ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы Русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – отдав и саму свою жизнь.

 

ПОПКОВ

ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ

Родился в Москве в 1922 году. По окончании школы и аэроклуба будущего генерал-лейтенанта направили в Чугуевское военное училище, которое он закончил в 1941-м. Его однокашниками были прославленные летчики Кожедуб, Лавриненков, Боровых, Лихолетов. В годы Великой Отечественной войны он совершил 475 боевых вылетов, успешно провел 117 боев, сбил лично 41 вражеский самолет. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 года. Попкову В.И. было присвоено звание Героя Советского Союза, а 27 июня 1945 года он был удостоен второй медали «Золотая Звезда».

Окончив военное училище, сержант Попков был назначен на должность инструктора, но добился отправки на фронт и попал в 5-й гвардейский истребительно-авиационный полк, который к тому времени уже прошел славный боевой путь. В нем выросли многие мастера воздушного боя, Герои Советского Союза Василий Ефремов, Василий Зайцев, Анатолий Соколов и др.

В начале июня 1942-го над городом Холм Попков одержал свою первую победу, сбив Ю-88. Вот как он рассказывал об этом: «Около Холма я первый раз сбил «Юнкерса» с гвардии лейтенантом Штоколовым, он был ведущим. «Юнкерс» вышел из облаков, нас не видел. Я бил, бил и сбил… Но нужно сказать, что неграмотно подошел, не маневрировал. Он мне в бак попал. Три пробоины сделал. Бензин вытек весь. Я долетел до аэродрома. Не долетел метров 50, упал в болото, машина сразу завязла. Меня из машины выбросило в болото, лицом ударился…»

Летом 1942 года над старинным русским городом Ржевом гвардии сержант Попков одержал свою пятую победу. Он сбил самолет, которым управлял немецкий ас – полковник, чьи победы в небе Европы были отмечены многими наградами. Он выбросился с парашютом, остался жив и долго не мог поверить, что его сбил безусый 19-летний сержант…

В то время командиром звена у Попкова был Герой Советского Союза, гвардии капитан Лавейкин И.П. «Мы с ним почти ровесники, тоже молодой парень, – вспоминал Виталий Иванович. – На вид он как мальчик. Когда мне сказали, что это командир, я просто удивился, смотрю – капитан. У меня был хороший товарищ, сержант Быков. Вместе с командиром эскадрильи Ефремовым В.В. они занимались с нами и натаскали, как говорят, на это дело.

 

 

 

В августе были самые сильные бои с истребителями. Нас была девятка, а их 18 штук. Начали мы драться, «пластаться в воздухе». Во время одного из боев я поймал в прицел и поразил истребитель противника. Мгновение спустя он исчез в облаке взрыва, но тут же я увидел другой «мессер», аккуратно ладящийся в хвост машины моего ведущего – гвардии майора Ефремова. Резко сманеврировав, бросился между фрицем и самолетом командира. Несколько снарядов потрясли мою машину, из-под капота показался голубоватый огонь, сменившийся растущим желтым пламенем… Секунды – и пожар проник внутрь, загорелись комбинезон, перчатки, жаркие языки лизнули лицо… Уже теряя сознание, я перевернул самолет и вывалился из кабины…» Прогоревшее полотнище парашюта не держало, но лишь замедлило падение. Если бы не болотце, куда упал летчик, то наверняка бы погиб. После ранения он попал в госпиталь. Наградой за подвиг стал орден Ленина.

На Курской дуге летом 1943 года Попков был назначен командиром звена «лавочкиных». Армада «юнкерсов» наплывала на переправу. Над бомбардировщиками, как пчелы, растревоженные в улье, метались 18 «мессеров». Времени для раздумья не оставалось. Надо во что бы то ни стало помешать гитлеровцам нанести прицельный удар.

Пчелкин и Глинкин – наверх, к «мессерам», остальные – в атаку! – скомандовал Попков. Гвардейцы стремительно врезались в строй «юнкерсов». Первая же атака командира увенчалась успехом. Два «юнкерса» расписались черным дымом на голубом небе. Нашим летчикам удалось не только связать боем всю группу, но и сбить два вражеских истребителя. Это придало им силы. Четверка Попкова повторяла одну атаку за другой. От метких очередей загорелись еще три бомбардировщика, тогда фашистам стало не до переправы. Они, спешно освободившись от бомбового груза, покидали поле боя, но натиск «лавочкиных» не уменьшался. Преследуя врага, они сбили еще три машины, и три «юнкерса» получили значительные повреждения. Десяти боевых машин лишился враг только в одном бою!

К августу 1943 года после боев на Калининском фронте, в низовьях Дона и на Курской дуге, на счету командира звена, гвардии младшего лейтенанта Попкова было 168 боевых вылетов, 45 воздушных боев, 17 лично сбитых самолетов врага. Он был представлен к званию Героя Советского Союза.

Спустя год, в августе 1944-го, в эскадрилью Попкова прибыло молодое пополнение. Перед комэском стояла задача: не прекращая боевых вылетов, за короткое время ввести молодых летчиков в строй. Приказ совпадал с их желанием, и дела шли успешно. Скоро начались полеты в составе пары, и вот тут произошло самое страшное. При проверке слетанности на выходе из пикирования лейтенант Е. Сорокин не выдержал направления и врезался в самолет ведущего. Произошла катастрофа, но сам Сорокин остался невредим и с трудом посадил самолет.

Молодого офицера решили отдать под суд: не место в рядах гвардейцев человеку, который допустил столь тяжкий проступок. Кое-кто намекнул, что не испытывает желания идти в бой с таким летчиком. Сорокин виновато молчал, только с болью смотрел на командира. Капитан Попков хорошо понимал степень его вины и не меньше других переживал трагическую смерть смелого летчика эскадрильи, своего боевого друга.

Признав и свою вину, как командира эскадрильи, Попков стал просить командира полка, дважды Героя Советского Союза Б. Зайцева наказать виновных по всей строгости, но не отдавать Сорокина под трибунал. И его оставили в эскадрилье. Более того, Попков взял его к себе ведомым и не ошибся: Евгений стал его надежным помощником в бою. Не один десяток вылетов сделал с ним Виталий Иванович. Во многих переделках приходилось им побывать, и всегда они выходили победителями. За короткое время Сорокин сбил восемь вражеских самолетов…

Свою последнюю, 41-ю победу В.И.Попков одержал в небе над Берлином. Бой был жаркий. Фашисты дрались с ожесточением смертников, и им удалось подбить самолет героя. Машина, объятая пламенем, перестала слушаться летчика и неудержимо шла к земле. Пытаясь вывести ее в горизонтальный полет, Попков почувствовал острую боль в теле, но, собрав последние силы, повел изрешеченную машину на посадку. А когда, покинув свои артиллерийские позиции, навстречу приземлившемуся самолету бежали наши пехотинцы, Попков уже ничего не видел. В сознание пришел только в госпитале...

Военные подвиги дважды Героя Советского Союза В.И. Попкова были отмечены тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом св. Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й ст., орденами Отечественной войны 2-й ст. и Красной Звезды, медалями. В 1951 году он окончил Военно-Воздушную академию, в 1964 – Военную академию Генштаба. Летал на многих реактивных боевых машинах, служил в Министерстве обороны, преподавал. Он стал прототипом главного героя фильма «В бой идут одни старики» – командира эскадрильи Титаренко. Скончался 6 февраля 2010 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По материалам http://otvoyna.ru

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник