ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ! НЕКРОЛОГ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

Реставратор правды
и красоты Русской истории

 


Из наследия А. Н. Боханова

 

Окончание. Начало см. на стр. 11

 

Я помню, когда Леонид Петрович Решетников пригласил А. Н. Боханова на работу в Российский институт стратегических исследований, каким счастливым чувствовал себя Александр Николаевич, наконец оказавшись в кругу соратников и единомышленников! В наших частых и долгих беседах он это постоянно подчеркивал, дышал, как говорится полной грудью. Никогда не забудутся его блестящие выступления на конференциях РИСИ, особенно те, которые были посвящены проблемам русофобии.

А. Н. Боханов был не только ярким ученым, но и ярким, очень интересным, незаурядным человеком. Всегда с иголочки одетый, он отличался не только огромными познаниями, но и обладал уникальным и тонким чувством юмора, был блестящим рассказчиком и не менее блестящим, внимательным слушателем. Он любил жизнь во всех ее проявлениях, ему были абсолютно чужды ханжество, лицемерие и высокомерие. Он снисходительно относился к людским слабостям, но не прощал клевету и ложь о России и Церкви. К таким людям он был безпощаден и не лез в карман за словом, подавляя противников прежде всего своим могучим интеллектом, энциклопедическими познаниями, а самое главное – чувством любви к России, пониманием сокровенных глубин ее души.

7 сентября 2014 года Александр Николаевич Боханов должен был делать доклад на презентации книжного издательства РИСИ о своей новой работе – книге о Царе Иоанне Грозном. Ночью этого же дня с ним случился сильнейший инсульт. Божиим Промыслом это случилось в день рождения Царя Иоанна. Потом были пять лет упорной борьбы с тяжелым недугом, который он переносил с редким мужеством и стоицизмом. Господь дал ему пять лет постоянной церковной жизни, Исповеди и Причастия святых Христовых Таин.

И вот его не стало. Александр Николаевич Боханов почил во Бозе в день иконы Пресвятой Богородицы Нечаянная Радость. Какой же надеждой звучат слова Спасителя, сказанные Своей Пречистой Матери о кающемся грешнике: «Ныне прощаются грехи ему Тебя ради. В знамение же прощения пусть лобызает язвы Мои». Мы верим, что Господь простит все вольные и невольные грехи рабу Своему Александру и что он унаследует Царствие Небесное. Мы же, вознося молитвы о нашем друге и соратнике, будем всегда нести в своем сердце его светлый образ, вдохновляясь его беззаветной любовью и благородной верностью Богу, Царю и России.

 

ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВОЛОДИХИН,
ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК,
ПРОФЕССОРМГУ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА,

ПОМОЩНИК ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РПЦ:
УЧРЕДИТЬ ПРЕМИЮ
ИМЕНИ А. Н. БОХАНОВА

 

Я отношусь к Александру Николаевичу Боханову с большим почтением. Дело не только в том, что он – чрезвычайно крупный специалист по истории династии Романовых. В частности, по последнему отрезку в истории правления Государя из этой династии. И дело не только в том, что он участвовал в создании прекрасного учебника для 8-го класса.

Прежде всего мне хотелось бы отметить, что Александр Николаевич – это историк, который долгое время придерживался твердо консервативной точки зрения на Русскую историю и писал как человек православный, крепко верующий, государственник, почвенник. Эта позиция мне близка. Я считаю, что для настоящего и будущего страны она наиболее перспективна.

Печально, что он ушел от нас. Надеюсь, что дело его не останется забытым и люди, которые равнялись на него, продолжат свою работу. Думаю, что было бы правильным какому-то учреждению или общественной организации учредить премию для историков-консерваторов имени Александра Николаевича Боханова. Мне кажется, это было бы отданием долга его светлой памяти.

 

СЕРГЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ
ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, ПРОФЕССОР
ФАКУЛЬТЕТА ПОЛИТОЛОГИИ МГУ
ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК:
ПЕРВОПРОХОДЕЦ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

 

Александр Николаевич Боханов – это замечательный Русский историк, человек, который в конце XX – начале XXI века привнес в отечественную историческую науку крайне важный элемент, крайне важное направление. А именно – он вместе с некоторыми другими своими коллегами начал осмысливать отечественную историю как историю национальную, как историю Русского православного народа, перед которым стояли огромные цели. Историю того народа, который был готов к достижению этих великих целей и сделал крайне много для того, чтобы эти достижения были реализованы в реальной жизни.

В этом отношении Александр Николаевич Боханов был одним из первопроходцев. А вырваться из тенет советского коммунистического, марксистского подхода к жизни, к истории, к осмыслению прошлого было далеко не просто. И все 90-е годы в исторической науке шла если не борьба, то толкучка, и было непонятно, чем же заниматься.

Александр Николаевич Боханов предложил в это время вполне четкую методологию национального познания истории. И, насколько я знаю, очень многие, прочитав книги Александра Николаевича, осознали, как нужно понимать Русскую историю, что было в Русской истории важно, что – второстепенно, на что обращать внимание. И еще один важный момент. Александр Николаевич любил свой народ, любил свою Родину, любил свою историю. И это чувство любви к Отечеству он передал и читателям со страниц своих книг. Вечная память. Это огромная потеря для нашего народа в целом, для исторической науки в частности.

 

ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА КОЗЕНКОВА,
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ, РЕЖИССЕР
И ПРОДЮСЕР ДОКУМЕНТАЛЬНОГО
КИНО: НАШ ПЕРЕСВЕТ
НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ XXI ВЕКА

 

…Шел 1999 год. По храмам Москвы возили «странную» для всех икону: Царь Николай II в одеянии Русских Царей со скипетром и державой. Она мироточила, благоухала. А моя группа из программы «Русский дом» снимала это чудо, к которому мы никак не могли привыкнуть. От иконы происходили исцеления, и люди перед нашей камерой свидетельствовали об этом.

Мы снимали московских священников – тех, кто решился принять икону в свой храм (отцы Александр Шаргунов, Вячеслав Свешников, Артемий Владимиров, Василий Голованов). Они нам многое объясняли с духовной точки зрения. Но было ясно и другое: эта мироточивая икона, этот образ Царя с ясным светлым взглядом словно умолял нас повернуться к родной истории, к трагическим годам революции, к этому рубежу, где не зарубцован кровавый шрам, между исторической Россией и страной Советов… И мы стали искать ответы на вопросы, которых рождалось все больше и больше. Именно от образа шел этот посыл – искать ответы. Словно Царь обращался к нам: «Да, да, Русские люди, я свят, не верьте тому, что обо мне написано и что обо мне говорят, не верьте также, что о моем царствовании говорят, ищите правду обо мне и России, о ее пути, это важно, от этого зависит ваше будущее! И ничего не бойтесь, я с вами, с любимой Родиной, мы теперь тоже – ваши заступники!»

Но где же ее было найти, эту историческую правду? Не было книг, монографий, Царь не был прославлен, шли только разговоры об этом. И мы стали стучаться в двери «исторической науки». И решающая встреча произошла. Тогда еще кандидат наук, научный сотрудник Института истории РАН Александр Боханов уже несколько лет работал в открывшихся архивах. Он начинал свой путь советского историка со статьи «Сумерки монархии», но, окунувшись с головой в архивный материал, с которого был снят гриф «секретно», перебирая и вглядываясь в фотографии Царской Семьи, которые тоже были еще недавно засекречены, он медленно и верно двигался в направлении той самой исторической правды.

Он с удивлением открывал, работая с новым документальным материалом, что «все было не так!», как нам говорили, как нас учили, иногда «совсем не так, когда идешь к материалу!» Он так и сказал мне этими словами. Он стал неравнодушным исследователем этой темы, он горел и жил ею! Это было видно! Он, безусловно, полюбил Царскую Семью, он полюбил их всех! Возможно, он первый из нас (граждан новейшей истории) понял смысл их жертвы, увидел их венцы, не имея пред собой святых образов с их ликами. Но прежде – он уверовал! Он, советский человек, советский историк (не знаю, был ли он в партии или нет) стал глубоко верующим человеком, православным христианином. Его просветили Царственные Мученики, через них он был приобщен к духовному христианскому миру. Именно это историческое исследование, связанное с личностью Николая II, его семьей и его эпохой, привело его к Православной вере и Церкви. Конечно, это его признание осталось за кадром, ведь фильм мы снимали не о нем… А в фильм мы взяли его потрясающие открытия, связанные с личностью Царя Николая и его временем.

Помню, мы говорили о том, как необходима историческая реставрация образа Царя Николая, как он оболган, как терпеливо нужно снимать слой за слоем ту клевету и грязь, что возникли еще при жизни Царя и были усилены в советский период! Все мы знаем термин: «роль личности в истории». Но чтобы ее определить, эту роль, нужно изучить саму личность. Только так можно понять, почему исторически значимый человек действовал, поступал, принимал решение в той или иной ситуации именно так, а не иначе. Вот именно это сделал Александр Боханов. Личность христианского Царя Николая II – это его вклад в российскую историю.

Покаяние – это изменение ума. И Боханов участвовал в этом процессе. Его исследование личности Николая II и его эпохи переворачивало в корне сознание о происшедшем – как у отдельного человека, так и общества в целом. Что может быть важнее? Своими работами и книгами он двигал этот важнейший процесс: покаяние за содеянное в 1917–18-м годах прошлого века на уровне общественного сознания.

Мне очень жаль, что имя Боханова так и не узнала широкая общественность в нашей стране. Именно он – вместо господина Радзинского – должен был блистать на прямых эфирах, не «слезать» с экранов телевизоров, писать сценарии для фильмов… Но, видно, время еще не пришло. Правда не победила ложь. Многое из того, что открыл Боханов, еще не вошло в разряд общеизвестных истин. Стало очевидно, что предстоит сражение, которое продолжается до сих пор. Куликово поле XXI века. И я вижу Пересвета от истории (как собирательный образ), готового сразиться, чтобы сбросить ненавистное иго, – это Александр Боханов и все те исследователи, которым он своими трудами указал направление. Они есть и продолжают его дело. Наверное, он сам счел бы такое сравнение слишком высокопарным и незаслуженным. Но что делать: каждому из нас выпадает свой жребий от Бога и приходится соответствовать, подчиняясь Промыслу Божию!

Помолимся о нем, братья и сестры! Святые Царственные Мученики, помолитесь Там, на Небе, о рабе Божием Александре, примите его под свой молитвенный покров, да простит Господь все его согрешения – вольные и невольные, и упокоит его душу в селениях праведных!

 

Подготовила Анна САМСОНОВА

 

По материалам:
https://rusorel.info, http://ruskline.ru

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник