ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
«БЛЮДИТЕ УБО...» СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ И ОТКРОВЕННЫЙ

взгляды на будущий строй земной жизни

 

 

 

Окончание. Начало см. в № 10 (202)

 

Мы завершаем публикацию ранее не переиздававшегося труда святителя Серафима (Соболева) против социализма. Ценность работы, во-первых, состоит в том, что святой анализирует «материалистическое миросозерцание» в свете Божественного Откровения, с точки зрения православного учения о последних временах и кончине мира.

А во-вторых, хотя сегодня социализм в России уже не пользуется популярностью, это не значит, что эта тема не заслуживает внимания. Размышляя о революции, историк М. Б. Смолин отмечает: «„Смиренные“ либералы и радикальные революционеры были как „начала и концы“ единого революционного миросозерцания, внутри которого либералы раскачивали традиционное общество, а революционеры довершили дело его разрушения самим актом революции. <…> Большинство исследователей либеральной и социальной демократии, да и сами либералы и социалисты, считают себя противоположностями. И, как пишет Л. А. Тихомиров, „до известных пределов они правы. Лягушка очень отлична от головастика. Но, тем не менее, это все-таки дети одной матери, это различные фазы одной и той же эволюции“».

Другой историк и общественный деятель, Л. П. Решетников, констатирует: «В 1991 году все рухнуло. Казалось, Русский народ, имеющий перед глазами страшный кровавый опыт XX века, уйдет от ложного выбора – западный капитализм или очередной социализм-коммунизм. Но Русские слишком долго были под гнетом чужих идей, чужебесия. У власти оказались „новые февралисты“…»

Итак, наследовавший либерализму социализм выродился на наших глазах в неолиберализм – идеологию глобализации, продвигающую эгоистические интересы международных монополий, дурача людей либеральной риторикой. Поэтому если в публикуемом сочинении святителя Серафима «социализм» понимать как «глобализм», то оно фактически отображает современную действительность.

 

ГЛАВА 4: ЗАЩИТА ОТКРОВЕННОГО ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ
ПРЕД ХРИСТИАНАМИ, РАЗДЕЛЯЮЩИМИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ НАДЕЖДЫ

 

Неестественность существования самой фракции христиан, сочувствующих эсхатологическому учению социализма. Являющаяся из этого сочувствия ненормальность отношения данных христиан к евангельскому учению о Царстве Божием и презрении благ земных. Поверхностное их понимание и игнорирование означенных пунктов евангельского учения и отрицание коренных догматов христианства (воплощения Спасителя, страдания, смерти, Воскресения, Второго пришествия Христа, Страшного Суда и безсмертной жизни) – как плод сочувствия социалистической эсхатологии. Важность откровенного эсхатологического учения. Необходимость для христианина ясно определить свое к нему отношение, которое может быть только или отрицательным, или положительным. Жизненность откровенного эсхатологического взгляда. Полное его осуществление в недалеком будущем. Свидетельство Оптинского старца Амвросия.

Несмотря на такую несостоятельность социалистических основ для будущего строя жизни, несмотря на полную невозможность ожидать от будущего социалистического строя земной жизни чего-либо, кроме гибели, есть, к сожалению, фракция христиан, которым эсхатологические идеалы социализма, счастье социалистическое кажется, во-первых, симпатичным и, во-вторых, вполне осуществимым.

Как же отнестись нам, всецело принимающим христианскую эсхатологию, к таким христианам? Что сказать им в защиту откровенного эсхатологического учения?

Казалось бы, что при таком ясном, положительном учении о судьбах земной жизни Самого Христа и Его Святых Апостолов не должна была бы существовать и самая эта фракция. Однако она существует. И много можно встретить таких христиан, которые считают себя истинными христианами и в то же время тяготеют к социалистическому счастью и верят в его осуществление.

Останавливаясь на отношении означенных христиан к социалистическому счастью, мы должны сказать, что оно (отношение) для желающего быть на самом деле христианином является в высшей степени странным.

Такое ненормальное отношение выходит из преобладания в душе чувственной настроенности над духовной. Сердцу таких христиан неведомо счастье христианское, им чужда радость благодатная, та, о которой Спаситель, прощаясь со Своими учениками, говорил: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви, <…> радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин. 15, 10–11).

Вот почему этим христианам социалистический будущий строй жизни со своим материальным благополучием, прогрессом науки и искусства кажется единственным счастьем, по крайней мере, здесь на земле, и счастьем христианским. Другого счастья, иной радости они и представить не могут.

Спрашивается: как же эта христианская фракция относится к евангельскому учению о Царстве Небесном и презрении благ земных? Им остается одно из двух: или быть поверхностными по отношению к христианству, подделывая его под социалистическое мировоззрение, или же совсем игнорировать противоположности, существующие между христианством и социализмом. Это мы и встречаем.

Считая себя действительными христианами и стремясь иногда целиком к земной жизни со всеми ее чувственными благами, эти христиане по-своему понимают Царство Божие. На Царство Божие, или Небесное, о котором говорится в Евангелии, они смотрят по-социалистически; причем на такой социалистический строй, когда общественная организация добра уничтожит экономическую нужду, бедствия, невежество, будет проявлять одну любовь и внедрять ее в людях, – смотрят как на осуществление Царства Божия на земле (а какова социалистическая любовь, об этом см. выше).

Что же касается евангельского отрицательного взгляда на мирские блага, то данные христиане как-то обходят его, подобно тому, как они не обращают внимания на все противоположности, находящиеся между христианством и социализмом в их характере, существе и цели.

Царство Мое не от миpa сего (Ин. 18, 36); Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21); Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (Mф. 6, 19); Не любите миpa, ни того, что в миpe: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2, 15), – говорит Спаситель и Его святой ученик. И в эти божественные слова нельзя вкладывать своеобразных толкований, а тем более их игнорировать. С убедительнейшею ясностью они свидетельствуют, что Царство Божие или счастье христианское и тени не имеет тех признаков, всецело чувственных и плотских, которыми характеризуется социалистическое блаженство будущего строя земной жизни.

 

 

Но резкими и невместимыми для означенных христиан кажутся слова эти. Вот почему они по-своему стараются понять их; или же просто закрывают перед ними глаза свои; иначе сказать: смотрят и не видят, слышат и не разумеют, ибо огрубело сердце их.

Связывая себя по своей настроенности с социализмом в его учении о человеческом счастье, вышеупомянутая фракция христиан не исчерпывает данной связи только этим обстоятельством. В силу той же настроенности, заключая в себе предрасположенность к хилиастическим представлениям, они разделяют, как мы сказали выше, вместе с социалистами их надежды, их веру в осуществление на земле социалистического счастья в будущем обществе, как счастья притом будто бы христианского.

На такое отношение данных христиан к эсхатологическому учению социализма мы в защиту откровенного взгляда должны сказать этим христианам нечто большее.

Разделять вместе с социализмом его эсхатологические надежды – это значит не только не понимать Божественного учения о Царстве Божием и благах земных и его игнорировать, но – зачеркивать все христианское учение, поставить крест над всем христианством и его святыми догматами.

В самом деле, если я верю с социалистами в будущее торжество добра и общечеловеческое счастье посредством изменения экономической основы и прочих социалистических средств, материальных условий, то спрашивается: для чего же приходил на землю Спаситель, для чего Он страдал, зачем нужно было Его Воскресение, Его славная победа над смертью и злом, если последнее само собою уничтожится социалистическими средствами в будущем строе жизни?
Но этого мало. Разделять социалистические надежды – это значит опустить из виду участь мертвых и позабыть о загробной безсмертной жизни.

Некоторые христиане (по крайней мере, сами причисляющее себя к христианам), вполне разделяющие эсхатологический социалистический взгляд, находят почему-то возможным говорить о явлении антихриста и Втором пришествии Христа.

Но относительно таких христиан можно без всякого сомнения сказать, что они сами не чувствуют действительной необходимости присоединять к упомянутому взгляду это эсхатологическое христианское учение. И если присоединяют, то лишь для того, чтобы их запутанные взгляды имели христианскую окраску.

Они опускают совершенно из вида премудрость Господа, Который все делает в миpe, сообразуясь со свободною волею человека, с его настоящими потребностями. Если человечество в будущем будет олицетворением любви, братства и вообще райской жизни, то зачем Господу омрачать этот рай земной ужасами и кровопролитиями антихриста? Разве Господь райскую жизнь наших прародителей омрачал какими-либо ужасами и несчастьями? Напротив, Он только к радостям их блаженной жизни присоединял новые, когда Сам являлся к ним и беседовал с ними. Далее, если будущее человечество станет братьями и высоконравственными людьми, то к чему тогда страшное пришествие Христа с Его Страшным всеобщим Судом? В чем же Господь будет судить оставшихся к Его пришествию живых людей, в каких преступлениях, когда их уже не будет?

Вот к какому отрицанию (догматов христианских) и какой путанице придут те христиане, которые сочувствуют социалистическим эсхатологическим чаяниям и в то же время разделяют христианские взгляды.

 

Окончание см. на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник