ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
АНТИДУХОВНОСТЬ КУЛЬТУРА БОГОБОРЧЕСТВА СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

Скульптурное «хамство» в центре столицы

В центре Москвы в сквере у станции метро «Новокузнецкая» установлена скульптурная композиция, изображающая наших прародителей Адама и Еву. Однако выполнено это изваяние на божественную тему при полном отсутствии страха Божия.

Страх Божий – начало Премудрости – присущ Православной традиции. Верующий человек при виде такого произведения «искусства», воспевающего первородное грехопадение наших прародителей как торжество демонского обольщения, переживает сильное потрясение – как от плевка кощунства прямо в душу. Целая буря возмущения возникает в сознании при осмыслении этого беззакония, чтобы как-то обоснованно защитить свой разум от окончательного пораженческого состояния, когда человеку уже все равно, что его окружает. Уныние – страшная сила, и она, подобно вирусу, распространяется в современном обществе, даже среди православных.

Наши прародители Адам и Ева первыми были выведены из ада воскресшим Господом Иисусом Христом; лики наших святых праотца и праматери изображаются на иконах и фресках. Пятая Заповедь Закона Божия говорит о почитании родителей, что сулит нам долголетие, – а скульптурная композиция представляет нашему вниманию обнаженных прародителей в безпечном расположении духа. Где покаянный плач Адама, который мы слышим Великим постом в каноне св. Андрея Критского? Где сокрушение праматери Евы об утраченном райском блаженстве? Перед нами встает образ змея, посеявшего семя страсти к телесным наслаждениям в наших предках – именно этот момент весьма живописно изображен в кощунственной скульптурной композиции.

Всем воцерковленным православным людям известен грех Хама, сына Ноя, который посмеялся над обнаженным отцом и был за это проклят Богом. Смех над родительским грехом влечет за собой проклятие, а тут нагота наших прародителей выставлена на всеобщее обозрение и, по чьему-то замыслу, предположительно, должна вызвать одобрение русских людей.

Самое пагубное влияние такой кощунственный памятник греху Хама оказывает на молодежь, сознание которой формируется под влиянием окружающей среды. Взрослые люди, занятые своими повседневными проблемами, меньше страдают от подобных явлений антидуховности, чем молодые. Но каждый взрослый, который прошел равнодушно мимо такого кощунства, тоже даст ответ на Страшном Суде как его соучастник.

 

   Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
   Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и <лежал> обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
   Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

   Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.

Бытие, гл. 9, ст. 18–27

Ной проклинает Хама и Ханаана
Гравюра Г. ДОРЕ


* * *

Грехи ближнего надо покрывать, а не разглашать о них. Открывший наготу отца своего Хам подверг себя проклятию, лишился благой участи со своими братьями и был осужден. Сколь же величайшему наказанию подвергнутся все те, кто обнаруживает грехи ближнего! – говорит святой Иоанн Златоуст. Потому что, обнаруживая грехи ближнего и не только не прикрывая их, но стараясь сделать их еще более известными, такие люди не содействуют чьему-либо исправлению, они только еще более умножают грехи.

 

Из проповеди архимандрита
Кирилла (ПАВЛОВА)

 

Что христианин может противопоставить вызову апостасийного времени? Только святую веру Православную, Святое Предание, которым живет наша Мать-Церковь. Читая жития Святых, верующие люди могут найти достойные примеры защиты образа Христова в самых разных условиях и обстоятельствах. Русский народ всегда отличался от других народов особой чуткостью ко всякой неправде и способностью в самые страшные периоды истории проявлять волю к духовному единению, ведущему к победе над врагом. Это примеры и Куликовской битвы, и достойное преодоление смутных времен, и победа во Второй мировой войне…

Неужели теперь мы согласимся с такими оскверняющими душу изваяниями, как скульптурная композиция Адама и Евы в сквере у станции метро «Новокузнецкая»?

Русская Православная Церковь молчит, наши церковные деятели как будто «не замечают» скульптурного кощунства. Это обстоятельство можно отнести к пережиткам советского времени, когда иерархи привычно молчали, чтобы не входить в противостояние с богоборцами. Но сейчас уже нет таких массовых и открытых гонений, как прежде, нет расстрелов на Бутовском полигоне, кого нам теперь бояться? Господь дает православным людям свободу утверждать свою святую веру.

Ради покаяния во всеобщем отступлении от Бога в Царской России, приведшем к утрате Самодержавия и убиению Царской Семьи, ради будущего нашего народа следует приложить все усилия к тому, чтобы упразднить скульптурное «хамство» в центре нашей Православной столицы.

Екатерина ПАВЛОВА

 

 


Впечатления от посещения выставки

современного искусства

В конце сентября в Москве в здании Третьяковской галереи на Крымском валу открылась выставка современного искусства. Среди прочих экспонатов на ней были представлены и работы богохульника Гора Оганесяна (псевдоним «Гор Чахал»), организатора кощунственной выставки «Двоесловие/Диалог» в притворе православного храма св. мц. Татианы при МГУ.

«Уже одно название проекта – „Хлеб неба“ – опять кощунство. Я – Хлеб, сошедший с Небес (см.: Ин. 6, 51), – сказал Господь Иисус Христос в Евангелии. Называть чьи бы то ни было работы, даже если они гениальны, именем Божиим – это дико», – поделились с редакцией «Православного Креста» верующие ребята, студенты художественного училища Андрей Коротков и Павел Сорокин, посетившие экспозицию.

По словам молодых людей, прежде чем попасть в зал с фотографиями Оганесяна, они прошли по залам современного изобразительного искусства, где можно осмотреть все новейшие веяния.

«Тенденции удручающие, – считает Павел Сорокин. – Мы увидели скучные металлические поделки и конструкции, напоминающие ежиков, которых наши предки ставили на пути фашистских танков, рвущихся к Москве».

«Только те ежики хотя бы представляли во время войны практическую ценность, а сейчас – ценность историческую. А те поделки, которые мы видели, – к чему? Зачем? – Вредное безделье, не имеющее ни практического, ни эстетического оправдания», – добавил Андрей Коротков.

Что касается работ «Чахала», то наши собеседники рассказали, что весь зал увешан большими одноцветными коричневыми фотографиями, изображающими в разных вариациях один и тот же натюрморт – штоф, стакан и каравай хлеба. «Если оценивать с материальной точки зрения его „творчество“, то все эти „картины“ вместе взятые не стоят и ломанного гроша», – подытожил Павел.

В небольшой комнате, которая соединяет два просторных зала, выставлен самый, по мнению студентов-художников, возмутительный для православных экспонат – «Моление о чаше». Это подвешенная к потолку на веревочках грязно-коричневая тряпка, перед которой на столе, также висящем в воздухе, стоит рюмка с вином.

«Полнейшая ерунда, не то, что бездарщина, а просто поделка на уровне детского сада. Но ясно, что это изображение Иисуса Христа, Его моления о Чаше. Очередной плевок в душу верующего человека», – возмутился Андрей.

«Мы учимся в художественном училище, рисуем и пишем серьезные постановки, уделяя этому много часов. Рисуем и в свободное от учебы время – постоянно делаем наброски, пишем этюды масляными красками, просто этим живем. Мы серьезно изучаем историю искусств, технику и технологию живописи, а прежде, чем создавать свои композиции, все продумываем, собираем натурный материал, проделываем большую работу. А что такое так называемое современное искусство?» – недоумевали молодые живописцы.

А нынешнее современное искусство, это, к сожалению, плачевное явление, когда люди неспособные, но мало того, что не способные от природы, так еще и не желающие учиться, чтобы своим трудом добиться каких-то результатов, вдруг начинают «творить». У таких «художников» нет ни вкуса, ни таланта, ни мастерства, ни навыков, ни внутреннего мира. То есть мир-то, конечно, есть, но что в этом мире? Пошлость, грязь, уродство…

 

Наталья ФЕДОРОВА

 

 

Один из экспонатов
выставки

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник