ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО ЖИВАЯ РУСЬ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Святыни Арбата

 

 

Некоторые, желая с пользой для души провести свой досуг, едут в Рим, Стамбул, Бари, будто не замечая, что рядом есть много святых мест и жемчужин зодчества. Например, москвичам достаточно сесть в метро и доехать до Арбата, где древних храмов множество. Нескольких дней не хватит, чтобы их обойти, вникнуть в историю, постоять с молитвой пред чудотворными иконами, старинными фресками и мощами святых угодников. Недавно и мы совершили паломничество по Арбату.

Храм Вознесения Господня на Большой Никитской улице, один из древнейших в столице, стал первым на пути нашего следования. Со второй половины XIV века через эти места проходила дорога на Новгород, и по предположениям современных историков, здесь располагалась слобода новгородцев и устюжан.

Первые упоминания о храме содержатся в Лицевом летописном своде святого Царя-Мученика Иоанна Грозного за 1548 год. Исследователи полагают, что новая каменная церковь была построена на месте старой благоверным Царем Феодором Иоанновичем, который венчался на Царство 31 мая 1584 года.

Вообще связь храма со святым Феодором замечается даже без знакомства с его историей. При входе слева на стене имеется его старинное фресковое изображение, а рядом на западной стене у входа – его же икона современного письма. Феодор Иоаннович изображен в рост с воздетыми ко Господу руками на фоне Московского Кремля – своей резиденции. Он молится за Москву, и за Кремль, и за всю Русь.

Он действительно был молитвенником на Царском троне, восприняв от своего отца глубокую веру, любовь к богослужению, посту и молитве. «Юный венценосец, – пишет митрополит Иоанн (Снычев), – явил подданным пример кротости, сострадательности, глубокой набожности, целомудрия и тихой семейной жизни. Молитвам этого неторопливого в движениях и всегда тихо, ласково улыбавшегося "блаженного на троне" русские люди не без основания приписывали величие и благоденствие державы. По выражению летописца, "Господь возлюбил смирение царево", и дары Божии обильно излились на Феодора Иоанновича». (Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. «Господи, силою Твоею возвеселится Царь…» Царствование Феодора Иоанновича//Самодержавие духа).
Он почитал священный и монашеский чин, щедро жертвовал на храмы и монастыри, строил новые обители и богадельни, раздавал милостыню, вместе с Царицей Ириной паломничал по святым местам. В 1594 году, в память спасения Москвы от нашествия орды крымского хана Кази-Гирея, он построил Донской монастырь.

Тогда по молитвам святого Царя перед Донским чудотворным образом Царицы Небесной на варваров напал ужас, и они отступили от столицы, гонимые силой Божией. Но еще прежде их бегства святой Царь был свыше извещен об этом. (Толстой М.В. История Русской Церкви. Издание Валаамского монастыря, 1991. С. 444).

Святой Феодор заботился и о благоустроении церковного управления. Принявшая христианство от Византии, Русь к этому времени сделалась единственным православным Царством, а ее Государи – единственными православными самодержцами во Вселенной. Все остальные православные страны, а также государства, входившие в состав Византийской Империи, оказались под властью неверных и молились за Русского Царя как за своего Государя.
Перед Константинопольским Патриархом Иеремией II, приехавшим в Москву за милостыней, был поставлен вопрос об установлении на Руси Патриаршества. По основательном обсуждении вопроса с другими Восточными Патриархами он даровал просимое Русской Церкви и интронизировал святого Иова, первого Патриарха Московского и Всея Руси. Так Царь Феодор облагодетельствовал Русскую Церковь.

Святой Феодор предвидел и Русскую Смуту начала XVI века. Он отошел ко Господу 6 января 1598 года, став последним Царем из рода Рюриковичей. После него не осталось прямого наследника, и началась чреда коротких царствований, когда Цари из бояр чередовались с самозванцами.

Феодор Иоаннович во многом напоминает святого Царя-Мученика Николая, который тоже был последним представителем династии Романовых на Царском престоле и тоже отличался глубокой верой и благочестием. Но Николай Александрович прославлен, а Феодор Иоаннович, как местночтимый святой Московской епархии, полузабыт. По крайней мере, его икона в этом храме – первый образ, увиденный нами. Хотя этот кроткий благоверный Государь вполне достоин всероссийского почитания.

В храме сохранились фрагменты старинной росписи и, в частности, изображения святой Евфросинии Московской, преподобных Максима Грека и Иосифа Волоцкого. Обращает на себя внимание старинная икона Божией Матери «Страстная». Глаза Пресвятой Богородицы одновременно устремлены и на тебя, и куда-то вовнутрь, словно Ее взору открылась трагическое будущее Сына. От современных аналогов икону отличает то, что в ней минимум внешнего реализма, зато больше духовности, теплоты и внутренней убедительности. Обычно такие иконы видишь в музеях, здесь же они в естественной своей обстановке.

Если роспись передней части храма сохранилась лишь фрагментами, то центральная часть расписана полностью. На ней до самого купола – сцены из жизни Спасителя. И кажется, роспись сохранилась еще с царских времен. Если же это реставрация или новая роспись, то следует признать, что выполнена она весьма искусно.

В этом же районе старой Москвы жили и бояре Романовы. Кстати, по матери Царь Феодор Иоаннович был Романовым, поскольку он младший сын Анастасии Романовой, первой жены Царя Иоанна Васильевича Грозного.

После возвращения из плена Патриарх Филарет Романов, родоначальник новой Царской династии, совершал в этом храме богослужения. Так святыня стала свидетелем духовного преемства двух Царских династий.

Храм Малое Вознесение стал усыпальницей для представителей дворянских родов Таракановых, Собакиных, Стрешневых и др. Во время нашествия Наполеона храм пережил пожар, но после освобождения Москвы был восстановлен при участии генерала от инфантерии А.И. Горчакова и генерал-лейтенанта И.И. Морокова, участвовавшего в формировании ополчения и во всех его боях, в том числе в Бородинском сражении.

Стоит упомянуть и о том, что в 30-е годы ХХ века здесь служил постриженик Оптиной Пустыни, ученик Оптинских старцев, митрополит Трифон (Туркестанов). Храм был закрыт в 1937 году, а возвращен Церкви в 1991-м.

Подготовил Александр Малинин

 

Окончание следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник