ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦАРСКОЕ СЛОВО ВЛАДЫК ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

 

Совесть наших дней

 

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев; 1927–1995) – одна из ярчайших личностей в Русской истории XX века. Богослов, историк, публицист, молитвенник, мудрый духовник и пастырь, он громко говорил о необходимости возрождения идеалов Святой Руси, о том, что государственное устройство должно основанием своим иметь Православную веру. Голос владыки Иоанна звучал в трудные 90-е годы ХХ века как набатный колокол, пробуждая Русскую совесть. По случаю памяти святителя в рубрике «Царское слово Владык» предлагаем к прочтению небольшие фрагменты из его актуальнейшего наследия.

 

К деятелям
патриотической печати

 

…Приветствую вас и в первую очередь хочу сказать о вашей особой ответственности перед Русским державным народом – об ответственности за его нравственное, духовное и политическое здоровье, за его судьбу в пору тяжелейшего испытания всероссийской смутой.

Русский взгляд на мир веками основывался на осмыслении жизни как религиозного долга и совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания. Целью жизни россиян всегда было посильное воплощение высоких духовных начал, безсмертной хранительницей которых является из века в век Русская Православная Церковь. «Ищи Царствия Небесного, а остальное все приложится», – издревле говорили на Руси.

Нам необходимо терпеливо, с любовью и тщательностью возвращать людям украденные у них сокровища живой, осмысленной веры. Уже сегодня Русская идеология, объединяющая благонамеренных россиян, должна освободиться от всех химер, навязываемых обществу дирижерами нынешней смуты, должна признать естественный нравственный закон, общепринятые нормы морали основополагающими ценностями Русской жизни, подлежащими общественной охране и государственной защите; категорически отказаться от сомнительных «прав человека», гибельно влияющих на состояние общества (извращенцы и маньяки, проповедники насилия, безстыдства и вседозволенности не имеют никаких «прав» уродовать нашу жизнь и растлевать наших детей).

Русская идеология должна признать общественные обязанности человека, его гражданский долг первичными по отношению к личным правам и отвергнуть современный культ индивидуализма.

Мы обязаны всемерно возрождать общинные традиции, опираясь на вековые корни российского патриотизма. Нам необходимо прилагать все усилия к воссозданию государственной политики сохранения национально осмысленных, традиционных ценностей Русской жизни, к признанию самобытности нашего пути – пути православного самодержавного государственного строительства, для чего следует раз и навсегда отказаться от слепых заимствований чужого, в первую очередь, западного опыта.

Мы обязаны гласно и открыто признать тот очевидный факт, что у России есть многочисленные недоброжелатели, и четко, поименно обозначить враждебные Русскому народу силы. Для этого нужно восстановить в общественном сознании реальную картину современного положения страны и отказаться от преступной безпечности в деле поддержания национальной безопасности... <…>

Патриотическая печать много сделала для обличения губительного зла, для возрождения народного самосознания. Однако ее, как и всю российскую жизнь в целом, пронизывает дух разделения и разобщения. В ней царит дух осуждения ближних и отсутствует покаянная мирность по отношению к соратникам по борьбе за возрождение России. <…> Путь один – покаянная перемена образа мыслей и действий в соответствии с Христовой заповедью любви и прощения обид. <…>

Господь всемогущий и милосердный, видя наше желание встать на путь исправления и справедливости, силен помиловать Россию и даровать нам все потребное для спасения и воссоздания Родины. Да будет так! Аминь.

 

Митрополит Иоанн (СНЫЧЕВ)

 

Одоление смуты. Слово к Русскому народу.
СПб., 1995. С. 135–137.

 


 

Возвращение к Русской симфонии

 

 

-Ваше Высокопреосвященство, идея проведения Всероссийского монархического совещания (состоялось в 1994 г., – примеч. ред.), которое восстановило бы историческую правду о Самодержавной власти в России и о Русских Государях, нашла поддержку в самых широких кругах нашего общества. Как Вы оцениваете своевременность этой инициативы?

 

– Необходимость тщательного, кропотливого и всестороннего изучения богатейшего опыта Русской православной государственности назрела уже давно. Ведь наше нынешнее разорение, внутреннее и внешнее, духовное и политическое, культурное и экономическое, есть во многом следствие того преступного равнодушия, с которым мы до сих пор относимся к собственной истории, в особенности к ее державному и соборному элементам.

Русь, по милости Божией, была создана и возвеличена совокупным неустанным трудом «священной сугубицы» – Церкви и государства, власти светской и духовной, воплощенных благодатными фигурами Помазанника Божия – Царя и церковного предстоятеля – Патриарха. Их гармоничное и творческое сослужение, получившее название «симфонии властей», стало воистину «Русской симфонией», позволившей России за долгие столетия ее бурной истории одолеть все беды и напасти, смуты и мятежи, агрессии и войны, в изобилии обрушивавшиеся на страну.

Не зря начальным моментом революции, отправной точкой страшной Русской трагедии, унесшей в своих кровавых водоворотах миллионы жизней и безжалостно изуродовавшей православную душу Святой Руси, – стало вырванное у Государя Императора Николая II насилием и ложью отречение от престола. Обманутый изуверами народ, в ослеплении своем, в тщетном порыве построить «рай на земле» – без Бога, вопреки Его святым заповедям, отверг Богоустановленную власть, презрел святыню и отдал Помазанника Божия на поругание, разделив с преступниками, совершившими екатеринбургское злодеяние, страшный грех цареубийства.

Грех сей доныне тяготеет над нами, не позволяя России сбросить иго бездуховности, безбожия и воспрять во всем величии своего державного блеска и соборного благочестия. Его, как и любой другой грех, можно избыть лишь раскаянием пред лицом Божиим, но пока такого раскаяния не видно, ибо по слову Святых Отцов – «плод покаяния есть исправление и перемена жизни». <…>

Если созываемое монархическое совещание поможет нашему народу осознать эти печальные духовные реальности, поможет ему прозреть и вернуться в лоно Святой Православной Церкви, в ограду Русской православной государственности – благослови вас Бог и помоги вам в ваших благородных начинаниях!

 

– Спасибо, Владыко. Ваши слова ободряют и обнадеживают. Но как нам, Русским православным патриотам, разрешить недоумение, связанное с тем, что не все церковные иерархи разделяют высказанный Вами взгляд на вещи. От некоторых приходится даже слышать, что Церковь Христова, издавна существовавшая при самых разных формах государственной организации, безразлична к тому, как устроено государство. Неужели, действительно, главная задача Церкви – спасение душ человеческих – может одинаково успешно решаться при богоборческой антихристианской власти и в благодатной атмосфере Богоустановленной православной государственности?

– <…> Церковь ввергается в искушения и изымается из них по воле Божией, в соответствии с недомыслимым Промыслом Его, и это промыслительное устроение церковного бытия ни в коем случае не может служить для отдельных людей – будь они простыми мирянами или высокопоставленными иерархами – оправданием их равнодушия и бездействия, когда речь заходит о построении христианской государственности.

Каждый из нас обязан в меру своего разумения и сил стремиться к искоренению зла. В жизни личной это предполагает христианский подвиг, посильное аскетическое, молитвенное делание, хранение ума и сердца от греховных мыслей, желаний и чувств, воздержание от греховных дел и поступков. В области семейной борьба со злом предусматривает устройство семьи по образцу «малой церкви», хранение мира и верности между супругами, воспитание детей в послушании и благочестии.

В свою очередь, сфера общественного, государственного устройства не является исключением. Каждый должен стремиться уничтожить зло и в этой области или хотя бы свести его возможности до минимума. При том вполне очевидно, что наилучшее, оптимальное решение таких задач станет возможным лишь тогда, когда в основание всей конструкции государственного механизма будет положен всесовершенный закон Божий – т. е. когда Россия вернет себе изначальную, богоугодную форму Христианской Державы. Ее многовековым историческим воплощением являлось Русское Православное Царство...

 

Из беседы митрополита Иоанна
с председателем Оргкомитета
Всероссийского монархического
совещания В. М. Клыковым

 

Одоление смуты. Слово к Русскому народу.
СПб., 1995. С. 253–260.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник