ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПОЛЕМИКА ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О ложном понимании лика
святости «страстотерпцы»

 


Гробница св. вмч. Георгия Победоносца в Лидде

 

 

В прошлом номере мы напечатали фрагмент доклада многолетнего исследователя Царского Дела известного общественного деятеля, историка и журналиста Леонида Евгеньевича Болотина с конференции «Мученический Подвиг Царской Семьи» (Екатеринбург, 14 июля 2018 г.) на тему духовных целей и последствий ритуальных убийств святых Царственных Мучеников и Г. Е. Распутина.

Сегодня предлагаем к прочтению еще одну публикацию по материалам выступления Леонида Евгеньевича о не менее важной проблеме, рождающей ошибочные соблазны и разногласия в среде православных монархистов.

 

Некоторые горячие головы среди нас [православных монархистов] стали заявлять, что все те, кто не понимает смысла искупительной жертвы Государя и потому не чтит Царского искупительного подвига, в принципе лишаются возможности спасения в России для Жизни Вечной. Их радикализм особенно усилился после того, как Русская Православная Церковь Московского Патриархата в августе 2000 года канонизировала Царскую Семью не в лике мучеников, а в лике страстотерпцев. В своем простодушии они приняли совершенно ложное толкование лика страстотерпцев, навязанное еще в XIX столетии российскими казенными теологами, – как святых, которые были убиты или жестоко замучены своими единоверцами.

На самом деле до XI столетия титул святости «страстотерпец» во Вселенской Православной Церкви, как правило, усваивался только Христу-Спасителю, а иногда и Пресвятой Богородице. В греческом варианте наименование этого подвига соответствует двум богословским терминам – «атлофор» (athlophoros) или «тропаиофор» (tropaiophoros). В первом случае так именовался победитель в состязании (атлетическом состязании), носитель победы. В богословии подразумевалась победа Христа-Атлофора-Страстотерпца над смертью. Во втором случае титул «Тропаиофор» употреблялся не только в качестве титула Иисуса Христа, но и личного титула некоторых святых. В частности, святой воевода великомученик Георгий Никомидийский именовался «Тропаиофор». Нам сейчас такой титул широко известен под именем «Победоносец». А при буквальном переводе термин означает «носитель победных трофеев».

Есть и греческое слово, которое буквально так же переводится на Русский язык как «Победоносец», – Никифор! Но поскольку Никифор издревле является греческим личным именем, а у православных греков практически отсутствовала традиция двойных и тройных личных имен, характерная для Рима, слово «Никифор» в качестве титульного прозвища ими не употреблялось ни по отношению к Иисусу Христу, ни по отношению к святому Георгию.

По Русской церковной истории известно, что в X–XII веках личный титул великомученика Георгия, «Тропаиофор», переводился как страстотерпец! Впрочем, и позже – в старорусской литературе наименование некоторых храмов в честь страстотерпца Георгия сохранялось вплоть до конца XVII столетия. Окончательная унификация титула «Георгий Победоносец» произошла только в XVIII веке, а словосочетание «страстотерпец Георгий» затем полностью исчезло из богослужебных гимнов и церковных или государственных документов (писцовые, дозорные, переписные книги, жалованные грамоты)*.

Именно знамение христианской победы видели православные Русские люди XI–XII веков, когда усваивали редкий титул «страстотерпцы» князьям-мученикам Борису и Глебу. Тот же победоносный смысл данного титула они сохраняли, когда употребляли его относительно умученных Великих Князей Андрея Боголюбского и Михаила Тверского в XII–XIV веках, а потом и при прославлении Царевича Димитрия Угличского в самом начале XVII столетия.

Но затем такой победоносный духовный смысл термина «страстотерпец» совершенно затуманился в сознании казенных российских теологов XIX и XX веков, а в церковных справочниках стало преобладать ложное толкование лика страстотерпцев как умученных от своих соотечественников и даже от единоверцев. Ошибочный буквализм такого толкования российскими теологами вполне понятен из содержания агиографических сюжетов, посвященных святым князьям Борису, Глебу, Великому Князю Андрею Боголюбскому: Государей мучают и убивают собственные слуги. Но богословская суть титула Страстотерпец-Трофеофор из-за такой ошибочности не поменялась. Однако именно таким ложным толкованием руководствовались их прямые наследники по казенному мышлению в Синодальной комиссии по канонизации святых, когда готовилась канонизация святой Царской Семьи. Естественно, в такой трактовке подвиг страстотерпчества совершенно не устраивал многочисленных почитателей подвигов святых Царственных Мучеников.

Именно на почве такого недовольства возникла и радикальная оппозиция относительно «неправильной канонизации». Кризисная ситуация по-настоящему в Церкви не разъяснена до сих пор! Полагаю, что в церковной администрации есть подковерные либеральные силы, которые совершенно сознательно противятся разъяснению православным народам России подлинного значения титула святости «страстотерпец»: им просто выгодна смута среди верующих людей, смута, благодаря которой они сохраняют свои позиции на ключевых административных постах в синодальных структурах.

А радикальные ревнители почитания искупительного подвига святого Царя Николая свой радикализм усилили категоричным отвержением канонизации Царской Семьи в лике страстотерпцев. Мне неизвестны публикации на данный счет девяностых и нулевых, но в частных и общественных собеседованиях мне доводилось слышать от подобных совсем не многочисленных радикалов заявления, что все, кто не исповедуют святого Царя Николая в качестве Искупителя наследных революционных грехов Русского народа, и те, кто чтут святых Царственных Мучеников в качестве страстотерпцев, якобы идут по погибельному пути.

Нелепость данного тезиса о погибельности неправильного почитания тех или иных святых в том или ином лике святости, конечно, совершенно очевидна людям, хотя бы в общих чертах знакомым с церковной историей. Не было такого никогда в истории Церкви Христовой, да и теоретически быть не могло! Главный титул прославленных у Бога подвижников – святые! И во множестве случаев на протяжении столетий все мученики, великомученики, священномученики, исповедники, святители, безсребреники, целители, преподобные, преподобномученики, благоверные князья и Цари так кратко именовались – святой! И никогда такая простота исповедания не была препятствием для спасения душ верующих. Для Жизни Вечной души верующих спасает Сам Иисус Христос, и Он никогда не ставил условием спасения души верующего исповедание того или иного титула святости. Но именно такая радикальная трактовка в связи с вопросом о спасении души и создала лазейку для критиков, что ревнители почитания искупительного подвига уравнивают догматический Искупительный подвиг Иисуса Христа с искупительной жертвой Царя. В этом вопросе следовало бы спокойно разобраться, но радикалы породили и радикальную критику, сваливающую в одну кучу разнородные исповедания.

 

Леонид Евгеньевич БОЛОТИН,

историк, журналист,
общественный деятель

 

Примечание:

* В древнерусской духовной повести «Чудо, бывшее с святым великомучеником Георгием о змии», которая была переведена с греческого, видимо, еще в первой половине XI столетия – во времена Великого Княжения Ярослава-Георгия Владимировича Мудрого, привычный нам титул святого «Победоносец» ни разу не употребляется, но семь раз в этом тексте он титулуется страстотерпцем: «Аз убо грешен есмь человек, но надеюся на милосердие Святого и Великого Мученика и Страстотерпьца Христова Георгия; возвещаю вам чюдо сие, избранное во всех чюдесех его… Святый же и Великий Мученик и Страстотерпец Христов Георгие, почтенный от Небеснаго Царя воин, и по смерти живый, сияя великими чудесы, по смотрению убо Божию хотя спасти нас погибающих и избавити града нашего от толикия беды, в той убо час приста на месте том, якоже некии воин, грядый от рати, и со тщанием во свое отечество идый… Слышав же сия Великий Мученик и Страстотерпец Христов Георгий, и глагола… И абие силою Божиею и Великого Мученика и Страстотерпца Христова Георгия паде под коленьми ног его страшный он змий…. И внезапу видевше отроковицу, влекущу змия, и чудотворца Святаго Христова и Великого Мученика и Страстотерпьца Георгия, преди идуща, ужаснув же ся зело, начатъ бежати… И повеле Царь создати церковь во имя преславнаго и Великого Мученика и Страстотерпьца Христова Георьгия и украси церковь ону златом и сребром и камением драгим. И повеле память его творити месяца апрелия в 23 день… Сего ради и мы, братие, последующе дадим славу милосердому Богу, да молитвами Его Святаго и преславнаго и Великаго Мученика и Страстотерпьца Христова Георьгия улучим вечных и не мимоходящих благ о Христе Исусе, Господе нашем, Ему же подобает всяка слава и держава, честь и покланяние со Отцем и со Святым и Животворящим Его Духом и ныне, и присно, и во веки веком. Аминь» (Древнерусская редакция повести по списку XVI в. – РНБ, Погодинское собрание, 808, лл. 178–186 об.; списки в кн.: Рыстенко А. В. Легенда о Св. Георгии и драконе в византийской и славяно-русской литературах // Записки Новороссийского университета. Т. 112. Одесса, 1909. С. 36–42).

Очевидно, что древнерусский писатель греческий титул Святого Георгия «Тропаиофор» переводил как «Страстотерпец», и не просто как «Страстотерпец», а «Страстотерпец Христов». Надо отметить, что и гораздо позже – в старорусских писцовых книгах или аналогичных документах – храмы святого воеводы-великомученика назывались церквями Страстотерпца Георгия или Егория. Церковью Страстотерпца Георгия, к примеру, в старину именовался московский Георгиевский храм на Псковской горке (ул. Варварка, д. 12). В Царской описи утрат большого Московского пожара «лета 7137» о ныне не существующем университетском храме великомученика Георгия Победоносца на Красной Горке (ул. Моховая, д. 16) сообщалось: «По пожарному месту с Тверские улицы налево церкви: церковь Георгия Страстотерпца, что на Горке, древяна згорела…» (Троицкий В. И. Из истории Москвы. Опись г. Москвы после пожара 10 апреля 1629 г. // Красный архив, № 4 (101), 1940. С. 208). В Дмитровской писцовой книге того же времени говорится: «Погост на реке Хотче, а на погосте церковь Георгия Страстотерпца…» (Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда. Сообщил член Тверской ученой архивной комиссии священник Лев Крылов. Калязин, 1908. С. 171. Список с Дмитровской писцовой книги 7135–7137 [1627–1629] гг., письма и меры Андрея Загряжскаго. Московский архив Министерства юстиции МАМЮ № 877 – ныне РГАДА). Мартом 1691 года датирована «Сказка священника Софрония церкви Георгия Страстотерпца Боровской вол. Чарондской округи на дворе духовных дел в Чаронде…» В списке монастырей и церквей старинной Великоустюжской епархии, составленном по материалам окладной книги 1755 года, упоминается церковь Георгия Страстотерпца – Устюжского уезда, Южской трети, Шарденской (Шарденьгской) волости (Суворов Н. И. Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. 1872. Прибавления к № 16. С. 465–475 и к № 18. С. 517–526).

В ликах святых мучеников или великомучеников мы видим не только буквально читаемых – мучимых перед смертью христиан, но и свидетелей и великих свидетелей Божественности Христа – Martys, Martyros, Megalomartys; как их в первую очередь понимала Древняя Церковь, так в страстотерпцах мы должны видеть победные трофеи христианского подвижника, а не только его страдания, видеть за церковнославянским титулом «святой страстотерпец» Того, Кто является Подвигоположником данного исключительно высокого по своему духовному достоинству духовного подвига – Иисуса Христа. Именно Его молил сам святой князь Борис: «Господи Исус Христе! Иже сим образем явися на земли изволивы волею пригвоздитися на Кресте и приим страсть грех ради наших, сподоби и мя прияти страсть!» («Сказание и Страсть и Похвала Святую Мученику Бориса и Глеба»). Именно такой подвиг видел преподобный Нестор Летописец, восклицая о князьях Борисе и Глебе: «Радуйтася, Страстотерпца Христова, заступьника Руськой Земли, еже ицеление подаета приходящим к вам верою и любовью!» (ПСРЛ. Т. II. СПб., 1908. Стб. 126). Не страдания, принятые от коварных единоверцев, а главным образом видимое всему миру победное достоинство страстотерпцев-атлофоров-тропаиофоров особо отличает их от других святых мучеников.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник