ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Идеализм в жизни

24 мая / 6 июня – Вознесение Господне;
26 мая / 8 июня – 220 лет со дня рождения А. С. Пушкина

 


Прощание Пушкина с морем.
Худ. И. К. АЙВАЗОВСКИЙ и И. Е. РЕПИН, 1887 год

 

Настоящее Слово произнесено в церкви Первой тифлисской Великой Княгини Ольги Феодоровны женской гимназии 27 мая 1899 года, в праздник Вознесения Господня, к которому в учебном заведении были приурочены главные торжества в честь А. С. Пушкина.

 

Святой апостол Павел, останавливая внимание христиан на их высоком призвании, обращает их взор к Начальнику и Совершителю нашего спасения – Иисусу Христу, и в виду Его славного Вознесения дает верующим такой завет: Вышних ищите, идеже есть Христос, одесную Бога седя: горняя мудрствуйте, не земная (Кол. 3, 1–2). Вот и поучение нам в нынешний праздник. Оно приобретает особую силу и особое значение в настоящие дни, когда вы, учащиеся дети, призваны чествовать великого нашего поэта и переноситься мыслью к его деятельности.

Чем силен поэт? Чем сильна поэзия? Без сомнения тем, что она возносит душу человека над миром принижающей суеты, очищает и окрыляет ее высшими запросами, высшими интересами. Выражаясь языком священного писателя, и поэзия учит нас вышних искать, горняя мудрствовать, а не земная. Недаром святой апостол Павел, образованнейший человек своего времени, когда выступил на проповедь Евангелия высокопросвещенным эллинам, то в подтверждение своего слова ссылался не на их глубокую философию, а приводил не раз в своих речах стихи греческих поэтов. Недаром и среди величайших Отцов и Учителей Церкви нашей было столько лиц с высоким поэтическим даром (например, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин), и даже более того: почти все наше величавое и умилительное богослужение, не говоря уже о псалмах, есть одна возвышенная священная поэзия и на первоначальном языке большей частью написано стихами.

Я не без цели заговорил об этом. Наше время не без основания обвиняют в черствости, в сухости и безсердечии. Один из наших отечественных мыслителей (проф. Кавелин в своей книге «Задачи этики») считает характерной чертой нашего времени «нравственную скудость при огромном умственном богатстве». «Душа, – говорит он, – видимо, оскудевает в людях и в их взаимных отношениях. Быстро исчезает та добродушная веселость, то радостное настроение, та нравственная бодрость, которые сближают людей, устанавливают между ними прочные связи, поднимают общежитие и с которыми живется так легко даже при самых трудных и прискорбных обстоятельствах».

Так говорит наш отечественный мыслитель, а на дальнем Западе не так давно умерший всем известный философ (Дж. С. Миль) характеризует жизнь современности почти буквально тождественными словами: «Душа убывает в людях...»

Неутешительны последствия этого явления: недостаток духовности, принижение интересов, мелочность стремлений, оскудение идеализма породили сухость и черствость жизни, одиночество, себялюбие в людях и то всеобщее недовольство жизнью, которое разрешается в наши дни поражающим числом самоубийств. «Никогда общественная жизнь, по-видимому, не была так развита, и никогда не чувствовалось душе так одиноко посреди этого шумного многолюдства» (Кавелин). Скучно и тоскливо, холодно и неприветливо среди умных людей, постигших мудрость века умом и оставивших сердце в духовном голоде...

Тем большую важность должны приобретать в глазах наших все пути, ведущие к восстановлению идеализма в жизни; тем драгоценнее должны становиться для нас все средства, содействующие поддержанию и укреплению идеалистических чувств в душевном строе человека. В ряду таких средств и одним из самых действительных является поэзия, художественное словесное творчество, «лекарство душ, безверием крушимых, крыло могучее, подъемлющее родные ей сердца на высоту» (слова В. А. Жуковского). В этом – нравственный и воспитательный смысл тех торжеств, которые теперь совершаются в учебных заведениях, совершатся сегодня и у нас, в гимназии.

Но никогда не нужно, дети, забывать, что поэзия есть «религии небесной сестра земная», и если она одинока и разрывает родственную связь с этой сестрой, то всегда она будет и безсильна, и безсодержательна. Все высокое, светлое и чистое получает источник и освящение в религии: без нее возвышенные идеалы поэзии и спорны, и изменчивы, и ненадежны. Вот почему религиозные мотивы мы видим у всех сколько-нибудь выдающихся поэтов. Нужно сказать еще более: без религиозности можно быть только стихотворцем, но не поэтом.

Таким образом, поэзия, которая ныне достойно прославляется в лице великого А. С. Пушкина, только тогда может оказать на вас облагораживающее, возвышающее влияние, когда она будет стоять в неразрывной связи с религией.

В день Вознесения Господня напоминаем вам эту истину. Воспоминаем ли мы самое начало искупительной деятельности Христа Спасителя, в день празднования Рождества Его, нам Церковь говорит: «Христос на земли – возноситеся» (1-я песнь канона Рождества Христова); «сего ради высокий Бог на земли явися человек, да нас на небеса возведет» (из акафиста Спасителю). Стоим ли мы у самого конца искупительной деятельности Богочеловека, – в праздник Его Вознесения еще с большим правом, еще с большей настойчивостью поучают нас: Вышних ищите, горняя мудрствуйте, не земная.

