ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ – АПОСТОЛ
НАШИХ ДНЕЙ

 

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 6

 

Святитель Игнатий самих архиереев обличал. Уже в его время апостасия проникала во все слои церковной жизни – он не молчал, но при этом сохранял дух мирен. Правильное духовное состояние – благое переживание, благая обезпокоенность происходящим вокруг отступлением. Соглашаться с ложью нельзя. Но нужно и не предаваться духу осуждения, смятения. Опять же, необходим средний, царский путь.

В нашей Церкви сегодня – слава Богу! – есть множество достойных пастырей, архиереев; благодаря их трудам и молитвам держится дух благочестия. Но дух времени, как говорил святитель Игнатий, – понимать надо. Конечно, с кончиной Патриарха Алексия многие почувствовали, что целая эпоха ушла, и старцы сейчас один за другим уходят…

Еще нынешняя особенность – глобализационные тенденции. Людей закабалили кредиты, ипотеки, цифровые технологии, интернет. Нет времени задуматься, помолиться, почитать... Наш народ втянут в эту глобальную ловушку, в бешеные темпы и «высокие» технологии жизни, которые пытаются сделать неотъемлемыми атрибутами современности. И это при том, что в стране – нравственный и экономический кризис, а у нас власть отдается банкам, вводят «цифровую экономику», «цифровую школу», биометрическую идентификацию! До этого ли нам сейчас?!

Мы должны как можно меньше зависеть от этих тенденций, отказываться от навязываемых технологий, электронных форм оплаты, идентификации, отстаивать традиционные системы учета, документооборота. Конечно, очень мало людей, которые это понимают, но, как показывает практика, даже несколько десятков человек способны организовать массы народа, например, для сбора подписей за отказ от биометрии, от электронных карт, от принятия ювенальных законов, от нововведений в школах и т. д. Надо действовать – вера без дел мертва. А чтобы совершать правильные, добрые дела по вере, необходимо узнавать дух времени, обличать ложь, прикрывающуюся добродетелью, – как и наставляет святитель Игнатий.

 

– Часто приходится слышать, причем от духовных людей: «Наше дело – молиться; зачем лезть в политику, в земные проблемы, вопросы государственного устройства?..»

– Разве православный человек не должен интересоваться политикой? Разве он не должен всю свою жизнь стараться строить по заповедям Божиим? Или в храме мы – одни, а в обществе – другие? Святитель Игнатий, будучи глубоко духовным человеком, склонным к уединению, выполнял свой долг перед Царем земным, не отстранялся от нужд государства и своего народа. Также и старцы нашего времени – Николай Гурьянов, Кирилл (Павлов) – были в курсе жизни народа, знали, что происходит в стране… Да даже преподобная Мария Египетская при встрече с аввой Зосимой поинтересовалась: как правят Цари в стране, направляют ли ко благочестию вверенный им народ. Такая вот «политика»! А среди духовных чад наших старцев были и редакторы газет, и писатели, и издатели, и те же политики, которые несли в массы благословленный их духовниками правильный курс. Поэтому, как я сказал, малая горстка самоотверженных людей может сделать большое дело.

«Молитесь!» – несомненно, молиться мы должны всегда, это первое дело для православного человека. Но не всякое обращение к Богу есть молитва, не всякая молитва Ему угодна, но только – в духе Истины, – об этом тоже писал святитель Игнатий. Для этого нужна правильная, Православная вера. А вера, опять же, без дел мертва. А чтобы делать угодные Богу добрые дела, нужно различать добро и зло во всех его проявлениях. Потому и необходимо «знать обстановку».

 

– Тоже часто приходится слышать, особенно в возрождающихся обителях: «Нам некогда следить за обстановкой, новостями, у нас – строительство…»

– Так для чего мы тогда все строим, возводим стены, когда от чистоты веры отступаем, духа правильного не имеем, молитве не учимся, направить обращающегося человека не можем? Кто-то даже говорил: «Мы не молитвенники, мы – строители: сейчас построим, а после нас уже молитвенники будут». А что, молитвенники эти с неба упадут?! Вот, один современный старец обличал: «Монахи, не делайтесь рабами скота!» Монастырскую жизнь сегодня часто превращают в колхоз: заводят хозяйство и впрягаются в ежедневные труды, заботы о нем. Конечно, не будет ни возможности, ни сил, ни желания молиться и вникать в дух времени. Но здесь нужно вспомнить слова преподобного Паисия Святогорца: раньше монаха сажали в башню за то, что он интересовался обстановкой в миру, а теперь надо сажать за незнание того, что происходит и к чему все движется. Внешнее невозможно отделить от внутреннего, как и Церковь – от государства, как бы это ни старались делать.

 

– Мы знаем, что святитель Игнатий имел твердую верноподданническую позицию по отношению к Царю Николаю I, по поручению которого возрождал внешнюю и внутреннюю жизнь этого монастыря. Сейчас симфония властей церковных и государственных разрушена; говорится о том, что всякая власть от Бога; насаждается толерантность, некая мультирелигиозность, безразличие к земному устройству – уранополитизм… Как к этому относиться?

– Всякая власть, действительно, от Бога, но – или благословляется, или попускается Им. В России земное жительство веками строилось по образу Небесного Царства. «Демократия – в аду, а на Небе – Царство», – учит святой праведный Иоанн Кронштадтский. В этом же духе наставлял и святитель Игнатий (Брянчанинов), подавая во всем пример. Мы должны и внутри себя строить Царство Небесное, и внутри семьи – малую церковь, и в государстве – Царство с основой на Православии, иначе – никаких успехов не будет, Бог не даст.

Нужно учиться еще у святых Царственных Мучеников – для нас очень важно понять, что Царь Николай II строил именно Православное Царство. Почему его отвергали, критиковали, обвиняли чиновники, дворяне? Потому что он руководствовался не обычными категориями выгоды, а категориями духовной пользы, спасения душ. Он не хотел быть номинальным главой государства, а именно – отцом народа, Помазанником Божиим для Святой Руси. Его не поняли, свергли, организовали государственный строй со всяческими «свободами», «правами», но Господь все это разрушил. Так и сейчас, при потугах власти к светскости, толерантности, мультирелигиозности – обстановка в стране лишь накаляется.

 

– Еще вспоминаются предсказания святителя Игнатия, что в последние времена противники антихриста сочтутся возмутителями общественного порядка, преступниками закона, и, как написано в Евангелии, убивая православных, даже будут думать, что приносят службу Богу…

– Да, действительно, приближение к этим временам мы сейчас видим. Те православные, которые выступают против глобализации в различных ее проявлениях, экуменизма и модернизма, дискредитируются в СМИ, на них навешивают ярлыки маргиналов, сектантов, «темных» людей. Но и новомучеников с исповедниками гнали за якобы нарушение общественного порядка, «контрреволюционную», «антигосударственную» деятельность. Православный человек должен и всегда будет выступать против мирского духа, поэтому носители этого духа ополчаются и будут восставать против нас, вплоть до времен самого антихриста. Получается, что настанет такое время, когда этот дух широко распространится в церковной среде, и уже считающие себя православными станут гнать подлинно православных.
Т. е. мы живем во время подмены Христа антихристом, приближаемся к изощренным внутрицерковным гонениям, «гонениям на дух», о чем нас предупреждали Святые Отцы и подвижники, в том числе преподобные Варнава Гефсиманский, Анатолий Оптинский младший, святитель Игнатий (Брянчанинов) и др.

 

– Батюшка, приведите, пожалуйста, в завершение какие-нибудь обнадеживающие слова святителя!

«Ныне или после, но России необходимо сосчитаться с Европою. Усилия человеческие судеб Божиих уничтожить и изменить не могут. России предназначено огромное значение. Она будет преобладать над вселенной. Она достигнет этого, когда народонаселение ее будет соответствовать пространству. Это народонаселение ежегодно приращается больше, нежели на миллион; Россия должна вступить в грядущее столетие при народонаселении в 100 миллионов. Нападение завистливых врагов заставит ее развить силы и понять свое положение, которое уже будет постоянно возбуждать зависть и козни. Это потребует огромного труда, подвига, самоотвержения; но что делать, когда приводит к ним рука непостижимой Судьбы! Единственное средство к исправлению упавших сил, нравственной и духовной – положение, требующее труда, приводящее к самоотвержению. В 38-й и 39-й главах пророка Иезекииля описаны могущество, многочисленность северного народа, названного Россом; этот народ должен достичь огромного вещественного развития пред концом мира, и заключить концом своим историю странствования на земли человеческого рода. На упомянутые главы Иезекииля делается ссылка в 20-й главе Апокалипсиса; многочисленность войска, которое будет в Государстве, уподоблена песку морскому. Святой Андрей Критский, церковный писатель VII века, объясняя 20-ю главу Апокалипсиса и находя пророчество ее тождественным с пророчеством Иезекииля, говорит: „Есть на севере народ, скрываемый от прочих народов рукою Божиею, народ, самый многочисленный и воинственный. Пред концом мира он внезапно откроется и преодолеет все народы“. Точно! Европа узнала Россию после Америки, почти только со времен Петра I. Петр I пожаловал в Париж гостем в 1714 году, а в 1814-м пожаловала туда Русская армия. Какая быстрота событий! Нынче, навстречу грозящимся на нас врагам, можно сказать словами 2-го псалма: „Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным“. Враги разбудят, потрясут Россию, произведут в ней невольное развитие силы, но не унизят России: они возвысят ее, – таково ее предопределение».

 

– Аминь! Благодарим Вас, отец Варлаам!

 

Беседовала
Анастасия ДЕРЖАВИНА

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник