ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПРАВОСЛАВИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Антиэкуменический катехизис

 

     Этот Катехизис составлен оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Однако сам старец считал труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной пустыни, и Святой Горы Афон. Работать непосредственно над Катехизисом отец Симеон начал в 1995 году. Примерное окончание работы датировано 2000-м годом. Мы продолжаем публикацию этого актуального и необходимого труда. «О любви. Глава шестнадцатая. Об истинной любви». Начало см. в № 12 (228).

 

 

Вопрос: Что такое криптохристианство?

Ответ: Криптохристианство (от древнегреч. «криптос» – «тайный», «укрытый») – это ересь, согласно которой якобы можно тайно быть христианином, а явно исповедовать другую религию, например, ислам.

 

Вопрос: Когда и где появилось криптохристианство?

Ответ: Считается, что оно возникло в середине XV века на Востоке, во время завоевания турками-магометанами Византийской империи. Тогда некоторые православные явно отрекались от Христа и принимали ислам, при этом мнили о себе, что они продолжают оставаться христианами и шествуют спасительным путем, тайно соблюдая некоторые обычаи и обряды Православной веры.

 

Вопрос: Почему нельзя отрекаться от веры?

Ответ: Сказываю же вам, всякого, кто исповедует Меня пред человеками, и Сын человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами  Божиими (Лк. 12, 8-9).

«Апостол Павел свидетельствует, что открытое исповедание веры необходимо для спасения: Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 10). Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать Православную веру, потому что если бы кто-либо для сохранения своей временной жизни или земных выгод отрекся от исповедания веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь» (Свт. Филарет Московский. Пространный катехизис).

 

Вопрос: В чем различие между личным грехом вероотступничества и ересью криптохристианства?

Ответ: Согласно учению Православной Церкви, даже мысленное отречение от Христа является большим грехом, а прилюдное – это великое падение, за которое 73-м правилом святителя Василия Великого предписывается всю оставшуюся жизнь проводить в числе плачущих и только при кончине удостоиться Причастия Святых Тайн. Если же человек, отрекшись, пребывает в чуждом Христу и Церкви обществе иноверцев и при этом провозглашает свое отступление одним из путей ко спасению, – такое учение является еретическим.

 

Вопрос: Осуждена ли ересь криптохристианства Церковью?

Ответ: Да, эта ересь подпадает под проклятие II Вселенского Собора: «Еретиками же именуем <…> и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились, и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов» (6 правило).

 

Вопрос: Каким образом эта ересь связана с ересью экуменизма?

Ответ: Криптохристианство оправдывается, одобрется и проповедуется современными экуменистами. Например, в книге «Поместные Православные Церкви» (М., 2004), составленной сотрудником ОВЦС Сергеем Говоруном: «Сколько раз, придя домой из мечети, где они <криптохристиане> молились вместе с мусульманами, обращали свой ум к христианскому Богу и втайне приносили Ему свои мольбы! <…> Криптохристиане избрали нелегкий путь <…>. Ситуация гонений повторяется, и важно понимать, что история Православия – это не только история мучеников, но история человеческих душ, каждая из которых шла своим путем ко спасению. В этом смысле показателен их опыт».

 

Вопрос: В чем неправота приведенной цитаты?

Ответ: В том, что она фактически является призывом к вероотступничеству, исламизации, иудеизации, католизации православных.

 

Вопрос: Чем в настоящее время особенно опасна проповедь криптохристианства?

Ответ: Тем, что она суть атака на Церквовь Божию, чтобы погубить чад ее в пришествие антихриста. Ведь если, по словам лжеучителей, явное отречение от Христа при условии тайного верования якобы является спасительным, то это подталкивает к явному отречению от Сына Божия и принятию печати «сына погибели».

 

Вопрос: На основании всего изложенного, что должно сказать о криптохристианстве?

Ответ: Криптохристианство – это древняя ересь, в настоящее время обеляемая адептами экуменизма с целью расшатать церковное учение о том, что спасение возможно только в Православии.

Продолжение следует

 


 

«Чтобы не оравнодушиться»
Как часто причащаться в наше время?

 

В Православном христианском Катехизисе святителя Филарета (Дроздова; †1867), который был принят всей полнотой Православия, сказано: «Древние христиане причащались каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь материнским гласом завещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крове Христовых ревнующим о благоговейном житии – четырежды в год или каждый месяц, а всем – непременно однажды в год» (Ч. 1. О вере).

Покаяние является неотъемлемой частью в процессе духовного и нравственного возрождения каждого христианина. Особенно необходимо оно при подготовке к причащению Святых Даров. Более частое причащение может являться только лишь следствием (а не причиной) усиленного подвига покаяния, постоянного духовного совершенствования, а это невозможно без осознания своей греховности, которое и приводит кающегося к исповеди. Искусственное учащение мирянином причащения без подвига сугубого покаяния и без исповеди прегрешений как раз и может привести к тому, о чем предостерегает апостол Павел (см.: 1 Кор. 11, 27-30).

Старец-затворник Гефсиманского скита, иеросхимонах Александр (†1878), связанный духовной дружбой с Оптинским старцем Амвросием, учил: «Частое причащение без внутреннего духовного делания не вменяется в достоинство причащающемуся» (Беседы великих русских старцев. М., 2003. С. 170).

Приведем высказывание преподобного Макария Оптинского (†1860): «В первые века христианства приступали все к причастию Таинств в каждое служение литургии, но после Церковь постановила непременным для свободных четыре раза в год, а для занятых работами – хотя один раз приступать к причастию Таинств» (Т. I. С. 156–157).

Отметим здесь же, что первый великий Оптинский старец Леонид (†1841) причащался раз в три недели, второй великий Оптинский старец Макарий (†1860) и третий великий Оптинский старец Амвросий (†1891) причащались один раз в месяц.

О частоте причащения для мирян говорится также в трудах святителя Феофана Затворника (†1894): «Надо причащаться все четыре поста. Можно и еще прибавить, причащаться в Великий и предрождественский по два раза... Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (Т. I. П. 185. С. 206).

Оптинский старец преподобный Варсонофий (†1913) писал: «В первом веке последователи Христа Спасителя причащались каждый день, но и жизнь они вели равноангельскую, были готовы каждую минуту предстать пред лице Божие. Никто из христиан не был безопасен. Часто случалось, что утром христианин причащался, а вечером его хватали и отводили в колизей. Находясь в постоянной опасности, христиане зорко следили за своим духовным миром и проводили жизнь в чистоте и святости.

Но первые века прошли, гонение со стороны неверных прекратилось, постоянная опасность миновала. Тогда вместо ежедневного причащения начали причащаться раз в неделю, затем раз в месяц, а теперь даже один раз в год.

У нас в скиту держатся устава Афонской Горы, составленного святыми старцами и переданного нам в назидание. Все иноки причащаются шесть раз в год, но по благословению иногда и чаще. К этому так привыкли, что более частое причащение обращает всеобщее внимание...»

 

Протоиерей Владимир Гамарис

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник