ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Лучше хорошего

 

 

Преподобная Евстохия воспитывалась под надзором благочестивой вдовы Маркеллы, но нелегко было дочери сенаторской, девушке из самого аристократического и богатого дома, решиться на нищету Христову, тем более что Евстохия первая из благородных дев Рима решалась посвятить себя девству.

Родные восстали с силою против ее монашества. Тетка Протекстата, аристократка высшего полета, по воле мужа сбросила с Евстохии смиренную одежду ее и пышно нарядила ее, «желая победить решимость дочери и желание матери». Что же случилось? Бог – Помощник добру и против греха. По известию блаженного Иеронима, «в ту же ночь видит она – тетка, – явился ей грозный ангел и говорит: „Ты ли смела предпочесть волю мужа воле Христовой? Ты коснулась святотатственными руками главы девы Божией. Руки твои будут сохнуть, чтобы почувствовала ты себя; спустя пять месяцев приблизишься ты к гробу. Если будешь упорствовать в нечестии, лишишься и мужа, и детей“. Все выполнилось в свое время, и позднее раскаяние запечатлела смерть».

Сильная духом дева твердо шла своим путем и не смотрела на суд гордого мира. Святой Иероним справедливо писал: «Кто храбрее Евстохии, которая обетом девства взяла в плен ворота благородства и гордость консульского рода?»

 

Девство есть образ жизни ангелов, отличительное свойство всякого безплотного естества. Мы говорим это, не порицая брака, – да не будет! Ибо мы знаем, что Господь, во время Своего пребывания [на земле], благословил брак; [знаем также слова] сказавшего: честна женитва и ложе нескверно (ср.: Евр. 13, 4); но [зная это] признаем, что девство – лучше хорошего [самого по себе] брака.

Преподобный Иоанн Дамаскин

 

Блаженный Иероним, содействовавший советами Евстохии в решимости жить девою для Господа, в 383 году написал для нее обширное сочинение о девстве. «Пока мы живем в этом хрупком теле, – писал он, – пока носим сокровище в глиняном сосуде (см.: 2 Кор. 4, 7), и плоть борется с духом, как дух с плотью (см.: Гал. 5, 17), дотоле нет верной победы. Потому постоянно необходимы смирение и труд. Особенно для молодого тела нужно воздержание: свобода, какую дозволяют себе многие в этом отношении, вызывает жалкие последствия. Надобно уклоняться от сношения с лицами, от которых веет мирщиною. Редко ходите и на поклонение мученикам, поклоняйтесь им в келье вашей. Трудно, чтобы душа человеческая не любила ничего, не увлекалась какими-нибудь чувствами. Пусть же плотская любовь побеждается любовью духовною, пусть одно желание ослабляется другим. Обливайте, обмывайте ложе ваше, бодрствуйте в уединении; пойте сердцем и устами: „Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающего вся беззакония твоя, исцеляющего вся недуги твоя“. Преимущества девственной жизни слишком высоки, чтобы не уважать и не любить их полною душою».

Указывая на средства охранять дорогое сокровище, предлагает как можно более оставаться в уединении, заниматься молитвою, не слушать льстецов. «Не уверяйте себя, будто вы молоды, нежны, слабы и потому не можете заниматься рукоделием. Не отзывайтесь ни о ком дурно; попостясь несколько дней, не думайте, будто превосходите тем в добродетели людей, которые не постятся. Пусть вы и поститесь, но можете быть нетерпеливы, заносчивы; а другой не постится, зато кроток и смирен».

 

 

Надобно притом опасаться и тщеславия, не выставлять из себя особенности. «Когда поститесь, будьте веселы лицом. Одеяние ваше пусть будет довольно чисто, а не гнусно, чтобы проходящие не указывали пальцем». «Как и тщеславие, скупость – вещь дурная».

Изобразив жизнь разных подвижников Востока, говорит: «Не смотрите на тех, которые заботливы о плоти, о приобретении имущества, считают доходы. Не говорите: „Та и та пользуется своею собственностью, в почете у людей, к ней собираются братья и сестры, и перестала ли она быть девою?“ Бог смотрит на нас не так, как люди. Если по телу она и дева, но не знаю, дева ли она по душе? Апостол так определил деву: „да будешь святою по телу и по душе“ (ср.: 1 Кор. 7, 34). Надобно нам смотреть не на жизнь грешных, а на жизнь святых, мучеников, апостолов».

 

Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского.
Т. 2. М., 2011.

 

 

 

18 сентября / 1 октября. Понедельник.

Преп. Евмения, еп. Гортинского (VII). Преп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (прославление 1698). Преп. Илариона Оптинского (1873). Мц. Ариадны (II). Мцц. Софии и Ирины (III). Мч. Кастора. Вмч. Бидзины, мчч. Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (ок. 1660) (Груз.). Сщмчч. Алексия Кузнецова и Петра Дьяконова пресвитеров (1918); сщмчч. Амфилохия, еп. Красноярского, Иоанна Васильева, Бориса Боголепова, Михаила Скобелева, Владимира Чекалова, Вениамина Благонадеждина, Константина Твердислова пресвитеров и мч. Сергия Ведерникова (1937). Молченской (1405), именуемой «Целительница», и Старорусской (возвращение ее в Старую Руссу в 1888 г.) икон Божией Матери.

 

19 сентября / 2 октября. Вторник.

Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Блгвв. кнн. Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских, чудотворцев. Преп. Алексия Зосимовского (1928). Мч. Зосимы пустынника (IV). Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1147). Сщмч. Константина Голубева пресвитера и с ним двух мучеников (1918); сщмч. Николая Искровского пресвитера (1919); сщмч. Константина Богословского пресвитера (1937); сщмч. Нила Смирнова пресвитера, прмц. Марии Мамонтовой-Шашиной (1938).

 

20 сентября / 3 октября. Среда.

Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118). Мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Преп. и блгв. кн. Олега Брянского (ок. 1285). Собор святых Брянской митрополии. Сщмчч. Феоктиста Смельницкого и Александра Тетюева пресвитеров (1937).

 

21 сентября / 4 октября. Четверг.

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Ап. от 70-ти Кодрата (ок. 130). Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752). Преп. Даниила Шужгорского (XVI). Преп. Иосифа Заоникиевского (1612). Сщмчч. Ипатия епископа и Андрея пресвитера (ок. 730–735). Свтт. Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мчч. Евсевия и Приска. Сщмчч. Александра Федосеева, Алексия Стабникова, Константина Широкинского, Иоанна Флерова пресвитеров (1918); прмч. Маврикия Полетаева и мч. Василия Кондратьева (1937); сщмчч. Валентина Никольского, Александра Белякова, Иоанна Лазарева, Андрея Бенедиктова, Петра Сахаровского, Иоанна Никольского пресвитеров (1937); сщмч. Иоанна Быстрова пресвитера (1938); сщмч. Василия Крымкина пресвитера (1942).

 

22 сентября / 5 октября. Пятница.

Прор. Ионы (VIII в. до Р. Х.). Сщмч. Фоки, еп. Синопийского (117). Преп. Ионы пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных. Блж. Параскевы Дивеевской (1915). Преп. Ионы Яшезерского (после 1592). Преп. Макария Жабынского, Белевского, чудотворца (XVII). Собор Тульских святых. Мч. Фоки вертоградаря (ок. 320). Прав. Петра, бывшего мытаря (VI). Cщмч. Феодосия Бразского (1694) (Румын.). Сщмч. Вениамина, еп. Романовского (1932).

 

23 сентября / 6 октября. Суббота.

Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977). Препп. жен Ксанфиппы и Поликсении (109). Мц. Ираиды девы (ок. 308). Мчч. Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина (IX). Сщмч. Иоанна пресвитера (1937).   Словенской иконы Божией Матери (1635).

 

24 сентября / 7 октября. Неделя 19-я по Пятидесятнице.

Первомц. равноап. Феклы (I). Преп. Никандра пустынножителя, Псковского, чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612). Преп. Коприя (530). Св. Владислава, короля Сербского (после 1264). Сщмч. Василия Воскресенского диакона (1918); сщмчч. Андрея Быстрова и Павла Березина пресвитеров, прмч. Виталия Кокорева и мчч. Василия Виноградова, Сергия Михайлова и Спиридона Савельева (1937); сщмч. Никандра Гривского пресвитера (1939). Мирожской иконы Божией Матери (1198).

 

25 сентября / 8 октября. Понедельник.

Преп. Евфросинии Александрийской (V). Преставление преп. Сергия, игумена Радонежского, чудотворца (1392). Преп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1592). Преп. Досифеи затворницы, Киевской (1776). Прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III). Св. Николая Розова исп., пресвитера (1941). Обретение мощей сщмчч. Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1985).

 

26 сентября / 9 октября. Вторник.

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II). Свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России (прославление 1989). Преп. Ефрема Перекомского, Новгородского (1492). Прав. Гедеона, судии Израильского (XII в. до Р. Х.). Сщмчч. Афанасия Докукина, Александра Левитского и Димитрия Розанова пресвитеров, мчч. Иоанна Золотова и Николая Гусева (1937); сщмч. Владимира Вятского пресвитера (1939).

 

27 сентября / 10 октября. Среда.

Мч. Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных (304). Преп. Савватия Соловецкого (1435). Апп. от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I). Мц. Епихарии (284–305). Преп. Игнатия (963–975). Сщмч. Петра, митр. Крутицкого (1937). Сщмч. Димитрия Шишокина пресвитера (1918); сщмчч. Германа, еп. Вольского, и Михаила Платонова пресвитера (1919); сщмч. Феодора Богоявленского пресвитера (1937).

 

28 сентября / 11 октября. Четверг.

Препп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преп. Сергия Радонежского. Преп. Харитона Исповедника (ок. 350). Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преп. Антония) почивающих. Преп. Харитона Сянжемского (1509). Преп. Иродиона Илоезерского (1541). Прор. Варуха (VI в. до Р. Х.). Мчч. Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодора и прочих (IV). Блгв. кн. Вячеслава Чешского (935). Обретение мощей прмц. вел. кн. Елисаветы (1918). Мц. Анны Лыкошиной (1925); прмч. Илариона Громова, прмц. Михаилы Ивановой (1937); прмц. Татианы Чекмазовой (1942).

 

29 сентября / 12 октября. Пятница.

Преп. Кириака отшельника (556). Сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского (1934). Мчч. Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Преп. Феофана Милостивого.

 

30 сентября / 13 октября. Суббота.

Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335). Преп. Григория Пельшемского, Вологодского, чудотворца (1442). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992). Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев (начало IV). Сщмч. Прокопия Попова пресвитера (1918); сщмчч. Петра Соловьева, Вячеслава Занкова, Петра Пушкинского, Симеона Лилеева, Василия Гурьева, Александра Орлова пресвитеров, Серафима Василенко диакона, прмц. Александры Червяковой, мчч. Алексия Серебренникова и Матфея Соловьева, мц. Аполлинарии Тупицыной (1937).

 

1/14 октября. Неделя 20-я по Пятидесятнице.

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Ап. от 70-ти Анании (I). Преп. Романа Сладкопевца (ок. 556). Преп. Саввы Вишерского, Новгородского (1461). Мч. Домнина Солунского (IV). Прмч. Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36-ти преподобномучеников (780–790). Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.). Собор Молдавских святых. Сщмч. Алексия Ставровского пресвитера (1918); сщмч. Михаила Вологодского пресвитера (1920); сщмчч. Александра Агафоникова, Георгия Архангельского, Николая Кулигина пресвитеров, мч. Иоанна Артемова (1937). Люблинской, Псково-Покровской, Касперовской, Браиловской, Гербовецкой и Барской икон Божией Матери.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник