АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ
ГЛАВА 23:
§ 1
ЧИН, БЫВАЕМЫЙ, АЩЕ
СЛУЧИТСЯ
ЧЕСОМУ СКВЕРНОМУ ЯКОВОМУ-
ЛИБО ВПАСТИ
В КЛАДЯЗЬ ВОДНЫЙ
Апостол Павел в Первом Послании к Тимофею сказал: Зане всякое создание Божие добро, и ничтоже отметно, со благодарением приемлемо, освящается бо словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4, 4–5). Посему хотя нет ничего нечистого и скверного в тех вещах, которые Господь создал весьма добрыми, однако, когда они возмущают нашу совесть и помышления, как вещи, к которым прикасались животные нечистые, и потому почитаются нечистыми и оскверненными, тогда Святая Церковь, желая пособить «несовершенней мысли нашей и немощи помышлений», как сказано в молитве, положенной на сей случай, и устранить подозрение скверны и нечистоты, внушаемое «кознию диавольскою», – как показано в следующей молитве над оскверненною пшеницею, – творит очищение оскверненного вещества различным образом: вычерпыванием оскверненной воды из кладезя, омовением сосуда и, наконец, освящением и молитвами; – и потом, чтобы устранить всякое зазрение совести от прочих, сам священник, который благословил и освятил вещество святою водою и возжженным фимиамом, первый вкушает несколько из освященного сосуда, утверждая своим примером, что благословение Церкви очистило скверну известного вещества и освободило его от вреда и порчи.
§ 2
МОЛИТВА НАД ПШЕНИЦЕЮ
ОСКВЕРНИВШЕЮСЯ И ПРОЧ.
В Требнике на «Чин, бываемый, аще случится скверному чесому впасти в сосуд вина и елея» показано: «Аще же случится впадшему нечистому закосневшему в сосуде вина или елея согнити, подобает излияти сии вино и елей, и ничесому же сих прикасатися». Здесь должно разуметь жидкости, вино и елей. Но если то же масло будет в сгущенном виде, или какая-либо другая сухая снедь, как, например, пшеница, то должно поступить по следующему Уставу святого Григория Великого (кн. 3, гл. 40): «Если в пшенице или другой какой-либо сухой снеди, например, в меду, масле и сгущенном молоке найдется мышь или другое какое-либо нечистое животное мертвым: то вещество, находящееся около самых животных, должно быть выброшено, а все остальное должно быть окроплено святою водою и употребляемо в пищу без смущения».
§ 3
МОЛИТВА НА ОСНОВАНИЕ ДОМУ
Эта молитва, равно как и следующая за нею, читается или при малом освящении воды, или при молебне, избираемом по желанию священника или хозяина дома.
§ 4
МОЛИТВА, ЕГДА КТО
ИМАТЬ ВНИТИ В ДОМ НОВ
В Ветхом Завете Сам Бог дозволил Своему народу освящать новые их храмины или домы, когда сказал: Кий человек, создавый храмину нову, и не обнови (т. е. освяти) ея? (Втор. 20, 5). Так и всякий христианин, надеясь приобрести себе небесную благодать и желая обратить к себе вожделеннейшие слова, изреченные некогда Моисеем: Благословен ты во граде и благословен ты на селе (Там же. 28, 3), старается вознести к Богу свое моление об излиянии благословения Божия на новое свое жилище. Итак, достоин особенной похвалы тот обычай, по которому Церковь благословляет новые домы, освящает и прочие места, обитаемые верующими, и для освящения их имеет особые молитвы.
§ 5
МОЛИТВА НА
ОТВЕРЗЕНИЕ ЦЕРКВЕ,
ОТ ЕРЕТИКОВ ОСКВЕРНШЕЙСЯ
«На отверзение церкве». Выражение «отверзать церковь» значит дозволить в ней священнодействовать; а церкви, в которых запрещено служить, называются заключенными. Святой Никифор (в кн. 7, гл. 39) говорит: «Повелением Иовиниана церкви Божии снова отверсты, а капища еллинов (идолопоклонников) заключены». Т. е. в этих капищах воспрещено идольское служение, а церкви христианские разрешены на благочестивое священнодействие.
§ 6
ОСКВЕРНЕНИЕ
ЦЕРКВИ ЕРЕТИКАМИ
«От еретиков оскверншиеся». От еретиков церкви оскверняются не только тогда, когда они, вторгаясь насилием, совершают в них свои беззаконные обряды, но и тогда, когда они вносят в них мертвецов своих. Посему Святейший Патриарх Тарасий (память его февраля 25), увидев церковь, оскверненную и поврежденную таковым нечестием современных ему еретиков, в словах молитвы: «…аще кий от еретическаго начинания приразится укор святому Твоему жертвеннику», выражает сомнение касательно сохранения святости жертвенника, к которому имели доступ еретики. Для отвращения сего страха, поселившегося в мыслях по случаю непрямых еретических начинаний, настоящею молитвою освящаются и обновляются все церковные сосуды и утвари, оскверненные дыханием еретическим.
§ 7
МОЛИТВА, ГЛАГОЛЕМАЯ
ПО ВХОДЕ
ВО ХРАМ,
В НЕМЖЕ СЛУЧИТСЯ
ЧЕЛОВЕКУ
УМРЕТИ НУЖДНО
«Человеку умрети нуждно». Под именем «нуждной» смерти человека разумеется смерть насильственная или нанесенная каким-либо внезапным случаем, как показывают это и следующие слова молитвы: «…и от нападения нуждныя смерти».
§ 8
ОСКВЕРНЕНИЕ ЦЕРКВИ
НЕЧИСТЫМИ ЖИВОТНЫМИ
«Или умре или роди». Всегдашнее мнение восточных таково, что та церковь почитается оскверненною, по древнему закону, в которой умрет или родит нечистое животное. Потому и в настоящей молитве означено: «…по древнему Твоему закону нежертвеннаго и нечистаго». Дабы отразить такой неприличный и отвратительный случай, настоящая молитва умоляет Бога «очистити храм сей» и проч. Впрочем, древние отцы никогда не почитали осквернением для церкви случая, последовавшего от рождения или смерти животных чистых: потому что чистых животных в Ветхом Завете приводили во святая и в том же самом храме закалали и приносили Богу в жертву. По уважению к богопредписанным законам обрядов ветхозаветных, Святая Церковь христианская, памятуя свое прежнее состояние, могла снести рождение или непредвиденную смерть чистых животных в храме Божием.
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
Окончание. Начало см. на стр. 8
Однако вышло лишь два номера «Паруса» – 3 и 10 января 1859 года. Гнев цензуры вызвала помещенная во втором номере статья М. П. Погодина о внешней политике, критикующая Русских дипломатов за служение Европе, а не России. За такие высказывания, а также за открытие не утвержденного официально славянского отдела газету закрыли. Иван Сергеевич был вытребован в Петербург и допрошен в Третьем отделении.
В октябре 1861 года Аксаков начинает редактировать еженедельную газету «День». Именно она сделала имя мыслителя знаменитым во всей России и за ее пределами.
Помимо передовиц, «День» имел отделы: «Литературный», «Областной» (посвященный жизни Русской провинции), «Славянский» (посвященный проблемам славянских народов и славянского движения), «Критический», «Смесь». Политический отдел цензура не разрешила. Среди сотрудников были не только давние товарищи по кружку славянофилов (Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев и др.), но и новые бойцы славянофильства: М. О. Коялович, И. Д. Беляев, Н. П. Гиляров-Платонов, Ф. В. Чижов, О. Ф. Миллер и проч., ряд польских, чешских и сербских авторов.
«День» начал выходить в момент серьезнейшего кризиса, поставившего Россию на грань революции и распада. С высоты опыта ХХ века пореформенное время 60–70-х годов XIX столетия может показаться периодом процветания и стабильности. В действительности это были годы революционной ситуации, сепаратистских мятежей, нигилизма, экономических потрясений, жесточайшего социального расслоения, инородческого засилья во всех сферах Русской жизни. Можно только восхититься тем, что в то время Россия устояла, сохранила свою традиционную форму правления и достигла вершин культурного развития. И в этом – заслуга таких деятелей, как Иван Аксаков.
«ПОРА ДОМОЙ!»
Вождь славянофильства скончался 27 января 1886 года. Император Александр III удостоил вдову покойного телеграммой: «Императрица и Я с душевным прискорбием узнали о внезапной смерти Вашего мужа, которого уважали как честного человека и преданного Русским интересам. Дай Бог Вам сил перенести эту тяжелую сердечную потерю». Похоронен Иван Сергеевич Аксаков был в Троице-Сергиевой лавре, при небывалом стечении народа.
После смерти мыслителя те силы, которые не смогли победить его при жизни, пытались предать его имя забвению...
Многие свои статьи Аксаков заканчивал призывом: «Пора домой!», подчеркивая тем самым необходимость возвращения к устоям исконной Руси. Великое, но до сих пор невостребованное как должно богатство славянофильской мысли может указать блуждающей России нового тысячелетия заветные дороги «к дому».
Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Источник: Лебедев С.
Предисловие // Аксаков И.
Наше знамя – русская народность.
М., 2008. С. 5–67.
Могила И. С. Аксакова в Троице-Сергиевой лавре