Возноситесь же ко Христу вознесшемуся; отдавайтесь молитвенному общению с Богом; проникайтесь, пламенейте религиозными мыслями и чувствами; не стыдитесь ложным и преступным стыдом отдаваться вашим религиозным порывам, к которым так склонны невинное отрочество и чистая юность, – и тогда и ученье, и поэзия, и литература, и все вами изучаемое действительно явится для вас воспитательной силой, созидающей и развивающей духовный мир ваш; иначе все это будет только упражнением ума и памяти, да обогащением языка красивыми словами и фразами. Но ведь дух животворит; плоть не пользует нимало (Ин. 6, 63); но ведь плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут (1 Кор. 15, 50); но ведь помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир (Рим. 8, 6). Итак, всегда и везде, и при всех обстоятельствах да будет нам близок нынешний урок апостола: Вышних ищите, идеже есть Христос, одесную Бога седя: горняя мудрствуйте, не земная! Аминь.

Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ

Полное собрание сочинений:
В 5 т. СПб., 1995. Т. 1. С. 287–290.

 

 

…Особость Пушкина среди мировых гениев – выражение особости России и ее культуры. Не «превосходства», а вот именно особости, непохожести; начиная от многажды доказанной на практике непереводимости Пушкина (словно он – некий абсолют, по природе непересказуемый) или явления «мой Пушкин» (нет в других культурах «моего Шекспира», «моего Сервантеса», «моего Шиллера» и т. д.), до вот этой его центральности в национальной истории.

Тут напрашивается занятное сопоставление. Место, занимаемое Россией на Земле, исторически недавно получило на Западе название heartland. «Народ-художник», населяющий «сердечную область» нашей планеты, признает «центром», своего рода солнцем своей истории, национальных судеб не Царя или полководца, а поэта, писателя, «деятеля культуры»! – как хотите, в этом что-то есть.

С этим сердечным «чем-то» (включающим и непереводимость «абсолюта», и «у каждого свой Пушкин», и многое другое) в тесной связи, думается, состоит и наша система ценностей, где духовное, безусловно, выше материального, идеалы, безусловно, главнее интересов, нравственное важнее прагматического, совесть главнее корысти…

Вот на эту-то нашу особость, непохожесть – в глазах многих чуть ли не «идиотскую» (от названия романа Достоевского) – и совершается в течение уже двух десятилетий покушение…

Преподаватель филологического факультета рассказывает о семинаре по Пушкину, проведенном с 20 студентами. Разговор шел о стихотворении «Я вас любил…». Студентам был задан вопрос, как они понимают последние две строки: «Я вас любил так искренно, так нежно, / Как дай вам Бог любимой быть другим».

19 студентов ответили, что это… ирония. 20-й ответ был – насмешка.

Никому из ребят (а они сейчас, как правило, умные) не пришла в голову мысль о великодушии и безкорыстии, о готовности к жертве во имя другого, о той истинной любви, которая, по словам апостола Павла, «не ищет своего». Ни о чем человеческом. Словно и чувств таких не существует. В головы пришло только мелкое, своекорыстное и удручающе пошлое. «Рыночное».

На одном моем выступлении был задан – очень милой девушкой – такой вопрос: «Скажите, а почему Татьяна такая анемичная?»

Это – про девочку, которая, увидев героя, превратилась в клубок страсти, – см. в главе VI: «– Погибну, – Таня говорит, – Но гибель от него любезна…»; а последний ее монолог в VIII главе? И вот эта женщина – «анемичная»? Что это значит?!

А то значит, что у многих умных молодых людей человеческие чувства как-то отсыхают. А еще значит, что в наше время так порой понимается («анемичность») качество, которое когда-то называлось чистотой. Нынче оно, видимо, не совсем и не всем понятно. И то, что героиня не прыгает сразу в постель к герою, вызывает отношение снисходительное, едва ли не брезгливое.

Речь не о Пушкине: ему-то ничего не сделается. Речь – об искоренении из системы образования любых элементов просвещения – в культурном, моральном, человеческом смыслах этого слова; в вытеснении из процесса обучения детей и молодежи начал просветительского, воспитательного, культурного, гуманитарного началом чисто технологическим.

Если это деяние будет продолжаться и дальше, на месте, где была Россия, возникнет некий вариант царства Великого Инквизитора; возможно, даже и «аукаться именем Пушкина в наступающем мраке» (Вл. Ходасевич, 1921 г.) будет со временем некому. Настоящая же Россия уйдет, как Атлантида, – или в никуда, или, вместе с Пушкиным, в «музыку сфер»…

Школьники, студенты, учителя, ученые, деятели культуры и искусства, отцы и матери, – объединяйтесь! Отечество в опасности.

 

Валентин Семенович НЕПОМНЯЩИЙ,
литературовед, писатель, доктор филологических наук,
заведующий сектором изучения Пушкина, председатель
Пушкинской комиссии Института мировой
литературы Российской Академии наук (ИМЛИ РАН)

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник