойти на уступки и принять ложь ереси ради приобретения земных благ и выгод, или твердо, не отступая ни на йоту, стоять в Вере, часто при этом жертвуя всем, вплоть до самой жизни своей, – всегда предпочитали смерть заманчивым перспективам компромисса.

Не легким было в XVII веке положение православных русских в западном и юго-западном краях Руси, когда активная римо-католическая пропаганда под покровительством благоприятных для нее исторических обстоятельств вовлекла в унию множество православных христиан.

В то время в тех местах подвизался св. преподобномученик Макарий Каневский. Он наставлял верующих не отступать от св. Православной Церкви. Будучи игуменом Овручского монастыря, он радел о сохранении вверенной ему братии в истинной Вере и фактически соделал свою обитель оплотом Православия.

Римо-католики увещевали и соблазняли его принять вместе со всем монастырем унию с Римом и подчиниться папе, но он отвечал им так: «Какое общение возможно для нас с вами? Вы оставили правила Вселенских Соборов, приняли предания лжи и вместо того, чтобы быть под Главою – Христом Господом, преклонились пред властителем земным (т.е. папой)». Так он остался непреклонен и принял мученическую кончину. За верность Истине Господь удостоил его церковного прославления спустя десять лет после страдальческой кончины, последовавшей в 1678 году, 7-го сентября (см.: Протоиерей Евгений Барщевский. Св. преподобномученик Макарий Каневский, архимандрит Овручский, Переяславский Чудотворец // Журнал Московской Патриархии. № 10. 1978. С. 66–69).

Для нас, нынешних православных христиан, поставленных перед соблазном объединения не только с римо-католиками, но и со всеми другими еретиками и даже с различными нехристями, особенно ценно руководство, изложенное в Завещании великого русского святого преподобного Феодосия Печерского († 3 мая 1074 г.). Оно адресовано Киевскому Князю Изяславу Ярославовичу, которого лукавые папские посланники пытались увлечь в римо-католичество вскоре после отпадения Рима от Православия в 1054 году.

«Господи, благослови! У меня есть слово к тебе, боголюбивый княже! Я – Феодосий, худой раб Пресвятой Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа – в чистой и Православной вере рожден и воспитан в добром научении православными отцом и матерью. Берегись, чадо, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере. Ибо нет иной веры лучшей, чем наша чистая и Святая Православная. Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и сделаешься причастником Вечной Жизни и без конца будешь радоваться со Святыми. А живущие в иной вере не увидят жизни вечной. Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Кто хвалит чужую веру, тот все равно, что свою хулит. Если же кто будет хвалить свою и чужую, то он двоеверец, близок ереси.

Итак, чадо, берегись их и всегда стой за свою веру. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого, или голодного, или в беду попавшего, – будет ли то жид, или турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в Православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке – спасет нас Господь наш Иисус Христос.

Чадо! Если тебе нужно будет даже умереть за святую свою Веру, со дерзновением иди на смерть. Так и Святые умирали за Веру, а ныне живут во Христе. Если увидишь, чадо, иноверцев, спорящих с православным и хотящих лестью оторвать от Православной Церкви, – помоги православному. Этим ты избавишь овча от пасти льва. Если же смолчишь и оставишь без помощи, то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане. Если кто тебе скажет: „Ваша и наша вера от Бога“, то ты, чадо, ответь так: „Кривовер! или ты и Бога считаешь двоеверным? Не слышишь, что говорит Писание – Един Господь, едина вера, едино крещение (Еф. 4, 5)“» (см.: Александр Нечволодов. Сказания о русской земле. 1913. Ч. I. С. 291).

Архимандрит Серафим (АЛЕКСИЕВ)

Перевод с болгарского Анны САМСОНОВОЙ

 

ИСТОРИЯ ||
С крестом в руках

 

  В суровое время братия Купятицкого монастыря призвала в игумены преподобного Макария, который удерживал этот монастырь до 1656 года. С 1656 по 1659 годы преподобный Макарий возглавлял Пинский монастырь, а с 1660 года в сане архимандрита преподобный Макарий руководил братией родного Успенского Овручского монастыря. Более десяти лет продолжалась непрерывная борьба с латино-поляками в Овруче. Но ни отторжение доминиканцами пахотных земель, принадлежащих монастырю, ни разбойничьи грабежи движимого имущества, ни побои – ничто не могло заставить братию покинуть монастырь. Только в 1671 году, после опустошения Овруча татарами, святой архимандрит Макарий покинул монастырь, в котором не осталось ни одного монаха, и отправился для духовных подвигов в Киево-Печерскую Лавру. Но защитники Православия, подобные преподобному Макарию, нужны были не только в Киеве, но еще более вне Киева. Митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) назначил архимандрита Макария настоятелем Каневского монастыря.

   Так, после тридцати лет борьбы с униатами преподобный Макарий снова на переднем крае нестихающей битвы за Православную веру. В 1672 году в Каневском монастыре нашел приют сын Богдана Хмельницкого, Юрий. Гетман Короленко, ходатайствовавший перед митрополитом Иосифом о назначении преподобномученика Макария, неоднократно посещал Каневского настоятеля и в 1675 году перешел в русское подданство, отказавшись от подданства Турции, по-видимому, не без совета преподобномученика Макария. В ответ турецкие власти послали в Малороссию войска.

   4-го сентября 1678 года захватчики ворвались в монастырь. Святой Макарий встретил врагов с крестом в руках на паперти храма. Турки потребовали от преподобного выдать им монастырские сокровища. Услышав ответ Святого, что его сокровище на Небе, разъяренные разбойники повесили настоятеля за руки и за ноги между двух столбов. Через два дня, 7-го сентября 1678 года, Преподобномученику отрубили голову.


Интернет-энциклопедия «Древо» (http://drevo-info.ru)

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник