ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Почему не канонизирован
князь Димитрий Пожарский?

 


Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский
.1612 год. Худ. Ф. МОСКВИТИН

 

27 сентября 2012 года патриотическая общественность направила Обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В нем был поставлен вопрос о необходимости канонизации руководителей Народного ополчения 1611–1612 годов Минина и Пожарского.

Вот его текст: «Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! В Москве в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялось собрание православно-патриотической общественности на тему „400 лет Народному подвигу“. В мероприятии приняли участие представители научного сообщества, общественности, священнослужители, деятели культуры и искусства из Москвы, Нижнего Новгорода, Иванова, других регионов России. В выступлениях докладчиков, в ходе последующего обсуждения настоятельно звучало мнение о необходимости канонизации руководителей Народного ополчения 1611–1612 годов.

По мнению православных верующих, Минин и Пожарский отважно послужили Господу и родному Отечеству. Движимые верой, а не корысти ради, жертвуя имуществом, достатком, рискуя собственными жизнями и судьбами членов своих семей, они чудесным образом в кратчайший срок сплотили народ, дабы изгнать иноверцев из Москвы, покончить с гибельной для веры и страны Смутой, восстановить государственность России.

Формирование Народного ополчения, его боевой путь от Нижнего Новгорода к Москве сопровождались видениями святых, знамениями, помощью монастырей. В походе на Москву ополченцев сопровождал образ чудотворной Казанской иконы Божией Матери, в честь которой и одержанной народом победы испокон веков установлено православное празднование 4 ноября. Православные верят, что победа, одержанная в боях 400-летней давности, явилась знаком особой милости Пречистой Богородицы к Народному ополчению.

На собрании отмечалось и особое христолюбие, благочестие Космы Минина и Димитрия Пожарского в обычной, мирской жизни. Прекрасные семьянины, любящие мужья и отцы, они жертвовали храмам, монастырям, открывали приюты для покалеченных в боях однополчан. В частности, немалые личные средства на строительство храмов по всей Руси вложил князь Димитрий Пожарский.

Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Причисление к лику святых в Русской Православной Церкви – процесс непростой, имеющий массу тонкостей, нюансов. Однако, по нашей вере, по нашему убеждению, ратный и духовный подвиги Космы Минина и Димитрия Пожарского равнозначны деяниям святых благоверных князей земли Русской Александра Невского и Димитрия Донского. И в этом смысле процесс не требует длительного времени, трудоемких обоснований. При этом канонизация народных героев Космы Минина и Димитрия Пожарского, коими они, прославленные в веках народом, являются, – это прерогатива не отдельно взятой епархии или митрополии, но Патриархата, высшего церковного руководства.

В связи с этим просим рассмотреть наше ходатайство. На его своевременность, уместность указывают недавние слова Предстоятеля Русской Православной Церкви в день открытия XVI Всемирного Русского Народного Собора. Ваши, Святейший, слова: „Во времена Смуты, 400 лет назад, мы имели дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесенного по Руси удара была сама вера. Сохранить духовное первородство Православия и веру отцов, или дать ассимилировать Русскую Православную Церковь? Именно так стоял вопрос в 1612 году. Очевидно, что если бы тогда не устояла Россия, то прочие православные народы, находившиеся под османским гнетом, также потеряли бы надежду сохранить свою религиозную идентичность. По существу, Минин и Пожарский не просто освобождали Москву от интервентов – они защищали судьбу Вселенского Православия“».

Итак, прошло уже почти семь лет, но решения Синодальной комиссии по канонизации святых пока не последовало. Зато публично высказался в прессе профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов: «Эта инициатива вызывает у меня много вопросов, прежде всего потому, что для канонизации необходимы вполне определенные основания – наличие чудотворений, церковное почитание тех или иных умерших христиан. Ничего этого нет по отношению к Минину и Пожарскому».

Но давайте разберемся. Вот доводы священника Алексея Евгеньевича Лихачева, кандидата богословия, настоятеля храма Смоленской иконы Божией Матери (г. Южа Ивановской области): «Их политическая деятельность – Страстное восстание в Москве весной 1611 года, создание Второго земского ополчения, разгром Ходкевича и освобождение Русской столицы – имели мощную православную подоплеку. Она была вдохновлена посланиями святого Гермогена, где говорилось: „Стойте за веру!“ Не „перебейте поляков“ и не „восстановите государственность“, а именно „стойте за веру!“ В посланиях, рассылаемых из Нижнего при начале деятельности Второго земского ополчения, четко говорилось: следует „за непорочную Християнскую веру, против врагов наших, польских и литовских людей до смерти своей стояти и ныне бы идти на литовских людей всем <...>, чтоб литовские люди Московскому государству конечныя погибели не навели <...>, а нашим будет нерадением учинится конечное разоренье Московскому государьству и угаснет корень Християнския веры и испразднится Крест Христов и благолепие церквей Божиих <...>, ответ дадим в страшный день Суда Христова“. Деятельность Второго земского ополчения была благословлена святым Иринархом. Иначе говоря, люди шли на Москву под знаменами Православной веры и Русской Церкви.

Духовные плоды безсмертного подвига Пожарского и Минина трудно переоценить. Из всех посланий и грамот, исходивших от „Совета всея Руси“ можно ясно видеть, что главным движущим мотивом для Пожарского и его помощников было сохранение Православной веры от латинства, избравшего самозванцев и польскую интервенцию своим главным оружием в борьбе с извечными соперниками. В Смуте мы видим пример борьбы двух мировоззрений, двух духовных традиций и цивилизационных типов. Это и отразилось в судьбах истории. <…>

Характерными чертами личности святых является прижизненная их скромность и все возрастающая слава после кончины. Чем больше проходит времени со времени их земного подвига, тем ярче разгорается свет их нравственного примера. Несомненно, именно с таким явлением мы сталкиваемся в судьбе освободителей Отечества Пожарского и Минина, которые были почти забыты современниками, но вспомнены потомками, начиная с Петра I и М. В. Ломоносова, в том числе в воззвании И. Сталина в судьбоносном ноябре 1941 года, когда особенно был востребован их пример любви, не щадящей себя и полагающей свою жизнь за друзей своих. Но, в любом случае, решение о канонизации благоверного князя Космы (Димитрия) Пожарского не может определяться ни идейными запросами общества или Церкви, ни даже раскрытием подлинной красоты его нравственного примера. Согласно самому существу понятия „святости“, определяющим критерием должно стать живое народное чувство соприсутствия, соучастия князя нашей жизни, современным судьбам его любимого Отечества, подлинный соборный опыт молитвенного с ним общения. А для этого необходимо осознание церковным народом глубоко христианских истоков его подвига, углубление самой христианской жизни современных христиан...»

Димитрий Пожарский является потомком Великого Князя Владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, основателя Москвы. Согласно одной из легенд, центр его небольших владений – село Радогость – было опустошено пожаром и после восстановления стало прозываться Погаром, откуда и произошло название удела.

В феврале 1609 года Пожарский был назначен воеводой города Зарайск Рязанского уезда.

С июля 1611 года архимандритом Дионисием начали рассылаться грамоты в разные города России, чтобы разбудить ненависть в сердцах граждан к польско-литовским захватчикам, обосновавшимся в Москве. 25 августа 1611 года в Нижнем Новгороде была получена грамота и от Патриарха Гермогена, в которой святой старец призывал нижегородцев стоять за святое дело, за Православную веру. Земский староста Косма Минин призывал каждого нижегородского гражданина отдать часть своего имущества для снаряжения ратников, и народ, представляющий все сословия, горячо откликнулся на его призыв. При выборе военачальника ополчения нижегородцы остановились на кандидатуре князя Д. М. Пожарского и послали к нему делегацию во главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием. В Нижний Новгород Пожарский прибыл 28 октября 1611 года.

Народное ополчение выступило из Нижнего в конце февраля – начале марта 1612 года. По пути в Москву в войско вливались отряды добровольцев. 14 августа 1612 года оно прибыло к стенам Троице-Сергиева монастыря. 21–24 августа состоялось ожесточенное сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича, пришедшего на помощь полякам по приказу польского короля Сигизмунда III. К вечеру 24 августа поляки и войска Ходкевича были наголову разбиты, а сам Ходкевич с остатками своего войска утром 25 августа 1612 года ушел в Польшу. Но еще два месяца продолжалась борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками. Наконец 22 октября (1 ноября по новому стилю) поляков выгнали из Китай-города.

После избрания на российский престол Михаила Феодоровича Д. М. Пожарский играл ведущую роль при Царском дворе как талантливый военачальник и государственный деятель. Несмотря на победу Народного ополчения и избрание Царя, война в России все еще продолжалась. В 1615–1616 годах Пожарский по указанию Царя был направлен во главе большого войска на борьбу с отрядами польского полковника Лисовского, который осадил город Брянск и взял Карачев. В 1617 году Царь поручил Пожарскому вести дипломатические переговоры с английским послом Джоном Мериком, назначив его наместником Коломенским. В этом же году в пределы Московского государства пришел польский королевич Владислав. Жители Калуги и соседних с ней городов обратились к Царю с просьбой прислать им для защиты от поляков именно Д. М. Пожарского. Царь исполнил просьбу калужан и дал наказ Пожарскому 18 октября 1617 года о защите Калуги и окрестных городов всеми доступными мерами. Князь Пожарский наказ Царя с честью выполнил.

В 1620 году Пожарский стал Новгородским воеводой и занимал эту должность до 1624 года. Потом воевал с Польшей, выполнял дипломатические поручения Царя.

Димитрий Пожарский умер 30 апреля 1642 года на 65-м году своей жизни. Его прах покоится в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. Долгое время он считался утерянным, но в 1851 году известный Русский археолог граф А. С. Уваров (сын творца «Русской триады» «Православие. Самодержавие. Народность» графа С. С. Уварова, – примеч. ред.) в ходе раскопок обнаружил на месте усыпальницы кирпичные склепы и белокаменные гробницы, расположенные в три ряда. В 1885 году над ними был сооружен мраморный мавзолей, построенный на народные средства по проекту А. М. Горностаева. Мавзолей был разобран в годы советской власти в 1933 году. Археологические исследования летом 2008 года показали, что гробница осталась нетронутой. Над местом погребения Д. М. Пожарского в день его рождения 1 ноября 2008 года установлены плита и памятный крест.

 

Сергей ТУРЧЕНКО

 

Источник: Российский героический
календарь (http://rosgeroika.ru)

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник