ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы Русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – отдав и саму свою жизнь.

 

ОКРЕСТИН

БОРИС СЕМЕНОВИЧ

Родился в 1923 году в Москве в семье рабочего. В 16 лет поступил в аэроклуб, где с 1940 года трудился авиатехником. Без отрыва от основной работы освоил самолет, стал инструктором. На фронт попал лишь в 1942 году. Летал на легком ночном бомбардировщике По-2, затем – на штурмовике Ил-2. Совершил в общей сложности 406 боевых вылетов. 13 апреля 1944 года Борису Окрестину было присвоено звание Героя Советского Союза. Командир эскадрильи гвардии старший лейтенант Б. С. Окрестин погиб 6 июля 1944-го в бою за Минск, в возрасте 21 года.

 

...Борис Окрестин прославился как мастер бомбометания по аэродромам и железнодорожным эшелонам. Поистине героический подвиг совершил летчик при освобождении Никополя. Бои здесь шли ожесточенные. Уже с рассветом Окрестин вылетел на задание. Цель усиленно защищалась зенитным огнем. Вражеский снаряд попал в фонарь кабины пилота. Десятки острых осколков впились в лицо, руки, ноги и тело Бориса. Несмотря на такое тяжелое ранение, он до конца израсходовал боезапас и только тогда повернул самолет на свой аэродром. Оказался в госпитале. Но уже через несколько дней после выписки снова повел свой грозный Ил-2 на врага...

Как-то разведка донесла, что по дороге Алексеевка – Шолохово движется большая автоколонна противника. На ее штурмовку немедленно вылетели две группы, одну из которых возглавлял Борис. Подавив огонь зенитной артиллерии, летчики тремя заходами разбили 26 автомашин и уничтожили десятки фашистских солдат и офицеров. Немцы вывозили в Германию награбленное имущество и советских граждан. Эшелоны один за другим двигались сразу по двум железнодорожным путям. Чтобы затруднить преследование, враги с помощью путеразрушителей уничтожали за собой обе линии. Железнодорожные составы растянулись от Орши до Толочина. Наша авиаразведка насчитала на перегонах этого участка до 20 эшелонов. Свыше 10 поездов стояло на станциях. Командование фронта отдало приказ: немедленно застопорить их движение, уничтожить путеразрушители, чтобы сохранить в целости железную дорогу, не дать возможности увезти людей и имущество.

Эту ответственную задачу было поручено выполнить штурмовикам. В воздух поднялись две группы, ведомые Борисом Окрестиным и Леонидом Бедой. На земле договорились, что Окрестин пойдет в сторону головных эшелонов, а Беда ликвидирует путеразрушители. Борис летел вдоль железной дороги. Один за другим попадались эшелоны. По самолетам били пулеметы, на станциях встречали зенитные разрывы. Но он вел свою группу все дальше и дальше, не обращая внимания на огонь врага. «Надо найти головные эшелоны и разбить их, а эти уже никуда не уйдут. С ними мы „поговорим“ потом», – думал ведущий группы. Прошли дальше. Два поезда мчались на полной скорости, как на соревновании. Пролетели еще несколько километров. Путь был чист. «Значит, эти поезда идут первыми», – решил Окрестин.

 

 

Он развернул свою группу обратно, построил ее в пеленг и пошел в атаку. Один из эшелонов оказался впереди. Борис спикировал на него и с малой высоты сбросил две бомбы. Одна из них попала в паровоз. Труба и куски металла полетели в стороны. Ведомые Окрестина Григорий Викторов и Иван Фонарев сбросили свои бомбы посредине эшелона. Вагоны полезли друг на друга, валились на второй путь. Начался пожар. Когда с первым эшелоном было покончено, Окрестин ударил по второму. Он расстрелял из пушек паровоз, и тот сразу же осел набок. Метким был огонь ведомых. Состав загорелся. Последовал взрыв боеприпасов. Исковерканные вагоны полетели в стороны, окончательно перекрывая путь. Леонид Беда со своей группой в это время уничтожил путеразрушители. Боевой приказ штурмовики выполнили точно.

Вскоре начались ожесточенные бои за освобождение Белоруссии. Штурмовая дивизия, в которой воевал Б. С. Окрестин, была переброшена на запад. При уничтожении врага, попавшего в минский «котел», Борис неоднократно водил группу «илов» на штурмовку живой силы и техники противника и каждый раз возвращался с успехом. Особенно напряженным был бой 6 июля 1944 года. Враг во что бы то ни стало пытался вырваться из окружения. Летчики-штурмовики, ведомые Борисом Окрестиным, совершили в тот день по нескольку боевых вылетов, штурмовали скопления танков и автомашин.

Возвращаясь с последнего вылета, Окрестин вдруг увидел, как из лесу показалась большая группа вражеской пехоты, при поддержке танков она пошла в контратаку. Удар штурмовиков был эффективным. Несколько танков загорелись. Однако враг яростно сопротивлялся. По самолетам стреляли из всех видов оружия. В одном из заходов Борис Окрестин ввел Ил-2 в пикирование и стал бить из пушек и пулеметов по врагу. Летевшие рядом видели, как фашисты сосредоточили огонь по ведущему самолету и подожгли его, но он не сворачивал в сторону и продолжал приближаться к цели. Не выходя из пикирования, горящая машина врезалась в скопление техники и живой силы противника. Мощный взрыв потряс воздух, как бы послужив сигналом к атаке наших войск.

Летчики уничтожили укрепленный лагерь фашистов – после удара наших штурмовиков он представлял собой картину сплошного разрушения. На этом поле битвы было найдено тело погибшего при штурмовке Героя Советского Союза Бориса Семеновича Окрестина. Похоронили Бориса в Минске с воинскими почестями. Его жизнь была короткой, но яркой. Уже посмертно он был награжден орденом Отечественной войны I степени.

 

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По материалам http://otvoyna.ru

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник