В ЭТОТ ДЕНЬ... | ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ | СТРАНИЦА 11 |
6/19 января – святое Богоявление. Крещение Господне
Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте (Мф. 3, 17; 17, 5). Таков был глас Предвечнаго Бога Отца к человекам о Предвечном Боге Сыне, когда Сын, по воле Отца, действием Духа, вочеловечился от Девы и совершал спасение погибшаго человечества. Братия! окажем послушание Сыну Божию, как того желает от нас Бог, да почиет на нас Божественное благоволение.
Может быть, кто-нибудь скажет: «И хотелось бы мне послушать Сына Божия, но как достигнуть этого, когда уже протекло около двух тысяч лет с того времени, как Господь наш Иисус Христос пребывал на земле плотию и проповедывал Свое всесвятое учение?»
Достигнуть того, чтоб быть нам постоянно со Христом, непрестанно слышать сладчайший глас Его, питаться животворным учением Его, – очень удобно: Господь Иисус Христос и доселе пребывает с нами. Он пребывает с нами во святом Евангелии Своем, пребывает с нами при посредстве святых церковных Таинств, пребывает вездесущием Своим и всемогуществом, пребывает всеобильно, как приличествует пребывать неограниченному, Всесовершенному Богу. Пребывание Свое с нами Господь явственно доказывает освобождением душ от греховнаго плена, раздаянием Даров Святаго Духа, знамениями и чудесами многими.
Желающие приступить к Господу и присовокупиться к Нему всеблаженным совокуплением на веки, должны начать это святое дело с тщательнейшаго изучения слова Божия, должны начать с изучения Евангелия, в котором сокровен Христос, из котораго говорит и действует Христос.
Слова Евангелия – Дух суть, и живот суть (Ин. 6, 63). Они плотскаго человека претворяют в духовнаго, и душу, умерщвленную грехом и житейскою суетностью, оживотворяют. Они – Дух суть и живот суть: охранись великое слово Духа объяснять твоим разумом, пресмыкающимся по земле; охранись слово, преисполненное страшной Божественной силы, объяснять так, каким оно легко может представиться мертвой душе твоей, мертвому сердцу твоему, мертвому уму твоему. Слово, произнесенное Святым Духом, и объясняется только одним Святым Духом.
Желающие приступить к Господу, чтоб услышать Его Божественное учение, Им оживотвориться и спастись, приступите, предстаньте Господу с величайшим благоговением и святейшим страхом, как предстоят пред Ним Его светлые Ангелы, Его Херувимы и Серафимы. Вашим смирением соделайте землю, на которой вы стоите, небом. И возглаголет к вам Господь из святаго Евангелия Своего, как к возлюбленным ученикам Своим! А Святые Отцы, истолковавшие святое Евангелие по дару Святаго Духа, да будут для вас руководителями к точному и непогрешительному разумению святаго Евангелия.
Бедственно приступать к Евангелию, к живущему в Евангелии Господу Иисусу Христу, без должнаго благоговения, с дерзостию и самонадеянностью. Господь приемлет одних смиренных, преисполненных сознания своей греховности и ничтожества, преисполненных покаяния, а от гордых отвращается. Отвращение лица Господня от дерзкаго искусителя – так называю неблагоговейнаго, легкомысленнаго и холоднаго слышателя, – поражает искусителя вечною смертью. Возвестил богодохновенный старец Симеон о воплотившемся Боге-Слове: Се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо (Лк. 2, 34). Слово Божие – камень, камень безмерной величины и тяжести, – и падый на камени сем, сокрушится сокрушением неисцельным (Мф. 21, 44).
Братия, будем благоговейными и деятельными слышателями Слова Божия! Окажем повиновение Отцу Небесному, Который сегодня возгласил к нам из святаго Евангелия о всесвятом Своем Слове: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте (Мф. 17, 5). Того послушаем! Того послушаем! и благоволение Отца Небеснаго почиет над нами во веки веков. Аминь.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
6/19 января – преставление святителя Феофана, Затворника Вышенского
Одной из главных бед нашего народа святитель Феофан Затворник называет обмирщение жизни, как государственной, так и церковной. Перечисленное ниже поможет увидеть и раскрыть эти касающиеся каждого человека апостасийные процессы.
Что такое есть дух мира?
1. Дух мира есть дух вражды на Бога. Вкусившие духа мира о Боге и вещах Божественных не помышляют, не говорят, не пишут: у них почитается даже неприличным поминать об этом в кругу своем. Есть между ними класс людей с очищенными, как они говорят, понятиями, которые не считают зазорным при случае отпустить острое словцо насчет святых убеждений наших и дел благочестия, которые каждый месяц выпускают в печать огромные тома, <…> где о всем рассуждают, кроме Бога, <…> где если по страху не изрыгают открыто хульного неверия и безбожия, то не боятся разными изворотами речей вливать яд сомнения и колебания в вере в неопытные души. Дивно ли, что среди них распространяется холодность к вере и святой Церкви, небрежение о святых уставах ее, отчуждение от них, желание отменить и уничтожить их потому только, что они так сильно возвещают о Боге и будущей жизни…
2. Дух мира есть дух взаимного между людьми охлаждения, разделения и враждования, в противоположность искреннему и глубокому единению, долженствующему царствовать между истинными христианами. Когда кто, увлекшись духом мира, отпадает умом и сердцем от Бога, то естественно останавливается на себе самом и, поставляя себя целью, все окружающее – и вещи, и лица обращает в средство для своих целей. Себялюбие (эгоизм) есть источное начало жизни по духу мира. <…>
3. Дух мира есть дух всесторонних похотствований… ибо все, еже в мире, – похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1 Ин. 2, 15-16), говорит Апостол. И вот как у нас повсюду открыты гульбища, зрелища, театры, музыкальные вечера, домашние представления, живые картины, концерты, балы, фейерверки, увеселительные сады, куда всех приглашают без различия пола и возраста, без различия воскресных дней, праздников и постов. <…> Все это пред очами нашими. Видите ли, как одолевает нас дух мира и, совлекая с нас целомудренную одежду жития христианского, облекает в срамные рубища похотливых дел и обычаев…
4. Дух мира, наконец, есть дух гонения и преследования всего святого, Небесного и Божественного. Враждующий на Бога мир не может терпеть ничего, что носит печать Божественного происхождения и напоминает о Боге: потому теснит и гонит из своей области дела веры и благочестия… Гонение на дела веры – в православном царстве!! Удивительно; однако ж это так есть… <…>
Кто вдохнет в себя, хоть мало, духа мира, тот становится холодным к христианству и его требованиям. Равнодушие это переходит в неприязнь...
Дух мира с его превратными учениями есть дух неприязненный Христу: он есть дух антихристов...
Не льстите себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира!
Святитель Феофан,
Затворник Вышенский