ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ И ОТКРОВЕННЫЙ

взгляды на будущий строй земной жизни

 

 

 

С этого номера мы начинаем публикацию ранее не переиздававшегося труда святителя Серафима (Соболева) против социализма. Ценность работы, во-первых, состоит в том, что святой анализирует «материалистическое миросозерцание» в свете Божественного Откровения, с точки зрения православного учения о последних временах и кончине мира.
А во-вторых, хотя сегодня социализм в России уже не пользуется популярностью, это не значит, что он не заслуживает внимания. Размышляя о революции, историк М. Б. Смолин отмечает: «„Смиренные“ либералы и радикальные революционеры были как „начала и концы“ единого революционного миросозерцания, внутри которого либералы раскачивали традиционное общество, а революционеры довершили дело его разрушения самим актом революции. <…> Большинство исследователей либеральной и социальной демократии, да и сами либералы и социалисты, считают себя противоположностями. И, как пишет Л. А. Тихомиров, „до известных пределов они правы. Лягушка очень отлична от головастика. Но, тем не менее, это все-таки дети одной матери, это различные фазы одной и той же эволюции“».

Другой историк и общественный деятель, Л. П. Решетников, констатирует: «В 1991 году все рухнуло. Казалось, Русский народ, имеющий перед глазами страшный кровавый опыт XX века, уйдет от ложного выбора – западный капитализм или очередной социализм-коммунизм. Но Русские слишком долго были под гнетом чужих идей, чужебесия. У власти оказались „новые февралисты“…»

Итак, наследовавший либерализму социализм выродился на наших глазах в неолиберализм – идеологию глобализации, продвигающую эгоистические интересы международных монополий, дурача массы либеральной риторикой. Поэтому если в публикуемом сочинении святителя Серафима «социализм» понимать как «глобализм», то оно фактически отображает современную действительность.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Время, переживаемое ныне, можно, к сожалению, назвать временем особенно успешного распространения социализма.

Вытесняя все прежние верования и пытаясь стать даже на место самого Христианства, социализм делается своего рода религиею, новою верою, под которою надлежит-де объединиться современному человечеству. И чем дальше идет время, тем более и более социализм приобретает себе исповедников. Недалеко, быть может, то время, когда в большом числе и православный, и католик, и лютеранин, и магометанин, и еврей могут забыть свои религиозные разности и объединиться под одним знаменем социализма. Наблюдая, как пренебрегается теперь учение Христа, как меркнет и угасает Христианская вера на земле при широком и успешном распространении социализма, ужели мы должны вместе с Бебелем сказать: «Будущее принадлежит социализму»?! (Бебель А. Будущее общество. М., 1905. С. 84).

Не в нашей задаче останавливаться на выяснении причин успешного распространения социализма. Смотря на последнее как на грубое материалистическое миросозерцание, мы можем только сказать, что главная причина этого успеха лежит в плотяности и материальных стремлениях современного человечества. Современный человек слишком далек от Неба. Его интересы и надежды прикованы к земле. «Дайте нам землю, а небо оставим ангелам и воробьям», – повторяет Бебель немецкую пословицу. Не Царство Божие, а царство человеческое здесь, на земле, с его сытостью материальною и с внешнею благоустроенностию стало последнею целью для людей.

Впрочем, не будем отрицать как особого, хотя и далеко не коренного фактора в успешном распространении социализма тяжелых условий жизни низших классов общества, которым социализм лживо обещает много радостей в будущем социалистическом строе земной жизни. Показать этот строй жизни и посмотреть на него с точки зрения евангельского взгляда и составляет нашу задачу.


ГЛАВА 1: СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА БУДУЩИЙ
СТРОЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

 

Главные основы этого строя – экспроприация частной собственности и политическая гражданская свобода. Все нестроения, всякие несчастия и преступления в современной жизни происходят, по учению социализма, вследствие отсутствия указанных основ в наличном строе общественной жизни. Вступление жизни человеческой в небывалый на земле период счастливого состояния с появлением социалистических основ в общественном строе нашей жизни. Характеристика последнего социализмом. Признаки, характеризующие этот строй как счастливый: а) облегчение труда; б) уничтожение преступлений и вообще всякого зла в людях; с) возвышение всего человечества до проникновения идеалами равенства и братской любви чрез социалистическое воспитание и образование; д) отношение будущего социалистического общества к человеку как семьянину и гражданину, полное заботы и любви, имеющее дать ему возможность до самой смерти жить без всяких страданий, забот о завтрашнем дне и предоставить ему наслаждаться только семейными радостями, всевозможными удовольствиями и полным удовлетворением всех своих потребностей.

 

 

Разумеется, невозможно нарисовать в детальных и определенных красках картину будущего социалистического строя. Для этого не хватило бы наших слабых сил. Да и нельзя с точки зрения самих социалистов предвидеть: в какие именно социальные организации выльется и какие формы в отдельных случаях примет будущий строй общественной жизни. «В обществе, – говорить Бебель, – как в природе, все постепенно течет и видоизменяется; одно появляется, другое пропадает. Постоянно делаются открытия, изобретения и различного рода улучшения, значения которых нельзя предугадать, а они революционизуют и изменяют» (Там же. С. 8). Отсюда, если можно говорить о будущем социалистическом строе, то только с точки зрения принципов социальной жизни. В таком случае мы должны прежде всего остановиться на одном из оснований, предназначенном лечь во главу угла будущего социалистического общества.

Таким основанием в глазах социализма представляется экспроприация частной собственности в пользу общественной. В этом главным образом социальном явлении и полагается социалистами коренной залог всяких будущих благ и всякого добра. Равным образом отсутствие его в общественной жизни служит причиною всяких бед и всякого зла. Таким образом, все хорошее и все плохое ставится социалистами в зависимость от экономической основы, от чисто внешних материальных условий, окружающих человека.

Рассматривая под таким углом зрения общественную жизнь в данный момент, социализм находит ее полной трагизма, стоящею на краю своей гибели. И такое состояние современной жизни вполне естественно. Оно с неизбежною необходимостью выходит, по учению социализма, из несовершенной и вредной экономической основы общественной жизни, а именно – из наличного существования частной собственности при капиталистическом способе производства. Благодаря этому, блага, получаемые от производства труда, которые должны были бы дать равные и благоприятные условия существования всем, сосредоточены только в руках незначительного меньшинства. Отсюда, на стороне последнего – капитал со всеми удобствами жизни и плодами культуры, а на стороне производителей капитала – нищета со всеми ее последствиями: голодовкою, невежеством, проституцией, босячеством и массою всевозможных преступлений и бедствий.

Вот что будто бы производит частная собственность, или, точнее, капиталистический способ производства. Последний, по словам Либкнехта, основанный на системе наемного труда, приводит к двум последствиям: с одной стороны – накопление собственности в руках немногих людей и вытекающая отсюда развращенность этих немногих, с другой стороны – обнищание масс – пауперизм. «Рабочий, – говорит Либкнехт, – не может удовлетворить своим простейшим потребностям, несмотря на производимые им богатства. Лишения, нездоровые мастерские и фабричные помещения похищают у него жизненные силы, его ждет раннее увядание, преждевременная смерть. Он не знает семейной жизни, его жена и дети должны идти на фабрику, т. к. его заработка не хватает на жизнь. Его подрастающим дочерям предстоит на выбор краткое и блестящее поприще проституции или долгий, серый, лишенный света и воздуха, удел женщины-пролетария. Всякий, кто стонет под бременем этих нечеловеческих условий, подхватит наш клич: долой систему наемного труда!» (Либкнехт К.Наши цели. СПб., 1905. С. 15; см.: Каутский К. Экономическое развитие и общественный строй. СПб., 1905. С. 79, 139).

Конечно, Либкнехт не одного только фабричного рабочего желает показать в таких невыносимых условиях жизни. Нет, в таком положении, по мнению Либкнехта, оказывается всякий, кто является настоящим производителем богатства, будет ли им пахарь, или рабочий, или приказчик, или трактирный и домашний слуга и т. д.

Таково, по мнению социалистов, положение трудящихся классов общества в настоящее время.

Мы сказали выше, что на стороне последних оставлена, по взгляду социализма, только нищета со всеми ее печальными последствиями, бедствиями и преступлениями. И действительно, нет почти такого преступления, такого проявления человеческого зла, которое социализм не относил бы к частной собственности как к своему первоисточнику. Смотря на невежество, проституцию, босячество и другие подобные социальные явления как на прямое следствие, вытекающее из существования частной собственности, социализм ставит в такое же отношение к частной собственности такие пороки и страсти человеческие, как, например, гордость, тщеславие, гнев, злоба, ненависть (ревность), месть и др. (см.: Бебель А. Указ. соч. С. 94). Словом, какое бы бедствие и преступление мы ни взяли, оно будет выходить из общего и коренного виновника всех зол – частной собственности. И до тех пор человечество будет-де изнывать под бременем бедствий, пока будет существовать частная собственность. «С уничтожением частной собственности на средства труда с их превращением в собственность общественную, – говорит Бебель, – постепенно исчезнет вся та масса бедствий, которые мы видим в буржуазном обществе на каждом шагу и которые становятся все невыносимее» (Там же. С. 77).

 

Продолжение см. на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник