БЛАГОЧЕСТИЕ | ПОЮ БОГУ МОЕМУ... | СТРАНИЦА 5 |
Алексей Васильевич Шалаев – известный русский художник. В своих полотнах он воспевает Бога, родную природу и русский народ в его лучших представителях: священниках, общественных деятелях, писателях, художниках и крестьянах. Многие его полотна рассказывают зрителю о семье художника, его жене, детях, а через них раскрывают не только его внутренний мир и микроклимат одной отдельно взятой русской семьи, но и повествуют о традиционных русских ценностях, благочестии. Картины художника хранятся в частных собраниях в России, Белоруссии, США, Италии, Франции и Германии. |
Алексей Васильевич, известно, что творческий человек, мастер в том или ином виде искусства, как правило, не менее глубоко разбирается и в других его областях. Хороший живописец понимает и музыку, и литературу. Он очень тонко чувствует культуру в целом, ее прошлое, настоящее, будущее…
В настоящее время молодежь, к сожалению, редко отдает предпочтение традиционному искусству. Так, например, в музыке у молодых людей популярностью чаще пользуется пресловутый рок. Как Вы можете прокомментировать такую тенденцию?
– Рок-музыка это тоже своего рода культура. Но всякая культура непременно связана с каким-либо культом. Так, рок-культура связана с языческим культом африканской магии Вуду. Изначально рок-ритмы настраивали жрецов и поклонников культа Вуду на «приемную волну» для вступления в контакт с темными силами, т.е. с бесами. А бесы, как учит преподобный Варсонофий Великий, суть страсти. Какие это страсти? Блуд, алкоголь, наркомания, которые, в свою очередь, приводят к появлению всех остальных пороков. Посмотрите на современных рок-музыкантов: все они имеют какие-либо из этих греховных наклонностей или даже все вместе взятые. То же самое неизбежно развивается и у поклонников рок-музыки. Это современное неоязычество.
Если взглянуть на рок-музыку с точки зрения культуры классической, классического искусства, то и тут она не выдерживает критики. По сравнению с русским классическим искусством она тривиальна. Возьмем русскую культуру XIX века. Как она сложна, многообразна, тонка! Она вся пронизана Православием. Оно сквозит в пейзажах Саврасова, Васильева, Шишкина, в исторических и жанровых полотнах Александра Иванова, братьев Васнецовых, Верещагина, Нестерова, Поленова, Корина, в музыке Чайковского, Мусоргского, Глинки, в прозе и поэзии Пушкина, Достоевского, Гоголя, в философии Аксакова, Киреевского, Хомякова, Леонтьева.
А рок-музыка примитивна как жизнь африканских диких племен. Русский человек должен был прилагать массу усилий, чтобы создать себе жилище, возделать землю, вырастить урожай и т.д. А африканцу этого не нужно делать. Африканская природа его обильно кормит всеми плодами. Он съест банан, ляжет под пальмой, и ему тепло, хорошо… Выбор современной молодежи в пользу рок-музыки свидетельствует о ее духовном обнищании, можно даже сказать деградации.
К сожалению, рок-музыка находит себе яростных апологетов в лице некоторых людей, называющих себя православными и активно навязывающих нашему обществу некое новое «активное миссионерство»…
– Но что может быть общего у Света со тьмой? Что общего у Православия с сатанизмом?
Но они называют себя именно подлинно православными, а православных христиан, твердо стоящих на святоотеческих позициях, всячески очерняют и поносят. Сегодня, например, снова развернута клеветническая кампания против известного старца, настоятеля Свято-Боголюбского монастыря во Владимирской области архимандрита Петра (Кучера). Говорят, что в детском приюте при его монастыре якобы истязали детей.
– Архимандрит Петр (Кучер) – настоящий боец. Тут все ясно: идет травля истинного Православия. Ведь отец Петр патриот России. Во время Великой Отечественной войны он защищал нашу Родину с оружием в руках, а после войны стал воином духовным. Он возродил несколько православных монастырей, помог тысячам людей найти дорогу в жизни. Монахи всегда занимались благотворительной деятельностью, тем самым побуждая народ к милосердию, сострадательности. Я никогда не поверю, чтобы старец Петр или его духовные чада могли мучить детей. Отец Петр подвижник нашего времени, духовный наследник преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Оптинских Старцев.
Вы уверовали в Бога еще при советской власти. Вам довелось общаться со многими священнослужителями старшего поколения. Наверняка они делились с Вами своим духовным опытом. Не могли бы Вы рассказать какую-нибудь назидательную историю из жизни православных христиан во времена гонений на веру?
– Я знал замечательного священника отца Павла Макашова, Царствие ему Небесное. Он рассказывал такую историю. Среди его прихожан была одна глубоко верующая женщина, которая в прошлом работала в райкоме партии. В ее душе странным образом переплеталась вера в Бога и преклонение перед Лениным. Однажды она пришла к батюшке и спросила, можно ли ей молиться за умершего вождя. Время было сложное. Многие верующие сидели в тюрьмах и лагерях. Отец Павел не стал ее решительно отговаривать, а дал такой совет: «Ты попробуй, помолись, а Господь Сам откроет тебе, стоит ли за него молиться».
И вот начала она молиться о упокоении Ленина. И однажды Ленин привиделся ей во сне, горящим в вечном адском пламени. Он выскочил из огня, подбежал к ней, взял у нее корзину с камнями, сгрыз эти камни, захохотал и обратно убежал в геенну. После этого женщина поняла, что за него молиться не следует.
Действительно, во всякой добродетели, в том числе и в молитве, нужно иметь рассуждение. А что бы Вы, Алексей Васильевич, хотели пожелать нашим читателям?
– Желаю всем доброго здоровья, многих лет жизни, успехов в профессиональной деятельности на благо и процветание нашей великой и прекрасной Родины и, конечно же, спасения.
Беседовал
Александр МАЛИНИН
Русский гармонист |
Девушка в голубом сарафане Портрет жены художника |
МУДРОСТЬ | || | Духовное зрение |
Как понимать «зрение духовное»? Зрение духовное само по себе необъяснимо. Мир духовный не имеет ничего общего с нашей действительностью. Обычному пониманию и восприятию плотского или душевного человека он не поддается.
Видеть может только живой человек. Плотский же человек, у которого все мысли, чувства и стремления направлены лишь на устроение земного благополучия и угождение плоти, мертв в духовной области; она ему чужда, и он в ней слеп. У душевного человека очи ума (духа) затуманены мятущимися чувствами сердца и чрезвычайной образностью мысли. Почти все мы, а особенно художники, мыслим образами земного мира, перемешанными с фантазией, и все увлекаемся кружением чувств и сердечных влечений, а это все, как дымовой завесой, застилает от нас невещественность инобытия. Духовный мир если и видится, то видится тускло, слабо и искаженно. Поэтому ни плотской, ни душевный человек не может проникать в эту таинственную область, тем более не может черпать из нее какие-либо образы для своего творчества.
Между тем, изобразительное искусство основывается на зрении. И если обычному художнику, чтобы что-то изображать, необходимо прежде научиться видеть, то и касающемуся искусства церковного, возвышенно-духовного, необходимо прозреть в этой области. А чтобы прозреть, надо в ней ожить, ощутить ее реальность, задышать ее воздухом (молитвой), почувствовать ее умиренность и безстрастие, плениться красотой ее чистоты, радостью благоговейного предстояния пред Лицом Божиим.
Монахиня Иулиания (СОКОЛОВА), «Труд иконописца»