ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы Русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – отдав и саму свою жизнь.

 

КОМАРДИНКИН

КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ

Родился в 1918 году в деревне Алпатьево Луховицкого района Московской области. В 1937 году вместе с родителями переехал в Москву. Работал на заводе электромонтером, одновременно учился в аэроклубе. Окончил военную авиационную школу. Служил на Дальнем Востоке. С 1943 года – в действующей армии, сражался на Северо-Кавказском и Южном фронтах. Был командиром звена, а затем эскадрильи истребительного полка. Только с 19 апреля по 25 октября 1943 года совершил 90 боевых вылетов, провел 35 воздушных боев, сбил лично 18 вражеских самолетов и три уничтожил на земле. Звания Героя Советского Союза удостоен 1 ноября 1943 года. 17 апреля 1944-го погиб в воздушном бою близ Севастополя.

 

Есть в Москве улица с красивым названием – Фестивальная. До начала 60-х годов часть ее составляла одна из улиц поселка Ново-Ховрино, где среди многочисленных деревянных одноэтажных строений стоял и домик московского рабочего Петра Ивановича Комардинкина. Здесь, в этом тихом поселке, вместе с родителями и жил Костя Комардинкин. Отсюда вместе с отцом, братом и сестрами отправлялся он по утрам на работу, вечерами – в аэроклуб. Отсюда, из Ховрина, по путевке комсомола уезжал в военно-авиационную школу, а позднее – на фронт.

После окончания авиашколы в звании лейтенанта Константин Комардинкин был направлен на Дальний Восток. В 1942 году его назначили командиром звена. С первых дней Великой Отечественной Константин писал рапорт за рапортом с просьбой отправить его на фронт. Но ему каждый раз отказывали. И лишь в апреле 1943-го в составе 274-го авиаполка он прибыл на боевой аэродром. Два месяца Константин воевал на Северо-Кавказском фронте, где показал себя отличным летчиком-истребителем и отважным воздушным бойцом.

Враг, отступая, оказывал упорное сопротивление, цеплялся за каждый рубеж. В воздухе шли ожесточенные бои. Наши летчики по нескольку раз в день вылетали на боевые задания. Эти вылеты стали для Комардинкина хорошей школой. Уже в конце апреля он сбил первый вражеский самолет. 7 мая 1943 года Константин в составе шестерки советских истребителей вылетел на перехват большой группы фашистских бомбардировщиков Ю-87, направлявшихся в сопровождении истребителей Ме-109 бомбить наши войска. Завязался ожесточенный воздушный бой, во время которого было сбито десять немецких самолетов, два из них – Комардинкиным. Уцелевшие «юнкерсы», безпорядочно сбросив бомбы, поспешили уйти.

Особенно запомнился Константину воздушный бой 11 мая 1943 года на Кубани, над станицей Крымской. Прикрывая наши наземные войска, четверка истребителей, возглавляемая Комардинкиным, встретилась в тот день с большой группой вражеских бомбардировщиков, шедших под прикрытием восьми истребителей. «Юнкерсы» готовились уже нанести удар по советским войскам, когда на них сверху неожиданно обрушились наши самолеты.

– Атакуем звеном! – скомандовал Константин и ринулся на врага. С первой же атаки он сбил один «юнкере». Строй вражеских бомбардировщиков был нарушен.

После короткой очереди загорелась вторая немецкая машина. Но в тот же момент подвергся атаке и самолет Комардинкина. Фашистам удалось поджечь его. Летчик был ранен в руку. Попытка сбить пламя не удалась. Истребитель продолжал гореть.

Что делать? Бросать машину или тянуть, пока можно, до аэродрома? Константин выбрал последнее. И, несмотря на нестерпимую боль в руке, на дым, заполнивший кабину, он сумел довести объятую пламенем машину до своего аэродрома и благополучно произвести посадку.
За боевые подвиги на Северо-Кавказском фронте Комардинкин был награжден двумя орденами Отечественной войны.

 

 

Летом 1943 года Константин побывал в Москве, встретился с родителями, сестрами, знакомыми, работавшими на предприятиях столицы. Съездил в Химки и на канал Москва – Волга; сходил на речку Лихоборку, где не раз купался до войны; побывал на одном из заводов, посмотрел, как рабочие выполняют заказы фронта. Напряженный героический труд москвичей, самоотверженно переносивших невзгоды и лишения военного времени, еще больше вдохновил летчика на подвиги во имя освобождения Родины от немецко-фашистских захватчиков.

В начале сентября 1943-го авиационный полк, в котором Комардинкин занимал должность заместителя командира эскадрильи, прибыл на Южный фронт. И снова жаркие схватки с врагом. Летчики ежедневно производили по несколько боевых вылетов, не давая противнику бомбить наши наземные войска.

На Южном фронте Комардинкину пришлось выполнять и ответственные боевые задания по разведке во вражеском тылу. Летая в радиусе до 150 километров, он сообщал советскому командованию ценные данные о сосредоточении немецких войск, движении их мотомеханизированных колонн, расположении аэродромов. Одновременно с выполнением задач по разведке тыла врага Комардинкин неоднократно сам штурмовал его аэродромы, а однажды участвовал в групповом налете советских штурмовиков и истребителей на немецкий аэродром в Новогригорьевске, во время которого было уничтожено до 40 самолетов.

За проявленный в боях героизм в ноябре 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Константину Петровичу Комардинкину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вскоре Комардинкина назначили командиром эскадрильи и наградили орденом Красного Знамени. Ему присвоили также очередное воинское звание капитана. В апреле 1944 года войска 4-го Украинского фронта при поддержке 8-й воздушной армии и авиации Черноморского флота, прорвав оборону немцев, развернули боевые действия по освобождению Крыма. Участвовала в этих боях и эскадрилья Константина. Здесь он тоже действовал смело и решительно. Летчики эскадрильи старались равняться на своего командира.

Наступило 17 апреля 1944 года. Комардинкин, получив задание командования, немедленно повел четверку истребителей на прикрытие советских войск, наступавших на Севастополь с востока. В 17 часов 10 минут на высоте 4 тысячи метров наши истребители вступили в бой с восьмеркой немецких истребителей «Фокке-Вульф-190». Пользуясь двойным превосходством в силах, вражеские истребители, зайдя со стороны солнца, разбились на четыре пары и атаковали нашу четверку. Советские летчики, уклонившись от боя и набрав высоту, сами пошли в атаку. В жарком бою Константин сбил один немецкий «фоккер». Но в это время сам был атакован сразу двумя самолетами. В этом ожесточенном неравном бою капитан Комардинкин пал смертью храбрых. По сообщению наших наземных войск, его самолет упал в море северо-западнее Севастополя.

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По книге: Герои огненных лет
(Очерки о москвичах – Героях
Советского Союза): [В 10 кн.] /

Под ред. А. М. Синицына. М., 1984.

Кн. 7.  С. 215–220


Продолжение следует

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1). 

 

ЦАП – козел.

ЦАПАТЬ – подбивать клин.

ЦАРИЦЫНСКАЯ ЛИНИЯ – полоса укреплений, основанная в 1719 году. Должна была пересекать Волго-Донской водораздел, излюбленную дорогу грабительских отрядов кочевников, турок и кубанских татар для нападений на окраины России. Там воздвигли несколько земляных крепостей – Донецкую, Грачи, Мечетную, Оскор – с принадлежащими им форпостами. На своей земле донцы согласились занимать их своими гарнизонами, для чего высылали от 800 до 1200 человек. На астраханской же земле службу несло Волгское казачье войско. Когда в 1777 году была основана на юг от нее Азовско-Моздокская линия, Царицынскую линию упразднили за ненадобностью.

ЦАРСКИЙ КУС – первый улов с зимнего багрения рыбы, отсылавшийся уральскими казаками в дар Царскому двору.

ЦЕПИ – древний способ охраны водных путей от безконтрольного прохода чужих судов и от морских набегов иноплеменников. Поперек входа в залив или устья реки протягивались на плавучих баканцах массивные стальные цепи, пересечь которые на судне без большого шума не представлялось возможности. Этим способом пользовались греки, византийцы, а после них турки, перегородившие цепями выход из Дона.

ЦЫБАР, ЦЫБАРКА – ведро.

ЦЫДУЛКА – письмо, записка; в военном смысле – донесение.

ЦЫМЛЯНСКАЯ – станица Первого Донского округа на правом берегу Дона у подошвы высокой горы; 12 тыс. жителей казаков и иногородних; три церкви, мужская гимназия, два двухклассных станичных училища, две церковно-приходских школы, библиотека; крупная торговая пристань, со ссыпных пунктов во время навигации ежегодно грузилось свыше 600 тысяч пудов зерна; казенный водочный завод, кожевенный завод, паровая и газо-генераторная мельница; обширное виноградарство и виноделие с ежегодным экспортом свыше 10 тысяч ведер лучших сортов донского вина; две больших осенних ярмарки, по 10 дней каждая: Спасовская в начале августа и Казанская в конце октября. На юрте станицы располагались хутора: Тимохин, Терехин, Ионов, Хороший, Каширкин, Потайновский, Красный Яр, Попов Лог, Чекаловский. На землях станицы велись археологические раскопки белого замка, известного как Правобережное городище, и левобережных остатков хазарской крепости Саркела. Сплошная коллективизация обезлюдила и разорила станицу Цымлянскую. К 1950 году ее остатки были выселены вместе с виноградниками на более возвышенный берег, где образован новый Цимлянский поселок. Старое, более низменное место, затоплено водами «Цимлянского моря».

 

По материалам: Казачий словарь
справочник: В 3-х т. / Сост.
Г.В. Губарев. Редактор-издатель
А.И. Скрылов. М., 1992.

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник